Интегрированное родительское собрание Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 1-го класса

Цель урока:

развитие познавательных
способностей учащихся первого класса.

Психолого-педагогически задачи:

  • Показать родителям важность и значимость
    проблемы развития детского внимания и памяти.
  • Ознакомить родителей с психологическими и
    педагогическими методами и приёмами развития
    познавательных способностей первоклассников
    (концентрации и объёма внимания, а также
    слуховой, зрительной и образной памяти).
  • Инструментарий:

    • для проведения родительского собрания нужно
      подготовить листы белой бумаги формата А4 по
      числу участников;
    • цветные карандаши или фломастеры;
    • синие ручки и простые карандаши;
    • небольшие предметы: апельсин, конфета, яблоко,
      линейка, блокнот, мячик, ручка и т.п.;
    • бланки с символами, картинками для игр.

    Процедура проведения:

    В классе столы и стулья расставляются
    так, чтобы получилось 4 зоны на максимальном
    отдалении друг от друга. Родители разделены на 4
    группы. Каждая группа садится за отдельный
    “круглый” стол. В родительском собрании могут
    принимать участие не только родители, но и
    ученики первого класса. На рисунке № 1 показана
    примерная расстановка мебели.

    Все группы занимаются развитием
    разных познавательных способностей:

    первая группа – развивает
    концентрацию внимания;

    вторая группа – развивает объём
    внимания;

    третья группа – развивает
    слуховую память;

    четвёртая группа – развивает
    зрительную и образную память.

    На столах заранее приготовлен
    необходимый материал: карточки с играми и
    упражнениями (белой стороной вверх), раздаточные
    материалы, необходимые для участников каждой
    игры.

    Рис.1. Расстановка мебели в классе

    I этап родительского собрания:

    В каждой группе выбирается один
    ведущий-родитель, который и проводит
    психологическую игру или упражнение, написанную
    на карточке, с остальными членами своей группы.

    II этап:

    После того, как каждая группа
    научилась играть в свою игру, выбирается 1
    человек от группы. Он проводит ту же самую игру со
    всеми родителями класса.

    III этап:

    На этом этапе классный руководитель
    Иванова В.Н. предлагает педагогические методы
    развития познавательных способностей у детей.

    IV этап:

    Родители предлагают свои игры и
    упражнения, которые помогают развивать
    познавательные способности детей.

    Подробное описание этапов:

    I этап родительского собрания:

    Вступительное слово классного
    руководителя:

    Уважаемые папы и мамы!
    Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам,
    связанным с успешной учебной деятельностью
    ваших детей. Результаты учения тесно связаны с
    познавательными процессами, которые формируют
    способность к интеллектуальной деятельности
    наших малышей.

    Важнейшие компоненты любого
    психического процесса – это память и внимание.

    Их хорошее развитие напрямую помогает
    ребёнку учиться более продуктивно:

    1. Умение концентрировать своё внимание помогает
      малышу сосредоточенно работать на уроке, не
      отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение
      длительного времени выполнять монотонную и
      рутинную работу.
    2. Умение переключать внимание помогает быстро и
      без потери темпа и времени перейти от одного вида
      деятельности, предлагаемого учителем, к другому.
    3. Если у ребёнка хорошо развиты различные виды
      памяти (зрительная, слуховая, образная,
      тактильная), он одинаково хорошо запоминает и
      объяснения учителя, и написанное на доске или в
      учебнике, учит стихи, он легче и успешнее
      работает в тетради.
    4. Ребёнку просто легче учиться, когда его
      познавательные способности развиты достаточно
      хорошо.

    У многих учеников нашего класса, по
    материалам психологического исследования
    познавательных способностей, недостаточно
    развиты процессы произвольного внимания и
    различные виды памяти. Эти дети не умеют на
    длительное время сосредоточиться на одном деле,
    не умеют играть с игрушками, их интересы и
    увлечения примитивны.

    Без помощи родителей школа не сможет
    изменить сложившуюся ситуацию. Часто родители
    занимаются с детьми только выполнением
    домашнего задания, а не играми и упражнениями,
    способствующими развитию познавательных
    способностей. Мы сегодня расскажем вам, как можно
    развивать познавательные способности ваших
    детей, просто играя с ними вместе вечером, в
    выходные дни, на прогулках, детских и семейных
    праздниках. Это и забавно, и помогает развитию
    памяти и внимания. Совместная игра улучшает
    микроклимат в семье, взаимопонимание между
    родителями и детьми, увеличивает
    доверительность отношений. Надеюсь, что наши
    игры и упражнения обогатят вашу копилку
    родительского мастерства.

    Педагог-психолог:

    Уважаемые
    родители! Сегодня вы вспомните хорошо известные,
    но незаслуженно забытые, игры и упражнения для
    развития познавательных способностей –
    различных видов памяти и категорий внимания. Вы
    знаете, что хорошее развитие познавательных
    способностей помогает ребёнку лучше учиться, он
    легче “схватывает” новый материал, быстрее
    запоминает уже пройденное, быстрее и
    качественнее учит стихи и др. К сожалению,
    уровень познавательных способностей учеников
    вашего класса несколько ниже, чем хотелось бы.
    Поэтому сегодня мы предлагаем вам самим побывать
    в роли ваших детей, всем вместе поиграть в
    развивающие игры и затем использовать их дома, не
    только играя со своими детьми, но и развивая их
    способности.

    Классный руководитель:

    – В каждой группе мы просим вас
    выбрать одного ведущего-родителя.

    – Теперь, когда ведущие выбраны,
    каждый круглый стол будет играть в свою игру,
    которая написана на карточке, лежащей на каждом
    столе. Ведущий берёт карточку.., а дальше все
    слушаются ведущего и делают то, что он говорит.

    – Игра начинается! (ведущий проводит
    игру, написанную на карточке, с остальными
    членами своей группы).

    Игры и упражнения для развития
    познавательных способностей

    (напечатаны на отдельных карточках):

    Карточка № 1.

    ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ
    ВНИМАНИЯ

    Все садятся в кружок. Ведущий быстро
    говорит: “Все, у кого в одежде есть что-то белое,
    поменяйтесь местами (поднимите руку, хлопните в
    ладоши). Все быстро выполняют команду ведущего. В
    следующий раз выполняют команду все, у кого -

    • светлые волосы;
    • голубые глаза;
    • брюки, а не юбки;
    • в одежде присутствует какой-то цвет (красный,
      жёлтый, зелёный, синий, чёрный и т.д.);
    • есть украшения;
    • накрашены губы;
    • кто получил сегодня “5”;
    • кто изучает английский язык и др.

    Вариативность игры:

    в эту игру можно
    играть до бесконечности, постоянно придумывая
    новые варианты.

    Карточка № 2.

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЁМА
    ВНИМАНИЯ

    На стол выкладываются любые 6
    предметов, например:

    • апельсин;
    • конфета;
    • яблоко;
    • линейка;
    • блокнот;
    • мячик.

    Все внимательно смотрят на этот
    “натюрморт”, стараясь запомнить все предметы на
    нём. Затем все отворачиваются.

    Через 10 секунд поворачиваются и
    называют все предметы, которые были на столе
    (стол в это время накрыт платком).

    Ведущий убирает платок, и все
    проверяют, правильно ли они ответили. Ещё 10
    секунд смотрят на “натюрморт”, отворачиваются.

    В это время ведущий меняет любые 2 – 3
    предмета на столе (например, убирает яблоко и
    кладёт карандаш).

    По команде ведущего все
    поворачиваются и говорят, что изменилось.

    У этой игры множество вариантов:

  • можно увеличивать количество предметов на
    столе;
  • менять большее количество предметов;
  • менять предметы местами;
  • менять цвет предметов (вместо синего карандаша
    положить красный) и т.д.
  • Карточка № 3.

    ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

    Все садятся так, чтобы им удобно было
    писать. Каждому даётся листок бумаги и ручка
    (карандаш).

    Ведущий просит всех закрыть глаза и
    медленно, с интервалом в 1 секунду, читает 7 – 10
    любых коротких слов (например, можно взять любые
    словарные слова из учебника по русскому языку).

    Пример:

    лес, стол, брат, окно, мёд,
    дерево, карандаш, лист, корова, игла.

    После того, как ведущий назвал все
    слова, он просит всех открыть глаза и записать
    слова на своём листе бумаги. Кто написал больше
    правильных слов, тот и выиграл.

    Варианты этой игры:

  • можно брать любые слова;
  • количество слов можно постепенно увеличивать
    от 7 до 15-20 слов;
  • можно записывать слова вразнобой (как
    запомнили);
  • можно записывать слова по порядку (как
    назывались);
  • можно записывать слова по алфавиту и т.д.
  • Карточка № 4.

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И
    ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ

    На листе бумаги нарисованы символы –
    бланк 1 (рисунок 2).

    Рис. 2. Бланк № 1.

    Все играющие должны внимательно
    смотреть на них в течение 20 секунд и стараться
    запомнить.

    Затем им предлагается бланк 2, на
    котором среди многих других символов (рисунок 3)
    есть те символы, которые нужно было запомнить.

    Рис. 3. Бланк № 2.

    Задача игроков найти символы и обвести
    в кружок.

    Варианты игры:

  • можно использовать любые символы;
  • можно использовать любые картинки (например, из
    лото или какой-то другой детской игры);
  • можно использовать слова, написанные от руки
    или напечатанные на компьютере (например, можно
    взять любые словарные слова из учебника по
    русскому языку);
  • картинки, слова или цифры могут быть разных
    цветов и размеров, написанные или набранные
    разным шрифтом и стилем;
  • можно использовать любые цифры, знаки,
    иероглифы и т.п.
  • II этап

    :

    После того, как каждая группа
    научилась играть в свою игру, выбирается 1
    человек от команды, по очереди выходит в центр
    класса и проводит ту же самую игру, но теперь уже
    со всеми родителями класса.

    Педагог-психолог и классный
    руководитель следят за правильным ходом игры.

    III этап:

    На этом этапе классный руководитель
    Иванова В.Н. предлагает педагогические методы
    развития познавательных способностей у детей.

    Упражнение № 1.

    Для развития произвольного внимания
    можно предложить ребёнку переписать без ошибок
    зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
    Например:

    АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК,
    ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.

    Упражнение № 2.

    Для улучшения концентрации внимания
    ребёнку можно предложить такое упражнение: в
    таблице предложенных букв необходимо
    вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З.
    Эта таблица называется таблицей Бурдона.

    Вариант 1:


    ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
    МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
    ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
    МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
    ПГОНБИЖЮАЗБПАВОРШЩМСЫ0FЕН
    РАУЩЙЦЗЧСЩКДЕЖХАИЩВЖЕТАОИИМЩК
    ПОМТВШКБЗЫКЮМОСЩИЩАЛУЧЫАООЗКХ
    АРВЫДФЖСТКОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХХАЛЕ
    ЩММБМИИСОААПШОШРКИИОВЩУУОКТИЕИ
    ЕИМОККМКТУЭЖСЭУЗЩАЛУЦЯТЯЧБМТВГМ
    ИВЛЫЧЖЭЪУСЬЦШКНАОВЛПТСОАДЖХЖЮЖ
    УЧХЦЪЛМТИАНКЕПИЧСБДЩУЫЦЙЧЮЖЗХ
    ПОРВЛЖЭЙЦУКЕЬБЮЮЛАРПОЕШНЩГСМИТ
    ТЬБЧАВРЕЗХХИХПРАВМТИТСКНЕОМПГРАМ
    ИТЕНШОЩЗХЪЭЖДЛОРПАВЫФЯЧЧСММИТТЬБЮ
    ЮОРВАПЕНШБЗИКБИЖЮАЗБПАВОРЫДФЖСТК
    ОАЛПЬМОАЩУЦЧБЫЪХШЩМСЫ0АФЮСТЖМП
    СВЮКЧФФЛFЕНУЙСНПМИПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЖ
    АФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛДЛОРПАВЫФЙЦУКЕНГШ
    ЩЗХЪГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШЕЛШВЩКЬТВЫЧ

    Вариант 2:

    Тоже задание предлагается выполнить,
    используя страницу старого журнала или газеты
    (можно взять любой печатный текст).

    Упражнение № 3.

    Предложите ребёнку найти слова,
    которые спрятались в рядах букв и обвести их.

    ЗОГАЗЕТАНЕАФЮСТЖМПСВЮДОМКЧФФЛОЖБЮР
    МФДКНИГАЛИТГЕДИШАФЯЛМИШКАЗИХОЮНЗКИШ
    ТВЮФПИСЬМОГРВКДУЕКБСТОЛЖЯАПРСОЮТБГЕ
    МСНБШОКНОРМФИТЯВУЛКАНИБЮШЛЧБДНХ
    ПГОНБИПЛАТЬЕЖЮАЗБПАВОРШСОБАКАЩМСЫ0FЕН
    РАУЩЙЦБРАТЗЧСЩКДЕЖХСВЕЧААИЩВЖЕТМЁДАОИИ

    (В каждой строке спрятались два слова).

    Упражнение № 4.

    Ребятам предлагается решать примеры в
    определённом порядке:

    1 вариант – сначала решить примеры с
    однозначными, а потом с двухзначными числами.
    2 вариант – сначала решить примеры на сложение,
    потом на вычитание.
    3 вариант – решать попеременно примеры с
    однозначными и двухзначными числами.
    4 вариант – решить сначала примеры из второго
    столбика, потом из третьего, а потом из первого
    столбика и т.п.


    2+3=

    10-5=

    30-12=

    5+5=

    10+10=

    28-14=

    6-2=

    12-10=

    10+14=

    4+6=

    13+11=

    18+12=

    8-4=

    14+10=

    16+13=

    4+3=

    11+12=

    6-4=

    10-2=

    5+6=

    7-3=

    9+1=

    IV этап:

    Родители предлагают свои игры и
    упражнения, которые помогают развивать
    познавательные способности детей.

    На этом этапе классный руководитель и
    педагог-психолог оценивают актуальность игр и
    дают им свою оценку. Здесь очень важно, чтобы
    оценки были в большинстве случаев положительные.
    Если игра не является развивающей
    познавательные способности, нужно сказать об
    этом и предложить родителям всем вместе
    подумать, в каком случае всё же может быть
    полезна предложенная игра. Все высказывания
    должны быть позитивными и побуждать родителей к
    активности.

    На этом же этапе все родители получают
    от классного руководителя и педагога-психолога
    печатные памятки – рекомендации по дальнейшей
    эффективной развивающей работе с детьми.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Уважаемые папы и мамы! Помните, что
    внимание и память – одни из самых важных
    психических процессов. Внимание и память
    являются важной составной частью
    результативности учебной деятельности вашего
    ребёнка. Для развития памяти и внимания вашего
    ребёнка необходима ваша помощь.

    – В основе внимания и памяти лежит
    интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут
    игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку,
    тем больше шансов развить познавательные
    способности малыша.

    – Развивая познавательные
    способности своего ребёнка, учитывайте круг его
    увлечений. Отталкиваясь от его увлечений,
    привлекайте его внимание к другим процессам и
    явлениям, связанным с его увлечениями.

    – Постоянно тренируйте
    познавательные способности своего ребёнка.
    Используйте для этого любую возможность:
    прогулки на свежее воздухе, походы, совместные
    мероприятия, детские и семейные праздники.
    Делайте это в игре, ненавязчиво, без назидания.

    – Развивая познавательные
    способности своего ребёнка, не фиксируйте его
    неудачи. Больше внимания обращайте на
    достигнутые им успехи.

    – Стимулируйте интерес к развитию
    познавательных способностей собственным
    примером и примерами из жизни других людей.

    – В семейном кругу демонстрируйте
    достижения ребёнка по развитию познавательных
    способностей.

    – Наберитесь терпения и не ждите
    немедленных, успешных результатов.

    В завершении родительского собрания
    родителям предлагается письменно оставить
    комментарий, задать вопросы, предложить темы
    будущих родительских собраний. Все пожелания
    родители пишут на листочках бумаги и кладут в
    “Почтовый ящик”. Высказывания могут быть
    анонимными.

    Список литературы:

  • Л. Ф. Тихомирова. Развитие познавательных
    способностей детей. Ярославль, 1997 г.
  • Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания.1-4
    классы, М, 2011 г.
  • Ф. Е. Рыбаков. Атлас для
    экспериментально-психологического исследования
    личности. С-Пб, 2008 г.
  • Следующий: