Интегрированное внеклассное мероприятие география + химия + экология Ода воде

“Огромный океан неведомого окружает
нас.
И чем больше мы знаем,
тем больше загадок задает нам природа”

В.А.Обручев

Цели:

Образовательные:

  • Расширить традиционные знания детей о воде.
  • Показать природообразующую функцию воды.
  • Формирование целостного представления об
    объекте изучения в школе
  • Вода, как объект изучения, с точки зрения
    различных наук

Развивающие

:

  • умение пользоваться различными источниками
    информации, анализировать и презентовать
    результаты поиска.

Воспитательные:

  • значение вод и необходимость охраны водных
    ресурсов планеты
  • формирование научного мировоззрения.
  • воспитание ответственности и
    самостоятельности при работе в группе (команде).

Участвуют 3 команды из ребят 7-8-х классов.

Название
команд определено заранее:

“Ручеек”, “Снежинка”, “Водопад”,
танцевальная группа в соответствии с названием
команд готовит 3 танца, один музыкальный номер –
песня “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой.

С самого начала конкурса название команд
неизвестно
(знают это только участники), после
очередного танца в сценарии вечера мы узнаем
названия всех 3-х команд. Приготовлены красочные
таблички названия команд.

Ведущий:

“Вода – это не только реки, океаны, моря,
ледники. Ее находят в пустынях, которые называют
безводными, вода содержится в горных породах,
даже в расплавленной магме она присутствует в
значительных количествах и выделяется в виде
пара при извержении вулканов.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери
так сказал о воде: “Вода, у тебя ни вкуса, ни
запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама
жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не
объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое
богатство на свете”.

Вода и лед – взрывчатые вещества.
Кристаллическая вода может резать камень, лист
стали. Лед – абразивный материал… Возможно ли
это? Да, возможно!

Представьте себе, как выглядела бы наша Земля,
исчезни с нее внезапно вода. Мрачные, зияющие
“глазницы” морских океанских впадин, покрытые
толстым слоем солей, пересохшие русла рек, навек
замолкнувшие родники. Горные породы разрушились
бы, ведь в их состав входит большое количество
воды. Ни кустика, ни цветочка единого, ни живого
существа на мертвой Земле!

Стихотворение “Вода” автор Яна Михнева,
участница проекта “Чистую воду – жителям
Томского Приобья” – читает ученица 8-го класса.

“Вода. Совсем простой здесь слог.
По сути Н2О.
Вода есть жизни всей исток,
Другого не дано.
О пользе если говорить, –
Всего не перечтешь.
С водою можно все творить,
Что в руки не возьмешь.
И все, что дышит на Земле
Водицею живет.
Стоит колодец на селе –
К нему народ идет…
Вдоль рек, озер селился люд.
А как же без воды.
Вести хозяйство там и тут
Выращивать сады?
Куда ни кинь – везде вода,
Как в песне той поем:
“Вода, вода, кругом вода”
По жизни с ней идем.
Жара – спасаешься в реке,
А жажда – воду пьешь.
И на любом материке
Водичку ты найдешь…
“Вода, вода, кругом вода”
Вода есть жизни суть.”

Ведущий:

Так что же собой представляет вода?”

Участники сегодняшнего вечера помогут нам
многое узнать об этом удивительном веществе.


1 конкурс

– разминка: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? –
подборка вопросов из различных наук о воде.

Например:

– кто и когда впервые осуществил синтез воды?
(1845 г. А.Лавуазье)

– почему яйцо не тонет в соленой воде? (так как
плотность соленой воды больше, чем пресной)

– что такое “синий уголь”? (вода)

– можно ли высушить белье на морозе? (да, лед
тоже испаряется)

– в каком органе человека наибольшее и
наименьшее количество воды? (наибольшее содержит
стекловидное тело глаза 99%, наименьшее – зубная
эмаль 0.2%)

– назовите восемь наименований состояния воды,
принятых в метеорологии (снег, иней т.д.)

– какой водопад считается самым мощным в мире?
(Ниагарский) и другие вопросы Каждый ответ
оценивается в 1 балл.

Ведущий

: Зрители, болельщики должны узнать
название одной из команд по характеру танца.

Танец “Ручеек”.

Если аудитория
затрудняется ответить, ей предлагается загадка:

“Он студеною водой
Прожурчал в траве густой.
Приняла его река –
Беглеца из родника”

2 конкурс: КОТ В МЕШКЕ

Капитаны команд достают из мешка по два
задания. Готовят ответы совместно с командой,
представляя их публике. Это должны быть:
достаточно сложные загадки, как-то связанные с
темой воды, ребусы или другие конкурсные задания.
Каждый ответ оценивается в 3 балла.

Примеры заданий:

  • “В каком море находится остров Рюген, известный
    нам по сказкам, как остров Буян”?
  • “Вспомните А.С.Пушкина и скажите: как назывался
    в старину на Руси залив или бухта?”
  • “”Какое стихийное природное явление описано
    А.С.Пушкиным в поэме “Медный всадник”?
  • Если есть на карте губы,

Если есть на ней носы,
Значит где-то между ними
Расположены…усы!”

  • Где в нашей стране расположены самые известные
    губы, носы и усы?

(Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря,
Чешская губа Баренцева моря, Обская, Тазовская,
Байдарацкая губы Карского моря, Пенжинская,
Янская губы Охотского моря. Мысы: святой Нос
на Кольском полуострове, Канин Нос на
полуострове Канин, Белужский Нос на полуострове
Ямал. Реки Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры и
Томи.)

  • Назовите полностью пословицу
  • :

    … отважных любит (море)
    … не море, тоска не горе (река)
    Всяк кулик свое… хвалит (болото)

Пока команды готовят ответы, вопросы
болельщикам задают ведущие.

- самое глубокое море у берегов России
(Берингово)

– самое мелководное море Земли (Азовское,
ср.глубина 7 метров)

- самый широкий в мире пролив (Дрейка)

- самое глубокое озеро мира (Байкал)

- самая многоводная река мира (Амазонка)

- самое древнее в мире озеро (Байкал, 30 млн.лет)

- какая российская река берет свое начало в
Китае? (Иртыш)

- как называется наука об озерах (лимнология)

- почему в соленой воде легче плавать? (она
тяжелее и с большей силой выталкивает
погруженные в нее тела)

- как называют художника, изображающего морские
пейзажи (моринист)

Танец “Снежинка”. Зрители, болельщики
узнают, название какой из команд хотели выразить
танцующие.

3 конкурс ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Задаются вопросы, задания сразу всем командам
– отвечает тот, кто первым поднимает руку.
Задания должны быть достаточно сложными.

Например:

– выбрать формулы веществ, которые реагируют с
водой (показать 3 пары табло формул – по одной для
команды. Каждой команде предоставляется шанс
заработать свои баллы)

– представить табло-названия заливов – к
какому океану они относятся?

И другие задания. Если не отвечают команды,
может помогать зал.

Жюри просчитывает количество верных ответов (+1
бал – за верный ответ)

Танец “Водопад”. Зрители, болельщики
узнают, название третьей команды по характеру
танца. При затруднении в ответе – зачитывается загадка:

С высоты большой срываясь,
Грузно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.

Ведущий

:

“Вода была и остается музой, источником
вдохновения поэтов, художников, композиторов,
ученых-естествоиспытателей и философов. Много
интересного о воде могут изложить нам
представители команд.”

4 конкурс: ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДЕ

Команды представляют свое домашнее задание,
которое они готовили, консультируясь с
предметниками. (Примеры сообщений прилагаются).
Интересные сведения о явлениях в природе,
связанные с водой изложены, например, в книге
В.Мезенцева “Энциклопедия чудес”, “Знание”
1983г. Например: “Демоны моря” (о тайфунах), “Вода
и жизнь”, “Чем грозит ливень?”, “Реки на дне
морском” и др. статьи.

Приложение:

1. В человеке среднего роста содержится в
среднем пять ведер воды. Без воды невозможно
гниение и разложение растительных и животных
организмов. Вода обладает громадной силой и
способностью к разрушению. Гидромониторы и
гидропушки дают тонкую струю воды огромной
скорости, режущую не только дерево (без опилок),
но и горные породы.

2. Чем большую часть воды в растительных
организмах связывают коллоиды, тем лучше
растения сопротивляются морозу и засухе.

Без воды в зеленом листе не могут образоваться
сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.

3. Велико природообразующее значение воды:

  • Фиическое выветривание горных пород: вымывание,
    уплотнение, накопление.
  • Химическое выветривание: при взаимодействии
    воды происходят химические процессы с активными
    веществами почв, горных пород (кислород,
    углекислоты?соли)
  • Вода – среда жизни основной биомассы планеты.
  • Вода совершает круговорот, обеспечивая обмен
    влагой суши и океана.
  • Вода – основной скульптор рельефа.
  • Вода очищает землю от продуктов
    жизнедеятельности человека.
  • “Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в
    организме человека. Рисунок речной сети
    напоминает структуру кровеносной системы. Вода
    переходит из одного компонента в другой,
    перенося различные химические вещества с суши на
    море, с моря на сушу. Из почвы в растения и
    обратно” (Н.Алисов, И.Куина и др. “Физическая
    география”, Айрис, 2003г).

Оценка по 5-балльной шкале.

5 конкурс (заключительный): КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН И
СТИХОВ О ВОДЕ

В песне (куплет) должна упоминаться вода или ее
любое состояние. (+1 балл за песню, “последняя”
команда получает дополнительно 2 балла).

Примеры стихов:

“На войне в пыли холодной,
В летний зной и холода,
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда.
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной. –
Лишь вода б была, вода. А.Твардовский

2. Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста.
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было не спроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало,
И рыбы жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой.
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало чистой
Дистиллированной воде! А.Мартынов

Подведение итогов, награждение команд.

Заканчивается конкурс музыкальным номером –
песней “Айсберг” из репертуара А.Пугачевой
(исполняет ученица 8 класса или использовать
фоногрумму)

Список используемой литературы:

  • Н.Алисов, А.Кузина “Физическая и экономическая
    география мира” Айрис, 2003 г.
  • И.Д.Агеев “Веселая география на уроках и
    праздниках” Творческий центр, М.2004 г.
  • В.Н.Андреева “Предметная неделя географии в
    школе” Феникс, Ростов-на-Дону, 2005 г.
  • Т.П.Герасимова. С.В.Мясникова “Общая
    география”, Спецлит, С.Петербург, 2001 г.
  • Детская энциклопедия “Я познаю мир”. Океан. М.,
    2000 г.
  • Методический журнал “Химия в школе” №№ 2.4 за
    2005 г.
  • “Экология животных” 7 класс, Вентана-Граф” п/р
    Н.Черновой, М., 2006 г.
  • Следующий: