Интегрированные уроки Природа и человек по ноосферно-экологической системе образования

Основой целостного развития человека является
познание им окружающего мира.

Познание есть отражение и воспроизведение
действительности в процессе мышления. В
формировании результатов мышления участвуют
индивидуальность человека, а также особенности
его ума, эмоциональной сферы, среды обитания и
развития, его жизненный опыт и многое другое.

В Эльгяйской школе Сунтарского улуса (района)
Республики Саха (Якутия) с 1993-94 учебного года
ведется экспериментальная работа по
ноосферно-экологической системе образования
(НЭСО).

Термин “ноосфера” (от греч. noos – разум) впервые
предложил французский исследователь Э. Леруа в
1927 году, идея и содержание понятия, его развитие
принадлежат В.И. Вернадскому. Термин экология (от
греч. oikos – дом, жилище) означает наука о
местообитании.

Ноосферно-экологический подход к образованию
предполагает учитывать принцип
“природосообразности” обучения, который был
выражен Яном Амосом Каменским. Цель
экологического воспитания заключается в
формировании у учащихся нового экологического
сознания и экологически разумного поведения.
Формирование у учащихся экологического сознания
является задачей современного образовательного
процесса в сельской местности. Новая система
образования основана на философии народа саха,
на личностно-ориентированном образовании, на
гуманизации образования в целом.

Элементарная (начальная) 6-летняя школа в НЭСО
является начальным звеном систематического
непрерывного образования, обеспечивает
первоначальное становление личности, выявляет и
развивает его способности, формирует желание и
умение учиться.

Основными задачами ноосферно-экологического
воспитания и образования являются:

  1. Воспитание любви к природе через
    непосредственное общение с ней, восприятие её
    красоты и многообразия;
  2. Формирование знаний о природе;
  3. Развитие сопереживания к бедствиям природы,
    потребности бороться за её сохранение.

Универсальных приемов формирования
познавательных интересов у младших школьников в
практике обучения и воспитания нет. Каждый
творчески работающий учитель добивается этого,
используя свои приемы развития познавательных
интересов.

По ноосферно-экологической системе
образования через интегрированный урок «Природа
и человек» осуществляется более тесное
соединение обучения с наукой, с окружающей
средой, с практикой. На этом уроке
учителя-экспериментаторы интегрируют родной
язык и литературу, природоведение,
первоначальные понятия по астрономии, географии,
биологии, химии, истории, физике, национальной
культуре, трудовому обучению, рисованию. Таким
образом, каждая тема по интегрированному курсу
«Природа и человек» подкрепляется видами
деятельности: чтение, письмо, рисование, ручной
труд, знания из биологии,. географии, экологии,
национальной культуры. Благодаря межпредметным
связям дети целенаправленно переносят знания с
одних видов деятельности на другие.

Соединяя знания, полученные на интегрированном
уроке “Природа и человек”, у ребенка
формируется целостное представление об
изучаемом объекте или явлении.

Эффективность интегрированного обучения
очевидна. Такой вывод я делаю из результатов
своего исследования, а также работ других
учителей-экспериментаторов, работающих по НЭСО.
В процессе такого обучения развиваются
самостоятельность, познавательная активность и
интересы учащихся. Содержание интегрированных
уроков, обучающая деятельность учителя обращены
к личности ученика, поэтому способствуют
всестороннему развитию способностей,
активизации мыслительных процессов учащихся,
побуждают их к обобщению знаний, относящихся к
разным наукам.

Содержание материала усложняется
последовательно: от простого к сложному, от
ближнего к дальнему. Например: в 1-2 классах дети
узнают о значении почвы в жизни растений, в 3
классе они подробно изучают состав почвы, её
образование, меры по её охране. Или: младшие
школьники 1 класса изучают природу родного края,
ко 2 классу постепенно начинают познавать
природу земного шара по зонам, а в 3 классе — по
сообществам.

Предлагаю примерные темы интегрированных
уроков для 1-6 класса шестилетней начальной школы
по ноосферно-экологической системе образования:

Темы интегрированных уроков “Природа
и человек”


1- 2 класс (1-6)

“Солнце”

1. Чтение – стихи, загадки, сказки, предания
якутских поэтов и писателей о солнце.

2. Природоведение – понятие солнца, форма,
размер, температура, значение солнца. Солнечный
луч. Движение солнца. Расстояние от Солнца до
Земли.

3. Родной язык – сочинение сказки.

4. Музыка – разучивание песни о солнце.

5. Трудовое обучение – “Я люблю солнце”
аппликация.

6. Изобразительное искусство – рисование на
тему “Пусть всегда будет солнце” и конкурс
рисунков.

7. Национальная культура – алгыс, преклонение к
солнцу, встреча солнца.

“Луна”

1. Чтение – знакомство с якутскими сказками
“Девочка с коромыслом”(“ОргуЬуохтаах кыыс”),
“Почему собаки лают Луну?” (“Ыттар ыйы то5о
урэллэрий?”), сказкой Н.Носова “Незнайка на
Луне”, стихотворением “Луна” (“Ый”), И.Эртюков
“В полнолуние” (“Ыйдаца5а”)

2. Природоведение –понятие луны, форма, фазы
луны, горы и “моря” луны

3. Родной язык — сочинение загадок о луне.

3. Изобразительное искусство – рисование
лунной ночи.

4. Трудовое обучение – аппликация “Луна и
звезды”

5. Музыка – песни о луне.

“Снег”

1. Чтение – стихи, рассказы, загадки, пословицы,
крылатые слова о снеге.

2. Природоведение – снег, значение снега.

3. Родной язык – сочинение о приключениях
Снежинки.

4. Музыка – песня “Снежинка”(“Хаар”)

5. Трудовое обучение — вырезание снежинок из
салфеток

6. Изобразительное искусство – декоративное
рисование “Идет снег”.

“Космос”

1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.

2. Природоведение – Космос. Космонавты.
Обсерватория. Планеты. Солнечная система. Звезды.
Изучение космоса. Космические аппараты.

3. Родной язык – сочинение “Путешествие на
Марс”

2. Трудовое обучение – изготовление объемной
игрушки – ракеты.

3. Музыка –песни о лётчиках.

3. Изобразительное искусство – рисование
космического коробля.


3-4 класс (1-6)


“Разновидности организмов”

1. Чтение – знакомство с произведениями о
растениях, животных.

2. Природоведение — Растения, животные,
микроорганизмы. Насекомоядные, хищники.
Продуценты, производители, разрушители. Цепи
питания.

3. Родной язык – сочинение стихотворения о
берёзе, стерхе.

2. Музыка – песни “Берёза”(“Хатыц”),
“Подснежники” (“Ньургуьуннар”), “Журавли”
(“Туруйалар”) и другие.

3. Трудовое обучение – изготовление зайчика в
технике оригами.

4. Изобразительное искусство – веточка сосны.

“Этнос”

1 .Чтение – Стихи и рассказы о различных нациях.

2. Природоведение – Этнос. Занятие людей, жизнь
зависит от ландшафта. Этнические группы –
национальность. Отличия разных наций.

3. Родной язык – сочинение – описание “Мой
друг”

2. Изобразительное искусство – жилища разных
народов.

3. Трудовое обучение – подарок маме.

4. Музыка – песни о дружбе людей разных
национальностей.


5 — 6 класс ( 1-6)


“Гидросфера”

1. Чтение – стихи, рассказы, пословицы о воде и
водоёмах.

2. География – Океан, море, озеро. Акватория.
Ручей, речка, река. Бассейн реки. Нахождение на
карте крупнейших озер, рек, морей.

3. Родной язык — сочинение-рассуждение “Если бы
не было воды”

4. Изобразительное искусство – беседы по
картинам Айвазовского, рисование на тему
“Круговорот воды”.

5. Трудовое обучение – коллективная работа
“Мозаичное панно”

6. Музыка – песня “Вилюй”, “Дождь” и другие.

“Человек и труд”

1. Литература – рассказы, стихи, загадки о труде,
тружениках.

2. Родной язык – творческая работа “Профессии
наших родителей”

2. Экскурсия в музей – “Уважаемые люди нашего
района”.

3. Изобразительное искусство – рисование на
тему “Кем я буду, когда я вырасту”.

4. Трудовое обучение – выставка работ “Умелые
руки”.

5. Музыка – песни о профессиях.

В конце изучения каждой темы ученики пишут
рефераты, сообщения.

Работая учителем начальных классов более 20 лет,
я пришла к выводу, что наиболее эффективной
формой включения ребёнка в познавательную
деятельность является интеграция предметов.

Элементы игры включаю в интегрированные уроки.
Как показывает опыт, на начальном этапе
формирования познавательных интересов детей
привлекают собственно игровые действия, что
вытекает из особенностей младшего школьника.
Игра служит эмоциональным фоном, на котором
разворачивается урок. Я заметила, что в ходе игры
болезненная застенчивость, неуверенность в себе
у детей исчезают. И не беда, если ответ совсем не
правильный, ведь это игра.

Интегрированные уроки в начальных классах
могут иметь нестандартные элементы:
соревнования, путешествия, экскурсии,
конференции, диспуты и другие. Такого рода уроки
стали настоящим открытием для детей. Ребята
настолько верят в то, что происходит на уроке,
настолько увлекаются соревнованием, что их
поступки становятся адекватными предлагаемому
сюжету. На таких уроках ярко проявляется чувство
коллективизма, взаимопомощи, ответственности за
себя и за своих товарищей.

На интегрированных уроках “Природа и человек”
большое внимание придается развитию речи
учащихся. Ученик, у которого развита связная
речь, легко вступает в контакт с учителями и
сверстниками, свободно высказывает свои мысли. Я
думаю, что интеллектуальное развитие учащихся
неразрывно связано с развитием речи. Особое
место в своей работе уделяю развитию творческих
способностей. Со 2 класса даю такие творческие
задания: сначала написать 4-стишие по опорным
словам, а потом уже написать стихотворение без
помощи учителя, написать конец сказки или всю
сказку; в 4 классе составить кроссворды, ребусы,
викторины и т.д. Для развития устного и
письменного изложения мыслей я провожу
творческие сочинения, наблюдения за природными
явлениями, конкурсы “Лучший чтец”, “Самая
читающая семья”, “Лучший почерк” и так далее.
Можно гармонично сочетать воспитание любви к
книге и любви к природе. Поисковую,
исследовательскую работу учащихся начинаю с 1
класса. Содержанием таких работ были наблюдения
за растениями, животными, насекомыми, птицами во
время походов, экскурсий, полевой практики по
ноосферно-экологической программе образования.

Интеграция предметов позволяет учителю
организовать коллективный способ обучения.
Желание самовыражения реализуется во время
парной работы учащихся. Начальный этап парной
работы провожу со второго полугодия в 1 классе. К
началу 2 класса отвожу значительное место
групповой работе. В 3-4 классах дети уже работают в
парах сменного состава. Такая организация работы
способствует развитию самостоятельности,
навыков общения, умению слушать и оценивать
ответы товарища.

Интегрированные уроки “Природа и человек”
способствуют созданию комфортного
психологического климата в классе.
Положительная эмоциональная атмосфера в классе,
доброжелательное отношение учителя ко всем
ученикам благотворно влияют активному
творческому поиску детей, возбуждают интерес к
знаниям. В процессе учебной деятельности важно
помочь ученикам поверить в себя, осознать, что
процесс познания доставляет удовольствие,
радость, прежде всего самому себе.

Следующий: