Интегрированное занятие по развитию речи и декоративно-прикладному искусству Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе

Цель: обобщение и закрепление знаний,
умений и навыков по теме: «посуда», «овощи», «виды
росписи посуды».

Задачи:

  • Расширять представления детей об истории
    возникновения посуды, о назначении посуды, о
    видах посуды, видах овощах.
  • Развивать внимание, мышление, память, связную
    устную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к посуде,
    интерес к народным
  • промыслам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Под музыку ученик читает стих

Ты знаешь, какая бывает посуда
И как без неё нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки.
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы –
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…
Всегда всю посуду в порядке держи.

Это присказка, ребята, сказка будет впереди

2. Основная часть занятия

Выходит Федора, ищет свою посуду. Увидев
детей, удивлённо спрашивает:

Федора: Дети, вы откуда?
Дети: Мы из школы.
Федора: А я бабушка Федора. У меня
большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без
неё худо. Вы случайно не знаете, что мне нужно
сделать, чтобы она воротилась домой?
Дети: Посуду надо любить и уважать. Её
надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.
Федора: Ребята, а вы мне не поможете её
найти, и домой воротить?
Дети: С удовольствием.

Дети идут искать посуду вместе с Федорой.

«Теремок»

Дети и Федора: (подходят к домику
и стучатся)
Тук-тук кто в домике живёт.

Выходят ребята из домика:

Здесь живёт такое чудо
Называется посуда.
А посуда не простая,
Деревянная она.
Вся такая разрезная, завитая
Из Руси она пришла
Всем нам радость принесла.

Федора: Ой, сколько разной посуды! Но
какая-то она странная: вся деревянная. Может, вы
нам про нее расскажите, да и все нам покажите.

Учитель: Дерево использовали для
изготовления посуды с незапамятных времён.
Собственно, до деревянной посуды, поначалу
«корявой», грубо выдолбленной или кое-как
сделанной из коры, вообще никакой не было. Люди
как – то обходились без неё. А потом надоело, и
постепенно в обиход начали входить разные
деревянные плошки. Известен период в «посудной
истории Руси», когда на княжеских пирах еду
клали прямо на деревянный стол, в котором были
предусмотрены специальные углубления. Таким
образом, сам стол и являлся посудой.
Со временем от этой практики отказались.
Постепенно люди стали придавать значение не
только функции посуды, но и её внешнему виду. По
своему назначению посуда разделялась на две
категории: для напитков (ковши, чаши) и для
горячей пищи (миски, блюда, стаканы). Выдолбить
или вырезать из целого куска дерева при помощи
топора, ножа было дело непростым и весьма
трудоёмким. И деревянная посуда всегда ценилась.
Послушайте о некоторой из них поподробнее.

1 Ученик: Самой «популярной»
деревянной посудой были ушаты. Их делали из
осины и берёзы. Использовали для переноски
воды, и для хранения продуктов (вина, масла и
других).

Учитель: Об ушате складывали загадки:
Головы нет у туши, зато есть уши», или «Лес в
обрез, а пара деревьев всех выше». Всё это о нём, о
деревянном ушате. Ведь он обладал характерной
внешностью – над стенками ушата всегда
возвышались «ушки», – клёпки с отверстиями.

2 Ученик: А вот ковш. Он был разным по
форме и размеру. На любых пирах воду подавали в
ведёрных ковшах, а твёрдую пищу (икра, блины, рыба)
накладывали в круглые праздничные ковши, с
невысокими бортиками.

3Ученик:

С этой ложкой деревянной
Будешь сытым постоянно!
В ней и каша будет гуще,
И еда любая лучше!

Учитель: На Руси самой народной
ложкой, была деревянная. Ею ели не только простые
люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки
были грубыми. Но позднее мастера научились им
придавать форму.

4 Ученик: В старину люди носили ложку
при себе в особых футлярах или за поясом. Без
своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье
подавалось на два-три человека в одной миске, и
все ели из неё своими ложками.

Учитель: Но это всё раньше, а что же
сейчас? Конечно, нынче найти деревянную посуду на
обычной кухне достаточно сложно. Разве что
разнообразные лопатки для помешивания, да доски
разделочные.
В деревянной посуде, конечно, не сваришь суп, но
она прекрасно подходит для хранения продуктов.
Отметим, что в деревянной посуде продукты не
просто хранятся, но и со временем могут взять
деревянный аромат. Очень важно то, что деревянная
посуда экологична и совершено безопасна для
здоровья людей.

Выходят два ученика:

– Тит, а Тит куда идёшь?
– На базар.
– Тит, а Тит, что несёшь?
– Ложки.
– А ложки-то какие?
– Деревянные, простые!
– Давай меняться?
– А как?
–Я тебе расписные, а ты мне простые.

Учитель: С тех пор начали люди
раскрашивать посуду.

Федора: Давайте посмотрим, как раньше
посуду раскрашивали. Вот здесь мы тихонько
посидим, да на мастеров внимательно поглядим.

«Художественная мастерская»

Учитель. Здравствуйте, дорогие гости,
пожалуйте в мою избу.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
чтоб поведать нам секреты древней, чудной
красоты,
чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и
добра,
чтоб сказать, что есть в России чудо – люди
мастера!

У меня изба просторная, светлая, всем места
хватит. Походите по моей горнице да поглядите,
какая здесь у меня посуда собрана. Она не простая.
Её сделали русские мастера – умельцы.

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она –
Золотая Хохлома.

А поведаю вам сказку.
Давным-давно поселился в лесу за Волгой
мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку
сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе
пшённую кашу. И птицам пшена не забывал посыпать.
Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её
угостил. Задела жар-птица золотым крылом чашу с
кашей, потеряла перо, и стал мужичок с тех пор
золотым пером посуду расписывать.
Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда
покажется праздничной, сказочно вкусной.

1. Ученик.

Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома.

2. Ученик.

И богата, и красива,
Гостью рада от души.
Кубки, чаши и ковши.

3. Ученик.

И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.

4. Ученик.

Всё вобрала словно память
Зорь червонные лучи.
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.

Ведущий. А в наши дни деревянную
посуду вытачивают на токарном станке или
выдалбливают из хорошо просушенной древесины
берёзы, осины, липы. Такие заготовки называют
«бельем». Такую белую посуду «бельё» сначала
просушивают, затем покрывают жидким слоем глины
(мутоновая водичка). Сушат в течение нескольких
часов. После этого изделия смачивают сырым
льняным маслом и хорошо просушивают. Затем
покрывают олифой и снова просушивают.
А после покрывают аллюминевым порошком. И только
после этого начинают расписывать посуду. В своей
работе мастера-художники используют только
четыре цвета.

Посмотрите на посуду и скажите какие цвета они
используют.

Ответ детей: Черный, красный,
желтый, зелёный.

– А раскрашивают растительным орнаментом. А
какие элементы росписи используют хохломские
мастера, мы сейчас вспомним, выполнив задание.

1. Задание. В каждой строчке найдите
название элементов хохломской росписи.

ОЛЮНПТРАВКАСШ
ЖЭХПЛИСТОЧКИГКМ
ФИЯГОДКАНЛУЦ.

2. Задание. Хохломские мастера
предложили вам выполнить следующее задание. Из
разрезных картинок сложить тарелочки
расписанные хохломским узором.

3. Задание. А сейчас я предлагаю вам
превратиться в хохломских мастеров и расписать
тарелочки узором.

(Расписывают тарелочки)
Пока ребята расписывают тарелочки Бабушка
Федора играет в игру со зрителями:

«Доскажи словечко»

Чашки, ложки, чайник и блюдо –
Имя их общее – это… (посуду)
Помогать всегда я буду
Нашей маме мыть… (посуду)
Суп на варит в ней бабуля
На столе стоит… (кастрюля)
Котлеты с корочкой всегда
Поджарит нам… (сковорода)
Суп и кашу нам немножко
Прямо в рот доставит… (ложка)
Чтоб в работе был хорош,
Наточили остро… (нож)
Очень часто они бьются
Наши маленькие… (блюдца)
Открывай холодный кран,
Набирай воды … (в стакан)
Неужели я один,
Выпил сока весь…(кувшин)

Федора: Молодцы ребята, справились
с заданиями, а вот и посуду расписали. Ой какая
красивая получилась. А вам нравится, ребята.
А В какой деревне вы побывали? Чем знаменита эта
деревня?
Какие цвета используют хохломские мастера для
росписи посуды?
Какой орнамент лежит в основе росписи?

Федора: Ой, какая стала посуда, но она
не моя, и пошли мы отсюда.

«А знаете ли вы»

Федора:

Что же здесь? Посмотрим вместе.
Вилка, нож на видном месте.
И посуды много разной
Расскажи об этом связно.

Ученик:

Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
Самовар дымится важно.
Всех сейчас вас усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

Ученик: (КАСТРЮЛЯ)

На кухне я – главнее всех.
Любого кушанья успех
Берет с меня начало.
Никак не может без меня
Ни суп, ни плов свариться,
Сготовлю каши на три дня
И вскипячу водицы.

Учитель: Предками современной
кастрюли являются горшки. На Руси в зависимости
от назначения форма и названия горшков были
разными: Щаной горшок, кашный горшок, махотка (для
приготовления грибов и ягод), горшенятко (для
варки мяса), корчага (для согревания воды).

Ученик (Тарелка).

Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.
Увидев, сияя боками, смеётся.
Ей хочется так накормить до отвала!
И кажется, будто положено мало.

Учитель: Первые тарелки научились
делать одновременно с горшками. А знаете ли
вы, что очень давно кушанья на стол было принято
подавать на больших общих блюдах. Мясо из блюда
клали на ломоть хлеба – своеобразную тарелку.
После трапезы «тарелку» – хлеб, пропитанный
соусом отдавали нищим или собакам. Тарелки, из
которых мы с вами едим, появились почти 600 лет
назад во Франции.

Ученик (ЛОЖКА, ВИЛКА, НОЖ).

Кашу, суп едим мы ложкой,
Вилкой кушаем картошку.
А когда мы подрастем,
Будем кушать и с ножом!

– Самым древним является нож. Его изготовляли и
использовали еще первобытные люди. Каменными
ножами разделывали туши убитых на охоте
животных, но во время еды никогда не
использовали. В обиход как приборы ножи
появились только в XV веке, да и то в домах богатых
людей. Они считались предметом роскоши.

– А знаете ли вы, каких только названий ложек не
существовало! В России простую ложку, средней
величины, называли межеумком, толстая и грубая
ложка бурлака имела название бутырка или бутузка
(от слова бутуз – толстяк, карапуз); изящная
продолговатая, но тупоносая ложка называлась
боска, т. е. красивая, а более круглая ложка имела
название полубоска. Для богатых и знатных
людей ложкари делали особые носатые ложки,
т.е. остроносые, тонкие, гладко отделанные. Ложки
из металла прочно вошли в европейский обиход в Х
веке.
Вилка – самая молодая из собратьев по столу.
Правда, в Древнем мире имелось вилкоподобное
приспособление для вытаскивания кусков мяса из
котлов, но оно скорее напоминало двузубые
маленькие вилы, чем современную вилку.
Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в
Византии в городе Константинополе в
императорском дворце. Она была изготовлена в
одном экземпляре из золота и слоновой кости.
Предназначалась эта вилка для византийской
принцессы Марии Иверской. Считая для себя
унизительным есть руками, она сама ее придумала.

Ученик:

Стоит толстячок,
Подбоченевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

– Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию
чай был завезен в XVII веке из Азии, и среди знати
применялся в то время как лекарство. Появился
чай, появились и самовары.
До сих пор идут споры, где и когда он впервые
появился, кто его изобрел? Первые самовары
появились в Китае. В 1730-1740 годах самоварами
уже пользовались на Урале. Однако родиной
самоваров всё же считают Тулу, где в конце ХYIII
века было налажено их первое производство.
Тульские мастера ковали оружие и делали
самовары. Наличие самовара в семье
свидетельствовало о её зажиточности.
Самоваром пользовались не только дома, его брали
в дорогу, на гулянье. Для этой цели
использовались дорожные самовары. Самовар стал
символом России.

Ученики:

Вся посуда нам нужна.
И для каждого важна.

Федора: А теперь давайте немного
поиграем, я посмотрю какие вы внимательные.

Игра «Посуда»

Вот большой стеклянный
чайник, (Надули
животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как
носик)

Очень важный, как начальник
Вот фарфоровые
чашки
(Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые
блюдца
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные
ложки
(Потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый
поднос
(Легли на ковер, вытянулись)
Он посуду вам принес.

Федора: Ой, как много рассказали Что же
вы о посуде узнали?

– Как называется посуда, в которой готовят
еду? (Кухонная) 1 ученик.
– Как называется посуда, из которой едят? (Столовая)
2 ученик.
– А какой посудой пользуются, когда чай
пьют? (Чайная) 3 ученик.
– Ой, моя это посуда, я её не сразу узнала. Она
чистая, красивая, спасибо вам ребята.

«Огород»

Федора:

Не пора ль нам подкрепиться?
Мы заглянем в огород.
Что же, что же там растет?

Учитель: Вырос в поле чудный городок –
он не мал и не велик. Улочки – грядочки чистые,
опрятные, ровнёхонько стоят. На улочках –
грядках живут дружные ребятки. Но что-же
случилось? Беда приключилась. Прилетали птицы
вороны, сороки стайка серых воробьёв. Налетели,
все овощи склевать, хотели но овощи
попрятались в густой зелёной ботве. Помогите мне
найти овощи.

1.

Пришёл Алёшка в жёлтой одежке.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (лук)

2.

Привязан кустик к колышку,
На кустике – шары,
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (помидор)

3.

Грелся все лето,
На солнышке пан.
Был он одет в зелёный кафтан.
Смотрит на пана
С улыбкой народ:
Скоро займет он
Весь огород и на засолку в кадку пойдёт.
Что это за пан?

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (капуста)

4.

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как названье её дети?

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (картофель)

5.

Не зря её все сахарной зовут, и от дождя она
не размокла.
Ты вспомни наваристый борщ, и назови этот овощ.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (свекла.)

6.

Он сидел в стручке зелёном.
Братьев было много в нём.
Раскололся этот домик на две половинки.
Разбежались братья ну-ка догони их.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (горох)

7.

Кто, ребята, не знаком
С белозубым … чесноком.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (чеснок)

8.

Сидела, сидела в темнице лисичка,
Но хвостик зелёный над грядкой торчал.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (морковь)

9.

Зовут этот овощ зелёным букетом,
Но дело, поверьте, здесь вовсе не в этом,
Попав лишь однажды в полезный салат.
Даёт этот овощ чудесный аромат.

Выходит ученик в шапочке с изображением
овоща – (петрушка)

Овощи стали спорить, кто из них вкусней и
главней. (Ребята исполняют песню «Овощи» по
стихотворению Ю. Тувима)

Но вот хозяйка с огорода пришла.
Вот наша хозяйка на кухню принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, огурец, помидор.

Все овощи: ОХ!

Хозяйка: Ох! (вытирает пот со лба).

– Кто лучше, вкусней и нужней на земле? Овощи
по очереди, каждый с гордостью называет себя:
картошка, капуста, морковка, горох, огурчик,
помидор, петрушка.

Все овощи: ОХ!

Хозяйка кастрюлю большую взяла
И ножиком крошить начала
Картошку, капусту, морковку, лук, горох,
Петрушку, свеклу, огурец, помидор,

Все овощи (испугано): ОХ!

(Хозяйка имитирует резку овощей, продвигаясь
мимо каждого овоща)

Накрытые крышкой, в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, лук, горох,
Петрушка, свекла, огурец, помидор,

Вместе (вытирая лоб): Ох!

(Овощи встают со стульчиков по мере того, как
их называют).

Хозяйка (пробует суп): О-о-о-о! А суп
овощной получился неплох!

Федора:

Ой, какие молодцы!
Накормили удальцы.
Так скажите нам скорей
Кто на грядке всех важней?

Все вместе.

Закончился сказ про наш огород.
И овощи все так людям нужны.
И овощи все конечно важны.

Федора: пошли ребята дальше.

«Болото»

Федора:

Ой, дошли мы до болота.
Как бы нам не утонуть.
Лучше сесть, да отдохнуть.

Инсценировка сказки «Лиса и журавль»

Федора: А какая посуда была
использована в этой сказке?
– Ой, что это на болоте стоит? Кажется, я свой
сундучок нашла. Да, это вся моя посуда, только я
забыла, кто мне ее подарил.
– Помогите, ребята, из какой сказки все эти
предметы: самовар, кувшин и тарелка, 3 миски и 3
ложки, горшочек? (Самовар – «Муха Цокотуха»,
кувшин и тарелка – «Лиса и Журавль», 3 миски и 3
ложки – «Три медведя», горшочек – «Горшочек
каши»)

– Ох, спасибо. Теперь я точно не забуду, кто и что
мне подарил. Чем же мне вас отблагодарить то? Ой,
вспомнила, ещё с осени у меня грибы сушёные
остались. Давайте до дома дойдём и я их вам сварю.

«В гостях у Федоры»

Федора: Вот и до дома дошли всю
посуду нашли. Ох не буду я посуду обижать, буду,
буду я посуду любить и уважать. Вот и мой
горшочек. А печка у меня не простая, а волшебная. А
пока, девчушки-веселушки, не спеть ли нам
частушки. А вы мальчишки не зевайте, дружно в
ложки ударяйте.

Федора и дети исполняют частушки про посуду.

1 ученик:

Я любила мыть посуду
Чашки, вилки, ложки.
Только чище получилось
У братика Алешки!

2 ученик.

Овощи росли на грядке.
Я их поливала.
Только выросла трава.
Я траву не рвала!

3 ученик.

На столе стоит стакан,
А в стакане таракан.
Надо лучше мыть посуду,
Чтобы не было вам худо!

4 ученик.

Я пошел копать картошку,
Но забыл я дома ложку.
Завтра снова я пойду!
И возьму сковороду!

5 ученик.

Я чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила.
Накухарничала!

6 ученик.

Подружка моя,
Маме помогаю,
Все тарелки перебила,
К чашкам приступаю!

Все ученики.

Мы пропели вам частушки,
Про посуду, овощи.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы нам похлопали!

3. Итог:

Федора: Ну и порадовали меня. Спасибо.
Ой, грибы уже поспели. Как жаль, что нам пора
прощаться. А в память обо мне я дарю вам свой
чугунок с грибочками.

Все дети исполняют песню «Спешите за
чудесами»
.

Слова и музыка Юрия Антонова.

Спешите вы за чудесами,
Но нет чудесней ничего.
Чем встреча с милыми друзьями
Под крышей дома своего – 2р.

А если вдруг взгрустнётся малость.
То грусть не значит ничего.
Долой печали и усталость.
Под крышей дома своего – 2р.

От всей души желать мы рады.
Вам наилучшего всего.
Пусть будет мир, любовь и радость
Под крышей дома твоего – 2р.

Список литературы:

1. Брыкина, Л.В. – Нестандартные и
интегрированные уроки [текст] / Л.В.
Брыкина, // М: Учитель. – 2009. – 45с.
2. Подрезова, Т.И. – Материал к занятиям по
развития речи [текст] /Т. И. Подрезова, // М:
Айрис-Пресс. – 2009. – 89с.
3. Касинова, Е.П. – Уроки логопеда [текст] /
Е.П.Касинова, // М: Эксмо. – 2011. – 78с.
4. Ковалько В.И. – Школа физкультминуток
[текст] /В.И. Ковалько, //М: Вако. – 2010. – 67с.
5. Макрушина, О.А. – Поурочные
разработки по окружающему миру [текст] /
О.А.Макрушина, // М: Вако. – 2009. – 92с.

Следующий: