Интегрированное занятие экология + декоративно-прикладное творчество по теме Птицы над сушей и морем

Цель:

Путём слияния образовательной и
трудовой деятельности ознакомить детей с
перемещением птиц в пространстве, с законами
перелётов.

Задачи:

  1. Дать общее представление о миграции птиц.
  2. Показать особенности перелётов.
  3. С помощью игровой формы обучения дать знания о
    путях перелёта (на примере ласточки деревенской
    и трясогузки жёлтой) и развивать
    любознательность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети.

- По вашей просьбе, в связи с возникновением
проблемы распространения птичьего гриппа, мы
проводим ряд предварительных занятий,
подготавливающих вас к обсуждению вышеназванной
проблемы. Это одно из них.(до этого проводилось
занятие по теме “ Разнообразие птиц”.)

Тема

нашего занятия: “Птицы над сушей и
морем”.

Целью занятия

является знакомство с
особенностями поведения птиц во время перелётов,
с понятием – МИГРАЦИЯ- ,с проблемами и
трудностями. возникающими при осуществлении
перелётов.

II. Вводная беседа о птицах. (работа с карточками,
проводится непосредственно детьми)

! На карточках предлагается следующая
информация. Дети зачитывают её индивидуально,
карточки раздаются прямо на занятии.

(Информация, предложенная детям на карточках,
включает в себя сведения о значении птиц в жизни
человека).

  • Птиц на Земле, конечно, меньше, чем насекомых, но
    всё–таки довольно много – около 9 тыс. видов.
  • Птицы украшают естественные и культурные
    ландшафты, наполняя их звуками и красками и
    придавая им неповторимое своеобразие.
  • Считается, что предки птиц были рептилиями,
    похожими на ящериц и вели древесный образ жизни.
  • Несмотря на нашу суровую северную природу, птиц
    встречается в Ленинградской области довольно
    много, около 200 различных видов.
  • Полезная роль птиц не ограничивается только
    уничтожением насекомых. Ни у кого не вызывает
    сомнения польза, приносимая птицами в
    распространении древесных, кустарниковых пород
    и ягод.
  • В борьбе с сорняками неоценимую пользу приносят
    зерноядные птицы.
  • В сокращении численности мышевидных грызунов
    огромную услугу оказывают нам пернатые хищники.
  • Большое санитарное значение имеет ряд птиц,
    питающихся отбросами и падалью.
  • Наблюдение за жизнью птиц, их поведением имеет
    большое познавательное и воспитательное
    значение. Любовь к птицам развивает самую лучшую
    черту человеческого характера – гуманность.

III. Следующий этап предполагает включение
обучающихся в практическую мыслительную
деятельность.

(Дети делятся на две группы, которые позже будут
сформированы в команды. Каждой команде даётся
“зашифрованный” список птиц. Она должна “
расшифровать”,т.е. узнать, что за птица прячется
под каждым названием).


Ж — - — - — - -к С — - — -а
Т — - — - — - — -а С — - — -а
А — -т В — - — -а
К — - — - — а Д — - -л
Л — - — - — -а Г — - -а

! Обязательно в помощь даются изображения
указанных птиц.

Первая группа птиц: трясогузка, жаворонок,
ласточка, аист, кукушка.

Вторая группа птиц: галка, ворона, синица, дятел,
сорока.

IV. Беседа по вопросам.

- Прочитайте названия птиц первой группы.

- Прочитайте названия птиц второй группы.

- Предположите, почему именно так разделены?

- Как одним словом можно назвать птиц первой
группы?

- Как одним словом можно назвать птиц второй
группы?

! Перед детьми появляются два названия групп:

ПЕРЕЛЁТНЫЕ

ОСЁДЛЫЕ

- Объясните название каждой группы.

В свете последних событий, мы будем говорить о
группе ПЕРЕЛЁТНЫХ птиц.

V. Вводится понятие: МИГРАЦИЯ.

Всё, что касается перемещения птиц в
пространстве, рассматривается в связи с понятием
МИГРАЦИИ.

! Перед обучающимися появляется научное
определение термина МИГРАЦИЯ.

Миграция

- это последовательное расширение
ареала данного вида в течение длительного
времени в результате отсутствия благоприятных
предпосылок для осёдлого образа жизни в течение
всего года.

Беседа о перемещении птиц, исторические факты.

(Детям вновь предлагается информация на
карточках)

  • Птицы могут за короткий срок пересекать
    громадные расстояния и чередовать свои места
    обитания определённым образом.
  • Птицы совершали перелёты над сушей и морем
    задолго до того, как не Земле появились люди.
  • Люди с древнейших времён обращали внимание на
    регулярное появление и исчезновение перелётных
    птиц.
  • Первые упоминания о сезонных миграциях птиц
    можно встретить в старинной литературе,
    например, в Ветхом Завете, у греческих и римских
    авторов: Гомера, Аристотеля.
  • В конце средневековья Олаус Магнус описывал
    следующим образом прилёт журавлей: “Журавлиная
    стая, подобно гусиной, к основанию постепенно
    расширяется, приобретая форму клина, и целиком
    разворачивается при попутном ветре. Она движется
    вперёд, как идущее на таран военное судно,
    рассекая воздух сильнее, чем если бы она
    направлялась по прямой.”
  • К основным причинам, вызывающим ежегодные
    сезонные миграции птиц, относятся климат, погода
    и пищевые ресурсы.

! Если по ходу получения сведений возникают
вопросы, они обсуждаются.

VII. Подготовительная работа к практическо -
игровой части.

“Загадочная птица в конвертике”.

-Возвращаемся к группам птиц.

(Детям раздаются конверты с заранее
заготовленным шаблоном и частями определённой
птицы. Птицы: ласточка деревенская и трясогузка
жёлтая).

- “Соберите” птицу.

- Кто это?

- К какой группе относится?

- Именно сейчас нам предстоит начать
увлекательный перелёт вместе с данными птицами.

- Но прежде, послушайте, что говорят об этих
птицах стихи. (Зачитываются стихотворения о
ласточке и трясогузке).

Ласточка.

День проходит, скоро вечер,
У раскрытого окна
Вьётся ласточка, щебечет:
“Вот и я! Пришла весна!”
Где ты зиму зимовала?
Из каких вернулась стран?
Хорошо ли кочевала
Через море – океан?
Самолётом прилетела?
Приплыла на корабле?
Принимайся же за дело
На родной своей земле!
Будто глиняный горшочек
Прилепился над окном.
Ласточка весь день хлопочет,
Что-то лепит, ладит в нём.

Е. Трутнева

Трясогузка.

Вьётся речка-быстротечка,
Травы шевелит;
Весь песок, что вымыт речкой,
Строчками увит.
Пробежит вдоль речки птичка,
Хвостиком качнёт,
Схватит муху трясовичка,
След перечеркнёт, -
И летит в гнездо под крышу,
Где за три версты
Малыши её заслышати разинут рты.

Павел Барто.

- Вот что сказано об этих птицах в
литературе.(Даются сведения на карточках).

  • Все они принадлежат к поздним из прилетающих
    птиц. Это связано с их питанием.
  • Ласточки прекрасно летают. Скорость полёта этих
    птичек может доходить до 100км/ч и более.
  • Улетают все ласточки внезапно, и через
    несколько дней они уже ловят насекомых где – то
    возле египетских пирамид, а затем улетают ещё
    дальше на юг – в Центральную и даже Южную Африку.
  • Обыкновенно они летают где-либо неподалёку от
    реки характерным волнообразным полётом.
  • Во второй половине сентября все трясогузки
    улетают далеко на юг, в Африку, в долину Нила, на
    зимовку.

VIII. На данном этапе непосредственно
образовательная деятельность тесно связывается
с практической и переходит в игровую.

! Форма игровой подачи материала предполагает
составление “Карты перелёта”.

Практическая деятельность: СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ.

1. На голубом фоне (водные пространства) дети по
очертаниям приклеивают два материка, между
которыми осуществляется перелёт – ЕВРАЗИЯ и
АФРИКА.

2. Отмечают флажками начало и конец пути.

3. Отмечают основной ландшафт.

4. Отмечают основные объекты-остановки.

! Выполняя эту работу обучающиеся параллельно
сверяются с оригиналами – КАРТОЙ и ВИДАМИ ПУТИ.

IX. Подготовительная беседа к работе с
“картой”.

Сейчас мы рассмотрим от чего зависит
благополучие перелёта. Ответьте на вопросы.

- Что помогает птицам безошибочно и терпеливо
перелетать такие расстояния?

- Что влияет на протекание полёта?

! Перед детьми появляются записи

ВЫНОСЛИВОСТЬ

ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ

ОРИЕНТАЦИЯ

СКОРОСТЬ

ВЫСОТА ПОЛЁТА

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Это и будут наши главные остановки.

X. Непосредственно работа с “картой” и
включение в игру.

- Обратимся к нашей карте.

- Отмечаем первый пункт остановки.

- Что это за место?

- Обозначим.

- Сверим с атласом.

- Будем продвигаться дальше, сверяя наш путь с
птичьим.

Проверим , готовы ли стаи к перелёту, выносливы
ли они и чья “ стая” с большим успехом, без
потерь преодолеет свой путь.

(Так, продвигаясь, по пути следования птиц,
делая остановки на главных их стоянках, дети
проходят этот этап занятия в виде соревнования,
где проверяются: “выносливость”, “хорошее
зрение”, “ориентация”, “скорость”, “высота
полёта”, “погодные условия”. Для усиления
соревновательного эффекта на каждой остановке
обучающиеся , изучая материал, зарабатывают
баллы)

! Кол-во баллов определяют педагоги.

! На каждой “остановке” обучающиеся выполняют
определённые задания.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – выносливость — простоять на
одной ноге.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – хорошее зрение – игра в
ДАРТС.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – ориентация – пройти между
стульев с завязанными глазами.

ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА – скорость- “размотай
ленточку”.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – высота полёта –
“строительство башни”

! На ШЕСТОЙ ОСТАНОВКЕ выясняются ОПАСНОСТИ,
подстерегающие птиц во время перелётов.

(Перед детьми в закрытом виде представлены
карточки с названием опасности, рядом написано
кол – во баллов от 1 до5. Дети поочереди открывают
карточки, параллельно получаются открыты виды
опасностей, и к тому же набираются очки)

В итоге открыта следующая информация:

СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

МЕТЕЛИ

СИЛЬНОЕ ПОНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

ПЕСЧАНЫЕ БУРИ

ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ ПУСТЫНЬ

ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, ЗМЕИ

ВЕРОЛОМСТВО ЛЮДЕЙ

НЕФТЯНЫЕ ПЯТНА

СТОЛКНОВЕНИЯ

После “СОРЕВНОВАНИЯ” подводится итог.
Выясняется сколько птиц “долетело” и “
погибло”

! Чем больше набрано баллов, тем большая “стая”
оказалась сохранена.

XI. Итог.

- Получив на занятии определённые знания, нам
необходимо учесть их в дальнейшей работе по
следующей теме “Распространение птичьего
гриппа в связи с миграцией птиц”.

- Сегодня мы убедились, что из стаи не все птицы
добираются до места. Мы выяснили, какие проблемы
подстерегают птиц при перелётах, как им
приходится тяжело.

- Ещё одной проблемой в последнее время в мире
стало распространение птичьего гриппа. ЭТО И
СТАНЕТ ТЕМОЙ НАШЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Этому будет посвящено отдельное занятие.

XII. Творческое задание.

- Подводя итог, вам предлагается продумать меры
и внести свои предложения по осуществлению
контроля за перелётами птиц. Это и будет вашим
творческим заданием к следующему занятию.

Следующий: