Интегрированные контрольные работы как средство мониторинга и диагностики образовательных достижений обучающихся

Происходящие в последнее время расширение
масштабов человеческой деятельности и
стремительный рост объемов информации
значительно повышают требования к
познавательной активности и интеллектуальным
способностям подрастающего поколения. В свете
новых социальных запросовобщества целями
образования являются общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся. Важной
задачей современного образования становится
формирование совокупности универсальных
учебных действий, которое подразумевает не
только освоение учащимися конкретных
предметныхзнаний, но и формирование способности
учащегося к саморазвитию,
самосовершенствованию.

Важнейшей целью начального образования
является развитие личности младшего школьника с
учетом его индивидуальных особенностей.Введение
новых образовательных стандартов подразумевает
изменение подхода к оценке результативности
обучения, к содержанию контрольно-измерительных
материалов и самим критериям оценивания. Новые
стандарты предполагают, что по окончании
начальной школы учащиеся должны иметь не только
определённый запас так хорошо знакомых нам
знаний, умений и навыков. Выпускник начальной
школы должен обладать определённым уровнем
сформированности универсальных учебных
действий.

В широком значении термин “универсальные
учебные действия” означает умение учиться. В
более узком значении означает совокупность
способов действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению знаний и умений.
Основными функциями универсальных учебных
действий являются:

  • обеспечение возможности учащегося
    самостоятельно учиться, ставить учебные цели,
    искать и использовать необходимые средства и
    способы их достижения, контролировать и
    оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития
    личности и ее самореализации на основе
    готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний,
    формирование умений, выработка навыков и
    компетентностей в любой предметной области.

Особенно актуальной формой контроля
результатов обучения универсальным учебным
действиям являются интегрированные проверочные
работы, которые предполагают, что на основе
одного текста можно проверить не только
понимание прочитанного, но и предметные знания
по математике, русскому языку и окружающему миру.
Эти работы позволяют определить уровень
сформированности таких общеучебных умений и
навыков, как:

  • понимание учебной задачи;
  • выбор способов деятельности;
  • умение выделять основное в предложенной
    информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать и
    классифицировать.

Проведение комплексной интегрированной
письменной контрольной работы важно потому, что
оно позволяет определить сформированность
умения переноса знаний и способов учебных
действий, полученных в одних предметах, на другие
учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать
выявлению как разнообразных важнейших
предметных аспектов обучения, так и целостной
оценки и в определенном смысле выявлению меры
сформированности уровня компетентности ребенка
в решении разнообразных проблем. Проведение
комплексной интегрированной письменной
контрольной работы важно еще и потому, чтоименно
в этой форме в рамках разрабатываемой системы
оценивания предполагается вести оценку
успешности и эффективности деятельности
общеобразовательных учреждений, региональных
систем образования. И потому учитель должен быть
уверен, что дети готовы к такой форме работы, что
они не растеряются в новой учебной ситуации,
смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы
обучения в начальной школе.

В настоящее время учитель не обладает
достаточно широким инструментарием для
проведения таких работ. Нами разработаны
интегрированные проверочные работы для 1–4
классов. Представленные варианты могут быть
использованы в качестве тренировочных работ. Все
предлагаемые ниже интегрированные проверочные
работы имеют схожую структуру, позволяющую
отслеживать динамику в подготовке каждого
ученика, а также помочь учителю увидеть пробелы в
знаниях учащихся, на которые надо обратить
внимание, и повторить определённые разделы
курса.

Приложение 1, 2, 3, 4

Следующий: