Интегрированные уроки чтения в 1-м классе


Тема: «В стране восходящего солнца» — чтение и работа по произведению Ю.Яковлева «Белые журавлики».

Цели урока:

  • обучать выборочному и выразительному чтению;
  • углублять и расширять знания детей об окружающем мире;
  • воспитывать в детях чувство сострадания и желания помогать;
  • развивать ассоциативную память и пространственное воображение.

Оборудование урока:

  • презентация со слайдами о городе Краснокамске, Москве, Санкт-Петербурге, Японии;
  • работы по Оригами.

Ход урока.

Начало урока.

- Как узнаваемы предметы, образы, города, стоит только назвать 2-3 ключевых слова. Иногда достаточно одной картинки или фотографии и мы можем назвать ту или иную достопримечательность города и сам город. /Показ слайдов о родном городе Краснокамске, о Москве, Санкт-Петербурге. Дети называют их./

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одну из стран мира. Для начала отгадайте ее название. /Предлагается игра « Расшифруй».



На доске

И П С О К М Н Я Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9

и «ключ» к расшифровке 8 2 4 7 1 8

Вступительная беседа. /Во время беседы идет показ презентации о Японии/.

-Что вы знаете о Японии? /Ответы детей./

Япония – удивительная страна. /Показ на глобусе./ Назовите все стороны света. Где появляется солнце? И первой встречает новый день Япония. Страной восходящего солнца называют ее люди во всем мире.

- Как называется национальная одежда японской женщины? /Если дети не смогут назвать, предложить снова игру «Расшифруй» с новым «ключом» — 5 1 6 4 7 4 . /

- Какое дерево является символом России? На флаге какой страны изображен лист клена? А цветущая ветка сакуры /показ слайда/ – символ Японии.

Как у любого человека, города, страны своя «биография», т.е. своя история, в которой есть великие и радостные события, но есть и печальные. Узнать о некоторых страницах жизни Японии нам поможет писатель Ю.Яковлев.

Чтение произведения Ю. Яковлева «Белые журавлики».

Беседа по прочитанному рассказу и выборочное чтение.

-Какие чувства вы испытали во время чтения? /Ответы детей./

-Что вас особенно тронуло?

- Разные есть на свете слова: одни заставляют нас плакать, другие радоваться, смеяться. Мы не видели этой страшной трагедии, но мы о ней узнали, прочувствовали.



- Кто помог нам? Жизнь и смерть, свет и тьма, война и мир — какие это слова? И в этом рассказе много слов наполненных противоположным смыслом. А люди, живущие на нашей планете, совершают противоположные дела и поступки: одни сажают белые цветы, а другие превращают их в черные, цветущий, полный жизни город, от взрыва бомбы стал мертвым



-Прочитайте второй абзац и найдите еще слова противоположные по смыслу.

- Как вы думаете, зачем писатель использовал в рассказе так много слов-антонимов?

/ Дети дают разные ответы. Идет небольшое обсуждение их высказываний./

- О страшном человеческом поступке мы прочитали в начале рассказа. Но в рассказе говорится и о делах человеческих, достойных уважения и подражания.

- Кто совершал эти поступки? /Дети называют и доказывают выборочным чтением./

Знакомство с искусством Оригами и практическая часть урока.

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию памятника Сасако все новые и новые фигурки журавликов. В России символом мира является белый голубь, а этот белый бумажный журавлик – символ надежды и удачи. Это еще и предмет традиционного японского искусства – оригами. /Показ/. На уроках художественного труда вы учились выполнять различные упражнения по складыванию несложных форм. На одном из последних уроков мы учились складывать базовую форму, на основе которой выполняются несколько различных предметов. А сейчас я открою свой маленький секрет: учились быстро складывать эту базовую форму, чтобы сегодня мы завершили эту работу.

/ Идет объяснение и показ складывания журавлика от начала и до конца. Затем поэтапное медленное выполнение детьми с опорой на таблицы. Детям оказывается помощь. Во время практической части урока, звучит музыка японских композиторов./

Итоговая часть урока.

- Благодаря сегодняшнему уроку, у нас состоялось путешествие в страну восходящего солнца, назовите ее.

- По каким словам вы узнаете, что речь идет о Японии?

- О какой черной странице истории Японии нам поведал Ю. Яковлев?

-Урок подходит к концу. Сегодня вы пойдете домой, неся в руках журавлика – символ надежды и удачи. Возможно, вы захотите кому-нибудь его подарить. Об этом вы непременно расскажете на следующем уроке.




Следующий: