Интегрированные уроки в начальной школе как средство повышения познавательной активности учащихся методические рекомендации

Мечта каждого учителя — воспитать ученика
знающего, умеющего самостоятельно мыслить,
задавать себе вопросы и находить на них ответы,
ставить перед собой проблемы и искать способы их
решения.

Объем информации в современном мире
увеличивается с молниеносной быстротой, и поток
ее обрушивается на ребенка, который с трудом
может ему противостоять. И поэтому в настоящее
время и педагогика в целом, и каждый учитель в
отдельности все чаще задаются вопросами: чему
учить и как учить? Какое образование нужнее:
техническое или гуманитарное? Каким предметам
нужно отдавать предпочтение в школьном курсе? И
это всего лишь маленькая часть проблем
сегодняшней школы.

Другого рода проблемы — это проблемы
воспитания. Зачастую учитель превращается в
урокодателя, забывая при этом, что урок, помимо
обучающей, носит и воспитывающую функцию. Такое
отношение к учебному процессу губительно
действует и на саму педагогическую идею
воспитания и обучения гармоничного человека
будущего, а также сужает рамки получаемых знаний,
препятствует образованию атмосферы
сотворчества в школе. Конечно, в школах есть
факультативы, спецкурсы, кружки. Но они, в первую
очередь, направлены на расширение знаний по
конкретному предмету.

Повсеместно на уроках широко используются
межпредметные связи. Но они воспринимаются
учениками как дополнение и расширение темы
урока.

Необходимо по-новому смоделировать процесс
передачи знаний, социального опыта от учителя к
ученику, организовать сотворчество учителя и
ученика, ученика и ученика.

Конечно, у опытного учителя это всегда
присутствует на уроке; присутствует — но зачастую
не развивается, а значит, замыкается в рамках
одного предмета, каждого урока в отдельности,
существует без потребности выйти за их рамки.

Организация учебно-воспитательного процесса в
новых инновационных технологиях требует от
современного учителя совершенствования
практической деятельности путем поиска новых
ценностных приоритетов

в определении целей и содержания, форм и
методов построения учебной деятельности
учащихся.

К решению найти новую нетрадиционную форму
технологии урока нас подтолкнули нестыковки
школьных предметных программ, в первую очередь
программы “Введение в историю” авторов Е. В.
Саплиной и А. И. Саплина и программы
“Изобразительное искусство и художественный
труд” Б. М. Йеменского. Так, вопросы, касающиеся
мировой художественной культуры, по истории
рассматриваются в основном в 3-м классе, а по
изобразительному искусству — в 4-м. А вопросы,
касающиеся русской культуры, — наоборот. Такая
временная несостыковка приводила к
необходимости повторения одного и того же
материала, а следовательно, к снижению
познавательной активности учащихся.

Мы поставили перед собой задачу отыскать
возможные точки их соприкосновения, показать
пример широкого сотрудничества предметов на
уроке через сотрудничество учителей и
школьников как новой формы урочной деятельности,
расширить кругозор учеников и повысить их
познавательную активность.

Сложившаяся в нашей школе творческая группа
учителей-экспериментаторов под руководством
Зайцевой Т. А. увидела способ решения этой
проблемы в использовании инновационной
технологии интегрированного урока.

Включиться в эту проблему нашли возможным
учителя эстетического цикла, опирающиеся в своей
урочной деятельности на следующие программы:

  • учитель музыки Емелина Т. В. — на программу Г. С.
    Ригиной;
  • учитель изобразительного искусства Шведкова Л.
    А. — на программу Б. Н. Йеменского.

Предметы “Изобразительное искусство” и
“Музыка” были выбраны не случайно. Ведь помимо
того, что треть изучаемых тем по данным предметам
совпадает по содержанию с темами уроков истории,
курсы изобразительного искусства и музыки
способствуют пробуждению у учащихся
эмоциональной отзывчивости, воспитывают
культуру чувств, нравственно обогащают личность
ребенка, учат воспринимать окружающий мир во
всем его богатстве, обогащают внутренний мир
ребенка.

Мы задумались: что же следует понимать под
интеграцией? Какой предмет должен стать опорным?
Сколько времени следует отводить на изучение
материала по каждому предмету?

Под интеграцией мы понимаем процесс сближения
и связи наук, состояние связанности отдельных
частей в одно целое, а также процесс, ведущий к
такому состоянию. Кроме того, интеграцию мы
рассматриваем как психолого-коррекционный
принцип, направленный на развитие и
содержательное наполнение
эмоционально-чувственной и интеллектуальной
сферы ребенка.

Уровни интеграции могут быть различными. В
своей практике мы пытались интегрировать и два, и
три предмета, но остановились на интегрировании
двух предметов, так как считаем такой уровень
интеграции наиболее доступным для начальной
школы.

Общие задачи интеграции выстроились
следующим образом:

  • создать у детей образ целостного восприятия
    окружающего мира;
  • расширить их знакомство с эстетическими
    формами деятельности;
  • активизировать знания учащихся, полученные по
    предмету “История” в практической ситуации;
  • познакомить детей с различными гранями
    искусства;
  • умножить знания в области названных предметов;
  • развивать элементы общечеловеческой культуры и
    навыки коллективной работы и творческой
    дисциплины.

Как можно осуществить связь предметных
программ, показывает приложение 2.

Интегрированный урок в большинстве своем
ограничен временными рамками одного урока,
проводится в одном классе, имеет цель не только
закрепить, но и решить новую учебную проблему,
всегда направлен на совместное творчество
учительского и ученического коллектива во время
проведения урока и при подготовке к нему. Но в
отдельных случаях при высокой сложности или
большом объеме изучаемого материала
интегрированный урок может выходить за рамки
одного урока и длиться 1,5-2 академических часа.
Как правило, такой урок помимо обширного
теоретического материала предполагает объемную
по продолжительности практическую работу (в том
случае, если идет интеграция с уроком ИЗО).

В своей практике мы проводим интегрированные
уроки двух видов. В первом случае время,
отводимое на каждый предмет, строго
регламентируется. Урок, проводившийся по одной
теме, делился в то же время на две части, одну из
которых вел учитель начальных классов, а вторую -
педагог-предметник эстетического цикла.
Несмотря на общую цель урока, перед каждым из
педагогов стояли собственные задачи, диктуемые
спецификой предмета. Так, при изучении темы
“Возникновение жилища” (3-й класс) общая цель
урока звучала: познакомить учащихся с разными
типами жилищ в зависимости от условий жизни и
климата. А задачи звучали следующим образом:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения
    жилища в разных природных зонах.
  2. Учить изображать жилище, выполненное из разных
    материалов в зависимости от климата.

Вторым видом интегрированного урока является
сюжетный урок, при проведении которого каждый
учитель сам планирует, сколько минут и какое
время следует отвести каждому предмету. Причем
предметы чередуются, повторяются, не нарушая
целостности сюжета. Педагоги дополняют друг
друга, ведут диалог как с классом, так и между
собой, создавая на уроке доверительную,
доброжелательную атмосферу, показывая учащимся
пример взаимного сотрудничества на основе
понимания и взаимоуважения.

Не только единый сюжет объединяет оба предмета,
едины также воспитательная и развивающая цели.
Это позволяет ребенку наиболее полно чувственно
осваивать окружающий мир.

Содержание сюжетных уроков на разных ступенях
обучения имеет свои особенности. В понимании
окружающего мира дети от класса к классу
поднимаются все выше и выше по образовательной
лестнице, воспринимая мир сначала через природу,
через человека, затем — через общество и его
культуру. Следовательно, сюжетные уроки дают
огромную базу для усвоения глубоких знаний об
окружающем мире через спектр изучаемых в
начальной школе предметов.

Структура интегрированных уроков истории
(литературы) и ИЗО (художественного труда) будет
обусловлена необходимостью выполнения
практической работы, и, соответственно, будет
включать в себя такие этапы урока, как
практическая работа, выставка готовых работ и
уборка рабочего места. Опрос (этап проверки
домашнего задания ) либо не проводится, либо
простраивается в занимательных формах: викторин,
ребусов, кроссвордов и т.д. Такие формы опроса
помогают сэкономить время и позволяют
поддерживать высокую познавательную активность
младших школьников. Домашние задания при
проведении таких уроков даются в минимальном
объеме и направлены на развитие творческих
способностей детей. Хорошим подспорьем в этом
отношении является тетрадь на печатной основе Е.
В. Саплиной и А. И. Саплина, в которой представлен
большой выбор разнообразных заданий творческого
характера.

Предполагаемые формы интеграции позволяют
уплотнить урок, задать умелый деловой настрой,
бережно относиться ко времени, быстро включаться
в работу и переключаться с одного учебного
предмета на другой, неназойливо побуждать детей
к разнообразным занятиям, перерастающим в
активное их участие в групповых, парных и других
формах коллективных занятий. Осуществляя на
уроках взаимосвязь различных видов
деятельности, мы добиваемся активного,
заинтересованного включения детей в учебный
процесс.

Для повышения познавательной активности
учащихся, а также с целью формирования навыка
взаимосотрудничества, при проведении
практической работы используется в основном
групповая или коллективная форма организации
деятельности учащихся. Это не только позволяет
каждому ребенку раскрыть свои творческие
способности, воспитывает взаимоуважение и
чувство товарищества, но и позволяет уплотнить
урок за счет экономии времени. Кроме того, работа
в группах позволяет учащимся рассмотреть
поставленную перед ними задачу с разных точек
зрения, а значит, выполнить ее более
разносторонне, чем при выполнении аналогичной
работы индивидуально.

Таким образом, чередование видов деятельности
во время проведения интегрированных уроков
снижает утомляемость отделов головного мозга,
создает комфортные условия для ребенка как
личности, позволяет избежать ситуации, когда тот
или иной предмет попадает у школьников в разряд
нелюбимых, повышает успешность обучения.

Опыт проведения таких уроков показал, что
ребенку предоставляется великолепная
возможность проявить себя в позиции творческого
субъекта, включиться в деятельность с целью
самореализации, проявить свой интерес и
активность, шире развить познавательные
процессы и сферы межличностного общения.

Освободившиеся за счет проведения
интегрированных уроков часы могут быть
использованы для более глубокого изучения
других тем того или иного из интегрируемых
предметов, а также на проведение внеклассных
мероприятий по данному направлению (посещение
музеев, библиотек и т.д.).

Свою работу по интеграции различных предметов
мы начинали с уроков истории и ИЗО, но в
дальнейшем стали использовать интеграцию и при
проведении других уроков.

Итак, теперь можно подвести общий итог того,
почему мы считаем, что имеет смысл использовать
интегрированные уроки как новую форму урочной
деятельности.

  • Во-первых, потому что он выходит за рамки
    общепринятых норм -обучающих, развивающих и
    воспитывающих как желательная форма в
    дополнение к привычной школьной урочной жизни.
  • Во-вторых, потому, что необходимость совместной
    реализации поставленной проблемы урока требует
    от учителей тонкого настроя на эмоциональную
    обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во
    время урока и друг на друга. Ведь любой, даже
    тщательно подготовленный и методически
    разработанный урок в момент его проведения
    всегда требует от учителя гибкости и способности
    к импровизации.
  • В-третьих, задействованный в процессе урока
    механизм одновременно-последовательного
    преподавания выстраивает наряду со старой
    (учитель -ученик, ученик — ученик) и новую
    воспитательную линию общения учитель -учитель,
    которая, по нашему мнению, ближе стоит к форме
    межличностного общения человек — человек.

Каждый урок имеет свою цель, система уроков
обучает, многолетнее обучение дает всестороннее
развитие. К какому результату может стремиться
наш интегрированный курс? Он способен каждый раз
расширять творческие задачи познавательной
деятельности.

Наша группа учителей считает, что проведение
интегрированных уроков можно рассматривать не
только как возможность в удобной форме
раскрывать и объединять в целостный образ
многоликости мира, но и методично формировать
познавательную активность школьников. Мы
считаем, что интегрированные уроки выходят
далеко за рамки урока с межпредметными связями.

Учителя, которые планируют включить в свою
педагогическую деятельность проведение
интегрированных уроков, должны учитывать
затруднения, которые могут при этом возникнуть.

  • Во-первых, следует просмотреть программы тех
    предметов, которые предполагается интегрировать
    с целью выявления похожих по тематике тем. Они
    необязательно должны быть идентичны, главное -
    выявить общие направления данных тем и
    обозначить цель будущего интегрированного
    урока. При этом нужно не забывать, что цель урока
    должна быть направлена на более глубокое
    изучение материала и практическое подкрепление
    теоретических знаний, что необходимо для лучшего
    усвоения материала.
  • Во-вторых, при составлении конспекта урока
    следует четко распределить количество времени,
    отводимое каждому педагогу и строго
    придерживаться данного регламента. Особенно это
    правило необходимо соблюдать, когда педагоги
    делают первые попытки проведения
    интегрированных уроков, не имея достаточного
    опыта совместного сотрудничества. Неопытные
    педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при
    проведении данного типа урока количество
    времени, отводимое каждому из учителей,
    сокращается вдвое, и зачастую не успевают
    уложиться в рамки одного урока.
  • В-третьих, следует обратить особое внимание на
    организацию интегрированного урока: тщательно
    продумать расположение необходимого
    оборудования (как правило, при проведении таких
    уроков используется большое количество
    наглядного материала), чтобы не отвлекаться на
    его поиски или развешивание во время урока;
    продумать формы организации практической работы
    обучающихся и расставить соответственно столы;
    заранее разложить на столах необходимый
    раздаточный и рабочий материал; продумать и
    изготовить на предыдущих уроках нужные в
    практической работе заготовки. Все это
    необходимо для более рационального
    использования времени, отведенного на урок.
  • В-четвертых, не стоит забывать, что проведение
    интегрированных уроков требует от педагогов
    высокого профессионализма. Учителя не только
    должны строго соблюдать регламент урока,
    тщательно продумывать формы и методы работы на
    таких уроках, но и уметь слаженно
    взаимодействовать, показывая детям пример
    взаимного сотрудничества, при необходимости
    поддерживая и заменяя друг друга, т. к., несмотря
    на заранее написанный конспект, такие уроки
    больше похожи на театральную постановку, а
    следовательно, требуют от учителя умения
    импровизировать.

Не следует злоупотреблять проведением
интегрированных уроков, так как слишком частое
использование данной формы урока может привести
к обратному результату — снижению познавательной
активности обучающихся к изучаемым предметам. В
своей практике мы проводим не более 10
интегрированных уроков в год.

Выбор практической работы зависит в первую
очередь от темы и цели интегрированного урока.
Так, тема “Образ древнерусского города” уже
сама по себе подразумевает изображение этого
города. Мы выбрали создание макета города, но
педагог, проводящий такой урок, может выбрать
другую практическую работу: изображение города
материалами графики или живописи, создание
аппликации и т.д. Таким образом, предлагаемые
нами практические работы не являются
обязательными, оставляя свободу выбора за
педагогом. Но в то же время данная таблица может
служить хорошим подспорьем для учителя, не
являющегося специалистом по изобразительному
искусству, или для начинающего педагога.

При выборе времени, отводимого на практическую
работу, мы исходили из сложности, объемности
выполняемой работы и материала, из которого она
выполняется. Так, на изображение жилища разных
народов материалами графики отводится 12 минут,
так как работа несложная, используется простой в
обращении материал (восковые мелки), не требующий
времени на высыхание, работа выполняется
индивидуально, что также экономит время,
отводимое на работу. Работа по оформлению
русского народного костюма, несмотря на то, что
выполняется в группах, требует небольшого
количества времени (не более 10 мин), так как
каждый ребенок оформляет свою часть костюма,
которые потом объединяются в единый костюм
(мужской и женский). А вот на создание макета
города-крепости требуется не менее 30 минут, что
обусловлено трудоемкостью работы и
необходимостью создания единой композиции всем
классом. Выполнение таких объемных работ
предполагает парный интегрированный урок.

Выше мы уже писали, что при подготовке к
интегрированному уроку следует тщательно
продумывать все мелочи. К таким “мелочам”
относится выбор оборудования. Для выполнения
практической работы часто используется ватман,
который в зависимости от выполняемой работы и
формы организации деятельности детей
используется либо целиком, либо разрезается на
форматы A3, А4. Для экономии времени часто
используются материалы, с помощью которых можно
быстро выполнить работу и которые сами по себе
достаточно выразительны (например, восковые
мелки). Заготовки, используемые обучающимися во
время практической работы, могут выполняться как
самими детьми на предыдущих уроках (заготовки
предметов сервиза, изображение рыцарей и т.д.),
так и учителем (части русского костюма и бумажные
куклы). При проведении интегрированных уроков
нам пришлось создавать ряд таблиц для
систематизирования большого количества
иллюстративного материала из разных источников.
Это такие таблицы, как “Русский народный
костюм”, “Гербы городов России”, “Схемы
английского и французского парков” и другие. Эти
таблицы служат хорошим подспорьем учащимся при
выполнении практической работы. Кроме того, этот
материал может использоваться учителем и на
других уроках.

На уроке используются различные формы
организации деятельности детей. При выборе той
или иной формы мы руководствовались в первую
очередь необходимостью экономии времени, а также
объемом выполняемой работы и используемыми
материалами. Так, при выполнении изображения
городской торговой площади средневекового
города мы остановились на индивидуальной форме,
так как работа несложная, выполняется на
небольшом формате и используемые материала не
требуют большого количества времени. А при
изготовлении оклада иконы работа выполняется в
парах, что продиктовано ее трудоемкостью и
длительностью выполнения.

В начале нашей деятельности по интегрированию
учебных предметов мы остановились на истории и
изобразительном искусстве, но в дальнейшей своей
работе стали интегрировать и другие предметы.

Приложение 1

Примерная структура интегрированного
урока (история и изобразительное искусство)

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Повторение
  • Сообщение темы
  • Объяснение нового материала
  • Практическая работа
  • Выставка готовых работ
  • Итог
  • Уборка рабочего места

Приложение 2

Связь программных тем с темой и задачей
интегрированного урока

Изобразительное искусство и
художественный труд
История Интегрированный урок Цель интегрированного урока
3-й класс
Природа и селения разных народов История жилища История происхождения жилища Дать детям представление о зависимости
между формой, материалом жилища и климатическими
условиями местности
Образы городов и исторических
памятников
Примеры градостроительства:
средневе-ковый город
Образ европейского средневекового
города
Дать представление об отличительных
особенностях средневекового города-

крепости

Образ древних русских городов Примеры

градостроительства:
древне-русский город

Образ древнерус-ского средневеко-вого
города
Дать представление об особенностях
архитектуры древнерусских городов
Твоя посуда Родословная кувшина, сундука, вилки История появления фарфора Помочь учащимся проследить путь
развития керамической посуды
Образ русского человека Народная традиционная одежда Русский народный костюм Познакомить с особенностями женского и
девичьего кос-тюмов, юношеского и мужс- кого
Образ художест-венной культуры в
средневековой Западной Европе
Герб – язык эпохи.

Рыцарский герб

Рыцарсуий турнир Познакомить с возникновением науки
“Геральдика”
Твои книжки Создание алфавита. История создания
книги
История создания книги Познакомить с возникнове-нием и
развитием книжного ремесла
4-й класс
Образ человека и его характер (мужской
образ)
Былинные герои Древней Руси Образ былинного героя Древней Руси Познакомить с образом богатыря как
частью художественной культуры народа
Наследие предков -памятники
архитектуры
Москва времен Ивана Калиты Москва — центр ремесла и торговли. Познакомить с особенностями жизни
древнерусского города на примере Москвы времен
Ивана Калиты
Выражение намерений человека через
конструкцию и декор
Рождение русского флота Экскурсия на судоверфь Дать представление о предпосылках
создания русского флота и его значении в жизни
государства
Образ художественной культуры Японии Кругосветное плавание “Надежды”. Век
XIX
Япония глазами русских моряков Познакомить детей с культурными
особенностями Японии
Мозаика на пластилиновой основе Древнерусские иконописцы Икона как часть русской культуры Дать представление об иконе и ее роли в
русской культуре
Парки, скверы, бульвары

Гармония жилья
и природы

В имении помещика В крестьянском доме Русская усадьба Русская изба Дать представление о мире русской
усадьбы. Дать представление о русской избе как
части русской культуры
Музыка История Интегрированный урок Цель интегрированного урока
Государственный гимн России Российская символика Российская символика: флаг, герб, гимн Познакомить детей с историей
возникновения государственной символики
Русская народная музыка Русская музыка Русская музыка Проследить путь возникновения и
развития русской музыки
М. И. Глинка -основоположник русской
классической музыки
Русская музыка Возникновение русской классической
музыки
Познакомить детей с возникновением
классической музыки в России

Следующий: