Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии, химии и физике Эрудит-2012


Цель – формирование и развитие
познавательного интереса к дисциплинам химии,
физике и биологии.

Форма – интеллектуальная игра.

Время проведения – 40-50 минут.

Презентация к мероприятию (Приложение
1)

Раздаточный материал и ромашка (Приложение 2)

План

  1. Конкурс №1. Разминка “Попробуй, догони”
  2. Конкурс№2. “Кот в мешке”.
  3. Игра со зрителями.
  4. Конкурс№3. “Литературный”
  5. Конкурс №4. “ Найди биологическую ошибку”
  6. Конкурс № 5. “ Выдели физические явления или их
    характеристики”
  7. Игра со зрителями
  8. Конкурс №6. “Ты мне, я тебе”.
  9. Игровая пауза.
  10. Конкурс №7. “Темная лошадка”.

Ход игры

Ведущие объявляют правила игры. Играют две
команды. Помогают ведущим лаборанты. Конкурсы
оцениваются по бальной системе. Победители
награждаются призами.


Конкурс 1 “Разминка. Попробуй, догони”

Каждая команда поочередно отвечает на вопросы
в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ 1
балл.

Вопросы для 1 команды.

1. Самый распространенный спирт (этиловый);

2. Участвует ли вода в химических реакциях
клетки? (да)

3. Маслянистая жидкость, от светло бурого до
чёрного цвета с характерным запахом, не
растворимая в воде (нефть);

4. Из чего состоит клеточная стенка у растений?
(целлюлозы);

5. Приспособление для измерения длины? (метр,
рулетка)

6. Сколько различных аминокислот входит в
состав молекул белка? (20)

7. Какое явление вызывает изменение формы тела?
(деформация);

8. Какие вещества входят в состав рибосом? (р-РНК,
белки)

9. Из каких мономеров состоит белок?
(аминокислот);

10. Недостаток этого элемента вызывает
заболевание щитовидной железы (иод);

11. Сложные вещества, состоящие из двух
элементов, один из которых кислород (оксиды);

12. Какой процесс сопровождается понижением
температуры? (испарение)

13. Какая кислота всегда присутствует в желудке?
(соляная);

14. Какие явления вызывают подъём жидкости в
капиллярах? (смачивание)

15. Кто создал теорию химического строения
органических веществ? (А.М.Бутлеров);

16. Какие клетки человека и животных способны к
фагоцитозу? (лейкоциты)

17. Вода в твердом агрегатном состоянии? (лед)

18. Какая физическая величина указывает на
наличие водяного пара в атмосфере? (Влажность)

19. Каким образом попадают в клетку твердые
вещества? (фагозитозом)

20. Каким прибором измеряется вес тела?
(динамометр, весы)

21. Какие вредные вещества накапливаются в
овощах при неправильном использовании
удобрений? (Нитраты.)

22. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь).

Конкурс 1 “Разминка. Попробуй, догони”

Вопросы для 2 команды.

1. Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

2. Как называется наука о наследственности?
(генетика)

3. Какой суффикс добавляют к названию спиртов?
(ол);



4. Каким прибором измеряют температуру?
(термометр)

5. Процесс разрушения металлов под действием
окружающей среды (коррозия);

6. Каким прибором измеряют давление газов?
(барометр, манометр)

7. Металл, вызывающий “лихорадку” (золото);

8. Прибор для измерения времени? (часы,
секундомер)

9. Как называется самая маленькая птица?
(Колибри.);

10. В какой капусте много йода? (В морской.);

11. Нехватка этого элемента в организме вызывает
анемию (железо);

12. От чего птицы улетают на юг от холода или от
голода? (От голода);

13. Какой единственный металл является
жидким? (ртуть);

14. Химически неделимая частица (атом);

15. Какой царь привез в Россию картофель?
(Петр I.);



16. Биологический катализатор (фермент);

17. Божьи коровки кусаются? ( Нет.)

18. Специально оборудованное помещение для
проведения экспериментов или анализа веществ
(лаборатория).

19. Сколько зубов у взрослого человека? (32.)

20. Как ещё называют гиппопотама? (Бегемот);

21. Вещество, которое в Бразилии называют “слезы
дерева”. (Каучук.);

22. Какая птица самая большая в
мире? (страус)


Конкурс № 2 “Кот в мешке для
капитанов”

Каждой команде дать карточку с вопросом из
“мешка”. Команда совместно думает над ответом.

Вопрос 1.

Это сложное вещество в старину называли
властителем жизни и смерти. Его приносили в
жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.
На пирах у киевского князя его ставили в золотой
посуде лишь на стол, где сидели князь и его
сподвижники. Оно служило мерилом богатства,
могущества, стойкости, власти, считалось
хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно
обладает способностью помогать человеку во всех
его делах, спасать от бед и напастей. Начиная
день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел
в дом незнакомый человек – незаметно брось его
щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”.
Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и
повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо
хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке
приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в
воде рождается и в воде умирает. О каком веществе
шла речь? (Соль)

Вопрос 2.

Это сложное вещество обладает
уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной
массе оно имеет аномально высокую температуру
кипения. При электролизе этого соединения
образуются два газа в объемном соотношении 1 :
2.Один из газов образован атомами самого
распространенного элемента во Вселенной, а
другой – атомами самого распространенного
элемента на Земле. Это вещество – обязательный
участник химических реакций, протекающих в живых
организмах. Французский писатель Антуан де
Сент-Экзюпери отзывался о нем: “…Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь”. (Вода.)

Игровая пауза

Игра со зрителем

Зрители отвечают на вопросы, самые активные
награждаются.

1. Какой фермент вырабатывает поджелудочная
железа как железа внутренней секреции? (инсулин)

2. Что такое кариес? (болезнь зубов)

3. Основной строительный материал организма
(белок)

4. Как звали русского учёного Павлова? (Иван
Петрович)

5. Что такое гепатит? (Болезнь Боткина, болезнь
печени)

6. Зубы снаружи покрыты (эмалью)

7. В ротовой полости расщепляются (углеводы)

8. Вещество, образующееся после расщепления
белка ( аминокислота)

Конкурс № 3 “Литературный”

Кто автор этих строк? (легкая музыка звучит)


“Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!…” “Зимнее утро”
А.С.Пушкин

“Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…”. “Утес”
М.Ю.Лермонтов


Конкурс № 4 “Найди биологическую ошибку”


А.Фет

“Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала.
Весь бархат мой со всем живым миганьем –
лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
и вот дышу…”

Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев

“У веретеницы шесть ног,
Под пнем она таится.
Лишь ночью выйдет на часок,
А днем всего боится”

Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной
образ жизни


Конкурс № 5 “Выдели физические явления или их
характеристики”


“Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена
С посеребрённою каймой,
Клубится над Днепром – рекой”
М.Ю. Лермонтов (Ответ: влажность 100%)

“Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О и Е”
А.С. Пушкин (Ответ: конденсация пара)

Игровая пауза

Игра со зрителем

Самый активный зритель получает приз

1. Какие птицы спасли Рим? (гуси)

2. Сколь камер в сердце птиц? (четыре)

3. В каких сосудах скорость тока крови
наибольшая? (в артериях)

4. Я под мышкой посижу, и что делать укажу. Или
разрешу гулять, или уложу в кровать. (градусник)



5. Источником энергии в клетках является (АТФ)

6. Сначала – блеск, за блеском – треск, за
треском – плеск. (молния, гром, дождь)

7. Каким препаратом можно вывести больного из
бессознательного состояния? (нашатырный спирт –
водный раствор аммиака).

8. Верите ли вы, что взрывчатое вещество может
быть лекарством? (да)

9. Верите ли вы, что есть растения, живущие до 5000
лет? (да – баобаб)

Конкурс №6 “Ты мне, я тебе”

Каждый участник по очереди достаёт вопрос из
“мешка” и говорит, какому участнику
противоположной команды он его задаёт. Если
участник другой команды не может ответить, то
отвечает тот, кто вопрос доставал и получает
1балл. Если оба не отвечают, то балл получит та
команда, чей участник ответит. И так поочерёдно,
по пять участников.

  1. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений,
    44);
  2. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (поместить
    в уксусную или соляную кислоту);
  3. Говорят, что человек вдыхает кислород, а
    выдыхает углекислый газ. Правильно ли это? (Человек
    вдыхает воздух, обогащенный кислородом, а
    выдыхает воздух, насыщенный углекислым газом
    ).
  4. Какой химический элемент состоит из названий
    двух животных? (мышьяк);
  5. Что такое антифриз? (водный раствор
    этиленгликоля, “незамерзайка”);
  6. Почему “царская водка” получила такое
    название? (она растворяет “Царей” металлов:
    золото, платину, серебро).
  7. .Назвать ночную хищную птицу (сова, филин)
  8. Как называется брачный ритуал у некоторых
    куриных птиц? (ток);
  9. Как называется процесс увеличения размеров
    организма? (рост);
  10. Как называется наука о птицах? (орнитология);
  11. Самая крупная рыба (акула);
  12. Какое вещество образует твердый покров
    членистоногих? (хитин);
  13. Процесс считывания информации с ДНК на РНК
    (транскрипция);
  14. Место прохождения фотосинтеза (хлоропласты);
  15. Как генетики называют преобладающий признак?
    (доминантный);


Конкурс №7. “Тёмная лошадка”

1. Каждой команде выдаётся по две склянки с
жидкостями (жидкость только на дне). На склянке
указаны только номера. По запаху, соблюдая
технику безопасности, они должны узнать, что за
это вещества:

  • №1 – этиловый спирт;
  • №2 – уксусная кислота;
  • №3 – ацетон;
  • №4 – раствор аммиака.

2. Каждой команде выдается по 2 предмета:
необходимо на глаз определить длину одного и
массу другого.


Заключительный этап игры

После подведения итогов на столе
раскладывается ромашка, на лепестках которой с
обратной стороны написаны пожелания учащимся.

Участники команд выбирают понравившийся
лепесток, переворачивают его и читают вслух
пожелание:

– Пусть сбудется твоя мечта стать великим
химиком!
– Из каких бы элементов ни состояла жизнь, всегда
важно уметь правильно реагировать на неё.
– Пусть в сердце будет место физике, мечты всегда
влекут вперёд!
– Обмена реакция есть между нами …
– Химия грусть мою излечит, украсит время нашей
встречи
– Да я в невежестве бы прозябал, если бы не
физика!
– Пусть даже ночами валентности снятся, уроки
химии мне пригодятся!
– Не выпасть в осадок и не раствориться и с
золотом по благородству сравниться!
– Тому, кто одолел физику, просто ничего не
страшно!
– Я бы в физики пошёл, пусть меня научат!

Подводится итог, награждаются победители.

Литература

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по
    химии. М.: Просвещение, 1980
  2. Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии
    растений. Москва. 1975
  3. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в
    школе. Химия. Физика. Волгоград: Учитель, 2001
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в
    современной школе. Москва – Ростов-на-Дону:
    Учитель, 2000
  5. Лопатин И.К. Биология для умных. Минск 2009
  6. Ненашева И.Г. Химический дивертисмент. Химия (ИД
    “Первое сентября”), 2006, № 10
  7. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. Элективный
    курс. Волгоград: Учитель, 2006



Следующий: