Интегрированное занятие природоведение + музыка + ИЗО по теме И снова осень к нам пришла


Цели:

  • Систематизация знаний об изменениях в природе
    осенью;
  • Воспитание положительного восприятия
    окружающего мира и человека в нем через слушание
    музыки и художественный вкус;
  • Создание условий для развития творческого
    воображения.
  • Оборудование:

    репродукция картины И.
    Левитана “Золотая осень”; фонограмма фрагмента
    П. Чайковского “Осенняя песня” из цикла
    “Времена года”; кроссворд; конверт с заданием.

    1. Организационный момент.

    Дети входят в класс под музыку и рассаживаются
    по местам.



    2. Сообщение темы.

    Сегодня у нас в гостях…, а вы сами догадаетесь
    кто к нам пришел в гости. Сейчас вы сядите как вам
    удобно и послушаете вот что… (звучит
    фонограмма “Осенняя песня” П. Чайковского из
    цикла “Времена года”).



    Что вы услышали?

    Какие картины увидели, когда слушали музыку?
    (Высказывания детей).

    А какое время года вы себе представили?
    (Высказывания детей).

    Итак, к нам пришла Осень.

    3

    . Работа по репродукции картины.

    На доске вы видите репродукцию картины И.
    Левитана “Золотая осень”.

    Давайте представим себе, что мы уменьшились и
    пошли прямо в картину.

    Что же вы видите прямо перед собой?
    (Высказывания детей).

    Что видите на среднем и заднем плане картины?
    (Высказывания детей).

    Посмотрите на небо. Какое оно и почему?
    (Высказывания детей).

    Может быть вы слышите какие-то звуки?
    (Высказывания детей).

    В воздухе осенним днем слышатся разные запахи.

    Мне кажется, что я слышу запахи осени.

    А какие ароматы услышали вы? (Высказывания
    детей).

    Я вижу, у всех настроение хорошее, у некоторых
    даже щеки раскраснелись, как будто на самом деле
    побывали в лесу около воды. Мы с вами сохраним это
    настроение, эти ощущения на весь урок!

    4. Размышления об осени, о листопаде.


    Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят:
    Лишь вдали красуются,
    Там на дне долин, кисти ярко-красные вянущих
    рябин…

    (А. К. Толстой)

    В этом стихотворном отрывке говорится о…

    О чем говорится? (Высказывания детей).

    “…В багрец и золото
    одетые леса…”

    Какой цвет и что обозначают прозвучавшие
    строчки? (Высказывания детей).

    “И под дождем осенним тлея,
    Чернеет темная листва…”

    Как понять эти строчки? (Высказывания детей).

    Почему эта листва такого цвета? (Высказывания
    детей).

    Учитель читает отрывок из рассказа “Осенний
    ковер” Б. Тимофеева под фонограмму.

    Садитесь поудобнее и слушайте отрывок из
    рассказа “Осенний ковер”.

    “Красный, желтый, бурый, золотистый,
    желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист.
    Укрывает ее теплым лоскутным одеялом.. Однако в
    лесу стало даже веселее и наряднее. Кроны
    деревьев расцвечены всеми оттенками… По болотам
    краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья
    брусники, тут и там попадаются ржавые листья
    морошки. Осенний ковер слишком рябит в глазах”.

    Как вы думаете, что за ковер описал нам автор?
    (Высказывания детей).

    Почему же ковер слишком яркий, разный?
    (Высказывания детей).

    Расскажите, что вы увидели, когда слушали
    отрывок.

    “Вот и птицы снова
    в стаи собираются..”

    Для чего птицы в стаи собираются?

    Что зовет птиц улетать?

    Птицы летят долго и много. Им надо время от
    времени отдыхать. Где они отдыхают?

    Птицы отдыхают на полях. Какие изменения
    происходят на полях осенью?

    Отчего стало голо на поле?

    “Поспевает брусника, стали дни холоднее,
    И от птичьего крика в сердце только грустнее.
    Стаи птиц улетают прочь за синее море.
    Все деревья блистают в разноцветном уборе.
    Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
    Скоро осень проснется и заплачет спросонья”.

    (К. Бальмонт).

    Значит осень – это серый, золотой, … Помогите
    дальше продолжить.

    Подумайте и скажите, а природа осенью умирает
    или засыпает? (Высказывания детей).

    Да, верно. В стихотворном отрывке звучит, что
    природа засыпает.

    5. Практическое выполнение задания (рисование).

    Какими красками вы будете пользоваться при
    рисовании облика осени?

    Почему именно этими цветами?

    Я включаю музыку, а вы теперь изображайте осень,
    как вы ее понимаете, видите, чувствуете.

    Учащиеся выполняют работу под фонограмму.

    6. Беседа о приметах осени.

    Пока наши рисунки сохнут, мы с вами заглянем в
    конверт, который прислала наша гостья.

    В конверте листья, с оборотной стороны которых
    написаны вопросы.

    Какие деревья и кустарники первыми сбрасывают
    листву?

    На каких деревьях дольше всех держатся листья?

    Поздний листопад – к продолжительной и долгой
    зиме. Как вы это понимаете?

    Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее
    наступит зима. Объясните, как понять эту примету?

    Что означает: октябрь – макушка осени?

    Посмотрите! Здесь сюрприз! Осень прислала нам
    загадки, которые собраны в кроссворд. Давайте
    попробуем разгадать кроссворд.

    Кроссворд.

  • Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.
    вес)
  • Лежит между грядок зелен и сладок. (Огурец)
  • Лежит мужичок в золотом кафтане: подпоясан,
    а не поясом; не поднимешь, так не встанет. (Сноп)
  • Длинноклювый, длиннокрылый, белый с черною
    каймой, встал на крыше он высокой, возвратясь к
    себе домой. (Аист)
  • Птица важная, носатая, целый день стоит как
    статуя. Спит стоя на одной ноге в болоте прямо без
    подушки. И не разборчива в еде: ее меню одни
    лягушки. (Цапля)
  • Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
  • Мала малышка, золотая кубышка. (Просо)
  • Махнула птица крылом и покрыла весь свет пером. (Ночь)
  • В полученных (заштрихованных) клетках
    получается – сентябрь.

    7. Выставка работ.

    Обсуждение и защита работ.

    8. Итог урока.

    Скажите, какая осень: разная или одинаковая?
    (Высказывания детей).

    Да, верно. Осень разнообразна. Вот какая осень
    вначале:

    “Есть в осени первоначальной
    короткая, но дивная пора –
    весь день стоит как бы хрустальный,
    и лучезарны вечера…”

    А вот середина осени:

    “Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь.
    И льется чистая и светлая лазурь
    на отдыхающее поле…”

    Какое настроение вы почувствовали в первом
    отрывке? (Высказывания детей).

    А, что чувствуется при прослушивании второго
    отрывка? (Высказывания детей).

    Какую устную картину можно нарисовать к
    первому отрывку? (Высказывания детей).

    А, что можно нарисовать ко второму отрывку?
    (Высказывания детей).

    9. Рефлексия.

    Итак, скажите, чем на сегодняшнем уроке мы с
    вами занимались? (Высказывания детей).

    Что больше всего понравилось делать на уроке?
    (Высказывания детей).

    Под музыку вы сейчас еще раз посмотрите на
    выставку, которую сегодня сами создали. И,
    получив заряд хорошего настроения, отправитесь
    домой. Я думаю дома вы расскажите родителям о
    сегодняшнем занятии и поделитесь с родными своим
    настроением.



    Под фонограмму дети рассматривают выставку.

    На этом наше занятие окончено. Спасибо всем за
    работу на занятии. Всего доброго.




    Следующий: