Интегрированное занятие Автоматизация звука [с] в словах


Цели:

  1. Автоматизировать звук [с] в словах;
  2. Дать первоначальные сведения о признаках
    класса Рыбы;
  3. Развивать умения и формировать навыки
    нахождения главных слов в предложении, деления
    слов на слоги и определения ударного слога в
    слове;
  4. Расширять словарный запас;
  5. Рассмотреть вопросы охраны рыбных богатств;
  6. Совершенствовать способность к переключению
    внимания, становлению понятийного аппарата и
    основных мыслительных операций (анализа,
    синтеза, сравнения, обобщения);
  7. Развивать произвольность психической
    деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Артикуляционная гимнастика на звук [с] .

Логопед: Давай выясним с тобой,
каких животных относят к рыбам.

После беседы делается вывод о том,
что к рыбам относят животных, живущих в воде,
имеющих чешую, плавники, дышащих жабрами,
размножающихся икрой.

Логопед: А можно ли отнести к рыбам
кита? У кита нет чешуи, дышит он лёгкими, у него
рождаются живые детёныши и кит кормит их молоком.
Вывод: кит не относится к рыбам.

II. Работа над автоматизацией звука [c].

Вниманию ребёнка предлагается набор
картинок с изображениями рыб в названии которых
есть звук [с] . Ученик повторяет за логопедом
названия рыб.

Перед ребёнком кладутся четыре
карточки на которых написано: на первой – море,
на второй – пресная вода, на третьей – аквариум,
на четвёртой – проходные (она кладётся надписью
вниз). Ребёнок с помощью логопеда распределяет
представленных ранее рыб под соответствующие
надписи. Оставшихся рыб (лосось) положить под
четвёртую карточку, пока не объясняя смысла
слова “проходные”, да и само слово пока не
демонстрируется. Названия рыб 1, 2, 3 групп произносится
с чётким проговариванием звука [c].

Логопед: Образуй от слова море
слово, которое будет отвечать на вопрос какие?
Рыбы какие?

Ученик: Морские.

Логопед: Образуй слова, отвечающие
на вопрос какие? От слов аквариум и пресная вода.

Ученик: Аквариумные, пресноводные.

Логопед: Обрати внимание на
четвёртую группу рыб. Эти рыбы живут в море, а
икру метать приходят в реки. Таких рыб называют
проходными (переворачивается карточка с
названием “проходные”)
. Какой вопрос ты
поставишь к слову проходные?

Ученик: Рыбы какие? Проходные.
Слово проходные отвечает на вопрос какие?

Логопед: В настоящее время из-за
того, что улов рыбы вёлся в больших размерах,
некоторые виды рыб почти исчезли. Приходится
прилагать много усилий по восстановлению рыбных
богатств. Это особенно касается таких рыб как
стерлядь, лосось и некоторые другие.

Логопед: Составь предложение со
словом скат.

Ученик: Большой скат зарывается в
песок.



Логопед: Найди главные слова в этом
предложении.

Ученик: Речь идёт о скате. Скат
живой. Поэтому спросим кто? Скат. Скат что делает?
Зарывается. Главные слова – скат и зарывается.

Логопед: Найди в этом предложении
слово, которое отвечает на вопрос какой?

Ученик: На вопрос какой? отвечает
слово большой.



Логопед: Посмотри на картинки с
рыбами внимательно. Подбери к каждой слово,
отвечающее на вопрос какая? или какой?

Ученик: Скат какой? Плоский.
Скалярия какая? Красивая. Скумбрия какая? Быстрая
и т.д.

Логопед: Поставь ударение в
названиях рыб.

Ученик: Находит ударную гласную,
ставит знак ударения.

Логопед: Название каждой рыбы ты
должен разбить на слоги и выделить слог в котором
находится звук [c].

Ученик: Скалярия,
звук [с] находится в слоге ска. (В том же
плане рассматриваются остальные названия рыб)
.

III. Итог занятия.



Логопед: Сегодня мы занимались
автоматизацией звука [с], а кроме этого
знакомились с рыбами. Что нового ты узнал о рыбах?

Ученик: Рыбы бывают морские,
пресноводные, аквариумные и проходные. У рыб есть
плавники, жабры, чешуя. Маленькие рыбки
появляются из икры.




Следующий: