Интегрированное учебное занятие в 3-м классе по теме Графическая иллюстрация к рассказу А. П. Платонова «Цветок на земле»

Тип учебного занятия: урок усвоения
практических знаний.

Оборудование:

  • барометр настроения;
  • оборудование для просмотра РР презентации;
  • бумага для рисования разного цвета;
  • черные маркеры разной толщины на водной основе
    – у каждого ученика;
  • таблички с ключевыми словами урока;
  • музыкальное сопровождение;
  • книги с графическими иллюстрациями;
  • учебники литературного чтения.
  • Цели занятия:

  • познакомить учащихся с понятием графика, с
    этимологией этого слова; с особенностями
    техники рисования графических изображений;
  • учить иллюстрированию художественных
    произведений на примере рассказа А.П. Платонова
    “Цветок на земле”;
  • стимулировать творческую активность учащихся
    посредством знакомства с биографией и работами
    юной талантливой художницы Н. Рушевой;
  • развивать мышление, самостоятельность,
    коммуникативные умения, умение устанавливать
    метапредметные связи;
  • воспитывать серьезное отношение к литературе и
    изобразительному искусству, эмоциональную
    отзывчивость; уважение к старым людям.
  • Урок разработала

    учитель начальных классов
    первой квалификационной категории Игнатенко
    Анна Валентиновна, г. Смоленск, МБОУ СОШ №29 с
    углублённым изучением отдельных предметов.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Очень приятно увидеть вас отдохнувшими после
    перемены! Давайте встанем красиво и ровно около
    своих парт и сразу станет понятно, кто готов
    отлично поработать на уроке изобразительного
    искусства. Садитесь, пожалуйста! Давайте теперь
    установим свое настроение. (На барометре
    настроения посредством голосования
    устанавливают общеклассное настроение –
    радостное, веселое, задумчивое, грустное и т. д.
    Как правило, в начале урока оно бывает
    позитивным, если вдруг нет – детям его нужно
    поднять на своих ладошках как можно выше…)
    Надеюсь,
    что хорошее настроение не покинет вас до самого
    конца урока, ведь мы будем сегодня не только
    рисовать, но и узнаем много нового.

    Актуализация опорного материала.

    Но для начала давайте попробуем догадаться, о
    чем пойдет речь на уроке. Прочитайте записанные
    на доске слова. (На доску вывешиваются таблички
    со словами: орфография, биография, география)

    Что они обозначают? (Орфография – это наука о
    правильном написании слов или само правильное
    написание слов, бывают орфографические ошибки;
    биография – описание жизни человека, на уроках
    литературного чтения мы знакомимся с
    биографиями писателей; география – наука о
    земной поверхности, бывают географические карты,
    мы знакомились с ними на уроках окружающего мира)

    Молодцы! Можно ли сказать, что значения этих
    слов чем-то похожи между собой? (Ничего общего в
    значении слов не видно)

    А что вы скажете, если я попрошу сравнить
    написание этих слов? (Мы увидели, что в этих
    словах есть одинаковая часть – графия)

    Действительно, это так. Греческое слово grapho
    (еще одна табличка вывешивается на доску) – графо
    переводится на русский язык – пишу, черчу, рисую.

    Орфография – “орфо” – правильно, “графо”
    – пишу (указать на части слова). Что означает
    слово “орфография”? (Правописание)

    Биография – “био” — жизнь. Что такое
    биография? (Описание жизни)

    География – “гео” — земля… (География –
    описание земли)

    Поздравляю, вы нашли ключ к разгадке! Сегодня мы
    познакомимся с особенным направлением в
    изобразительном искусстве. В его основе лежит
    четкая линия и используются, как правило, два
    цвета. В названии этого направления есть
    греческий корень “граф”. Кто догадался, о чем я
    говорю? (О графике)

    Восприятие, осмысление и запоминание основного
    материала.

    Верно! (На доску вывешивается табличка со
    словом “графика”).
    Между прочим, слово графика
    раньше употребляли применительно к письму и
    каллиграфии. Только потом оно пришло в
    изобразительное искусство для обозначения
    контрастных, черно-белых рисунков, очень удобных
    для печати. Именно поэтому в журналах и многих
    книгах в качестве иллюстраций используют
    графические рисунки. (Можно показать несколько
    графических иллюстраций в книге)

    Физкультминутка.

    Луковый мальчик Чиполлино с этой иллюстрации
    приглашает вас немного отдохнуть, ведь вы, скорее
    всего, уже устали. Повторяйте все движения за ним
    под музыку. (Звучит веселая музыка, дети встают
    и повторяют все движения, изображенные на
    графических рисунках)

    Вот какие замечательные у нас гости сегодня!
    Чиполлино предлагает сесть только тем ребятам,
    которые хотят работать на уроке дальше. (Дети
    садятся)

    А мы продолжаем говорить о графике.
    Выразительные средства графики – контурная
    линия, штрих, пятно, фон листа. (Все
    вышеперечисленное следует показать на
    иллюстрациях)
    Многие художники-иллюстраторы
    любят графику – ведь она позволяет быстро
    нарисовать иллюстрацию к прочитанному, пока
    чувства и настроение от литературного
    произведения еще свежие, яркие! Предлагаю
    поступить так же. На уроке чтения сегодня мы
    читали и обсуждали рассказ А.П. Платонова
    “Цветок на земле”. Я помню, он не оставил никого
    из нашего класса равнодушным – много мнений мы
    выслушали, да и настроение он у вас вызвал очень
    разное – и грустное, и задумчивое, и нежное…
    Хочется ли выразить его на листе бумаги? (Да,
    хочется, ведь не все получилось сказать словами
    на прошлом уроке)

    Отлично! Поднимите, пожалуйста, руку те ребята,
    кто является профессиональным иллюстратором. (Дети
    растеряны, никто не поднимает руку)
    Как вы
    считаете, обязательно ли быть настоящими
    художниками для того, чтобы иллюстрировать
    рассказ? (Скорее всего – да…) Так что же
    получается, не стоит нам и браться за это дело?

    Не спешите с ответом. Послушайте сначала
    рассказ об одной удивительной девочке, который
    подготовил для вас Артем. (Презентация является
    продуктом проектной работы третьеклассника,
    сообщение также делает он. Рассказ о талантливой
    юной художнице Наде Рушевой сопровождается
    демонстрацией слайдов,
    Приложение)

    Надя Рушева родилась в городе Улан-Батор в
    семье художника Николая Константиновича Рушева.
    Её мама — первая тувинская балерина Наталья
    Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Потом семья переехала
    в Москву.

    Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не
    обучал её рисованию, также до школы её не учили
    читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи
    первоклассницей, она начала рисовать каждый день
    не более получаса после уроков. Тогда же она, за
    один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к “Сказке о
    царе Салтане” Пушкина, за то время, пока отец
    читал эту её любимую сказку вслух! Её рисунки
    рождались без эскизов, всегда рисовала враз,
    набело и она никогда не пользовалась
    стирательной резинкой. “Я их заранее вижу… Они
    проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне
    остаётся их чем-нибудь обвести”, — говорила
    Надя.



    Когда Надя училась в пятом классе, была
    организована первая выставка ее рисунков. После
    этой выставки в журнале “Юность” появились
    первые публикации её рисунков, когда ей было
    всего 12. Впереди были иллюстрации к
    произведениям А. Пушкина, Л. Толстого, М.
    Булгакова и слава будущего книжного графика,
    хотя сама юная художница мечтала стать
    художником-мультипликатором.

    За следующие пять лет её жизни состоялось
    пятнадцать персональных выставок в Москве,
    Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии,
    Румынии, Индии.

    К сожалению, жизнь юной талантливой Нади
    трагически оборвалась, когда ей было всего 17 лет,
    в 1969 году.

    В память о Наде Рушевой до сих пор проходят
    конкурсы детских работ.

    Надя оставила после себя огромное
    художественное наследие — около 12 000 рисунков.

    Понравился вам этот рассказ? Как вы теперь
    считаете, обязательно ли быть настоящим
    художником, чтобы от души сделать иллюстрацию к
    рассказу, сказке, стихотворению? (Нет, не
    обязательно, главное иметь желание рисовать)

    Рисовать как раз мы все очень любим. Скажу
    больше – все ребята у нас очень талантливые,
    каждый по-своему. Нужно только всегда об этом
    помнить и не бояться пробовать свои силы. Давайте
    немного отдохнем и затем начнем работать над
    своими иллюстрациями.

    Физкультминутка.


    Вот веселый карандаш!
    Дорогой приятель наш.
    Его старательно точу -
    Вправо, влево покручу.
    Отряхну свои ладошки!
    Порисуем мы немножко?

    (Дети повторяют стихи, сопровождая их
    движениями)

    Подготовка к практической работе.

    Вспомните, пожалуйста, рассказ А. Платонова,
    эпизод, который больше всего понравился. На
    партах у вас лежат учебники, поэтому можно
    воспользоваться текстом, если вы забыли
    какие-либо детали, подробности. Хочу дать совет –
    не надо рисовать слишком много, бывает
    достаточно изобразить один или пару предметов,
    которые будут отражать ваши чувства намного
    лучше, чем иная живописная картина. Настройтесь
    на работу, подумайте, какого цвета бумагу лучше
    взять фоном для своей графической иллюстрации.
    Вспомните, что цвет поможет выразить ваше
    настроение. Рисовать вы будете черным маркером.
    Они у каждого уже есть на парте. Карандашный
    рисунок делать необязательно, стирательная
    резинка тоже, скорее всего, не понадобится.

    Сколько времени вы хотели бы использовать на
    это задание? (Немного, ведь графичесие
    иллюстрации можно делать на одном дыхании, время
    нужно в основном для того, чтобы придумать, что и
    как будем рисовать, какой фон использовать)

    Практическая работа.

    (Продолжается 7-10
    минут. В это время звучит негромкая спокойная
    классическая музыка, призванная настроить детей
    на размышления и рисование)

    Рефлексия, анализ.

    (Музыку можно постепенно делать тише, затем
    совсем выключить)

    Мне было приятно смотреть, как вы работаете.
    Многие иллюстрации показались очень интересными
    и неожиданными. Хотелось бы увидеть все работы на
    нашей выставке (на доске).

    Скорее всего, вам захочется объяснить свои
    иллюстрации. Что бы вы хотели ими выразить? Если
    получится, прокомментируйте.

    (Дети по очереди выходят к доске; если
    получается, комментируют свои иллюстрации:

    • дедушкины глаза, хотя и слепые, видят намного
      больше, чем видят другие люди;
    • подарок Афони – маленький металлический
      гребешок – посильная и трогательная забота
      малыша о своем стареньком дедушке;
    • старик и маленький мальчик – они такие разные,
      им есть, чем удивить друг друга;
    • дедушкины руки такие большие и сильные – за
      свою жизнь он очень много работал;
    • дедушкины руки сами похожи на сухую землю – они
      ведь тоже давали жизнь хлебу;
    • я видел, как цветок пробился через асфальт в
      городе;
    • Афоня так мал, что не понимает, как это –
      умереть, он надеется, что у деда будет новая
      жизнь;
    • Афоня думает, что с цветами можно разговаривать,
      и они знают секрет;
    • целый букет лекарственных цветов собрать
      трудно, но может быть, он поможет отцу Афони;
    • дедушка дал внуку урок на всю жизнь;
    • Афоня не знает важности времени, он остановил
      часы, чтобы не тикали… (Могут быть самые разные
      комментарии)

    Работы вывешивают на доску в соответствии с
    цветом бумаги. Когда все иллюстрации на доске,
    следует обратить внимание, на количество работ в
    той или иной цветовой группе. Доминирующий цвет
    показывает общеклассное настроение в конце
    урока.)

    Давайте переведем стрелку на барометре
    настроения. Изменилось ли наше настроение с
    начала урока? (Да)

    Почему? (В начале урока нам хотелось узнать
    много нового, настроение было приподнятым, даже
    отличным. А ближе к концу занятия мы о многом
    задумались. Настроение стало задумчивым, даже
    немного грустным)

    Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали,
    что такое графика, какие особенности есть у
    графических изображений – четкая линия, два
    цвета в изображении; чем хороши графические
    иллюстрации – их рисуют быстро, пользуясь
    полученным от произведения настроением,
    познакомились с творчеством талантливой девочки
    – Нади Рушевой)

    Чему учились на уроке? (учились не бояться
    рисовать, внимательно читать художественные
    произведения, обращать внимание на мелочи, они
    могут быть важными; учились жалеть и уважать
    стареньких – они прожили долгую жизнь и уже не
    такие сильные, как раньше, но сделались к
    старости очень мудрыми)

    Расстроились ли вы, что настроение на барометре
    изменилось к концу урока? (Нет, потому что
    переживания были хорошими и многому нас научили)

    Домашнее задание.

    Дома попробуйте проиллюстрировать ту книгу,
    которую вы сейчас читаете. Пусть у вас будут
    графические иллюстрации. Если получится,
    напишите в двух словах объяснение своего
    рисунка. Это можно сделать и в стихах, можно
    подобрать подходящую по смыслу пословицу. Мне
    кажется, у вас должны получиться интересные
    работы!

    Презентация




    Следующий: