Интегрированное развивающее занятие. 1-й класс


Основные задачи занятий:

  • Осознание себя как личности, принятие себя и
    понимание собственной ценности как человека.
  • Осознание своих взаимосвязей с миром и своего
    места в окружающей действительности.
  • Автоматизация звукопроизношения.
  • Творческая самореализация.

Часть 1. Зелёный цвет (первый час)

Задача. Развитие и коррекция
эмоционально-волевых процессов у детей.

Цели:

  • Расширение представления детей о зелёном цвете,
    развитие способности тонко чувствовать цвет и
    подбирать адекватные прилагательные для его
    описания.
  • Стабилизация психических процессов, снятие
    эмоционального и телесного напряжения, развитие
    умения быстро переключаться с активной
    деятельности на пассивную.
  • Развитие умения ориентироваться в
    пространстве.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Упражнение в согласовании прилагательных,
    обозначающих цвет, с существительными в роде,
    числе, падеже.
  • Автоматизация звука “з’” в словосочетаниях и
    предложениях.
  • Развитие навыков работы с красками.

Оборудование и материалы. Предметы
зелёного цвета, кукла-фея в зелёной одежде,
краски, альбомы. Магнитофон, кассеты “Морской
бриз”, “Лес”, картинки лиственных деревьев
(тополь, береза, верба, дуб), морских животных
(осьминог, морской конёк, рыбка, морской угорь),
карточки-символы (глаз, ухо, рот, язык, нос,
ладонь). Цветовые карточки (синий, жёлтый,
зелёный, салатный, изумрудный). Ароматическая
лампа, масло чайного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

– Добрый день, ребята.

2. Разминка (стоя) “Доброе животное”

– Мы – одно большое, доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе.
Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А
теперь давайте изобразим и послушаем, как бьётся
его большое сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг
назад и т.д.
– Очень хорошо!

3. Повторение правил работы в группе (сидя в
полукруге)



А теперь повторим правила работы в группе:

  • Один говорит – остальные слушают.
  • Если хочешь ответить – подними руку.
  • Каждый может ошибиться, над ошибками не смеёмся.
  • Активно выполнять задания.

4. Знакомство с темой занятия (сидя в
полукруге)

– Назовите основные цвета!
– Назовите холодные цвета!
– Назовите тёплые цвета!
– Какой цвет находится между тёплыми и холодными
цветами? (Зелёный.)
– Да, зелёный! Вы уже знакомы с этим цветом, но…
сегодня мы расширим наши знания об этом
удивительном цвете.
Нас приглашает в путешествие по Зелёной стране
Зелёная волшебная фея. Послушайте её рассказ.
Зелёный цвет – цвет гармонии и равновесия, т.е. он
успокаивает и устанавливает мир в душе. Он
замечательный врач, целитель! Зелёный цвет
помогает рассеять плохое настроение, снять
беспокойство, уменьшить усталость. Не случайно
на природе, в окружении зелёной травы и деревьев
мы чувствуем себя лучше, добрее, сильнее.
Одежда зелёного цвета поможет привести в норму
кровеносные сосуды. Если мы нервничаем, сосуды
сужаются, в результате кровь поступает в малом
объёме к внутренним органам, в результате –
общее состояние ухудшается. У кого есть одежда
зелёного цвета? (Дети находят друг у друга и у
себя одежду зелёного цвета).
Тёмно-зелёные халаты носят хирурги в
операционной, так как доказано, что тёмно-зелёный
цвет помогает остановить кровотечение.
Очень полезны овощи зелёного цвета и даже вода,
если она была налита в сосуд зелёного цвета. Вода
насыщается, пронизывается зелёным цветом, хотя
нам этого не видно, и лечит наш организм изнутри.
Вот сколько интересного рассказала нам Фея.
Чтобы попасть в страну Зелёного цвета, нужно
выдержать несколько испытаний. Чтобы успешно
пройти их, вспомним, что необходимо иметь, когда
мы работаем с красками? ( Альбом, стакан с водой,
кисточку, палитру, ткань для промакивания
кисточки). Займите рабочие места за партами.

Упр. “Получение зелёного цвета”

Задание первое от Феи. Как получают зелёный
цвет? (Нужно смешать жёлтый и синий цвет.) Давайте
покажем Фее, что мы умеем получать зелёный цвет.
Фея будет проверять результаты смешивания.

Задание второе от Феи. Назовите цвет этого
растения! (Если затрудняются, то называю сама.)
Как получить салатный цвет? (Выслушиваю все
варианты и подвожу детей к выводу о том, как
получить этот цвет.)
Если смешаем зелёный и
жёлтый цвет, то получим салатный цвет.
(Демонстрирую карточку с салатным цветом.) Найдите
в нашем пространстве предметы салатного цвета и
назовите их! А теперь попробуем получить этот
цвет с помощью красок! (Фея проверяет
результаты смешивания и аккуратность в работе с
краска
ми.)

Задание третье от Феи. Назовите цвет
пёрышек у этого петуха! (Если затрудняются, то
называю сама.)
Это изумрудный цвет! Какие цвета
необходимо смешать, чтобы получить этот цвет? (Выслушиваю
все варианты, затем дети подводят итог.)

Изумрудный цвет получается, когда смешивают
зелёный с небольшим количеством синего цвета
Посмотрите на карточку с изумрудным цветом!
Получите изумрудный цвет с помощью красок! (Фея
проверяет работы.)

Четвёртое задание от Феи. Осталось
выполнить последнее задание и мы попадём в
волшебную страну. Мы встанем около ворот и
назовем что-то зелёное – это будет пропуском в
страну Зелёного цвета. Называем и проходим на
ковёр, садимся в круг “ на пяточки”. Фея будет
рядом с нами.

Упр. “Погружение в цвет”

– Посмотрите на предметы зелёного цвета. Каким
вам кажется этот цвет? Спокойным или тревожным?
Успокаивающим или возбуждающим? Грустным или
радостным? Мягким или жёстким? ( Выслушиваю все
варианты)

Упр. “Он, она, оно, они”

– Назовите те предметы, про которые можно
сказать “он”, “она”, “оно”, “они”!

Упр. “Чего не хватает?”

– Закройте глаза. Фея спрячет один из
предметов, а вы назовёте спрятанный предмет. (Проигрываем
5
6 вариантов, в конце прячу зелёное яблоко.)
– Назовите ещё фрукты зелёного цвета.
– Назовите овощи зелёного цвета. (Зелёный
горошек, лук перо, спаржа.)

– Ещё есть растение зелёного цвета, которое
растёт у нас в огороде, это – тапинамбур или
дикий подсолнечник. Из него делают витамины
“Долголет”. Посмотрите на них, какого они цвета?
(Тёмно-зелёного.)

– Название этих витаминов говорит само за себя,
они продлевают нам жизнь. А создали эти витамины
замечательные русские учёные Вавилов и Зеленков.

Упр. “Составление описательного рассказа
“Огурец”

– Фея принесла к нам “ чёрный ящик”, в нём есть
предметы, которые мы попробуем отгадать:
“Без окон, без дверей, полна горница людей”. –
Что это? – Правильно! Огурец. (Достаю из ящика
два огурца.)
А как вы догадались?
– У нас два огурца. С одним мы будем работать, а
другой разрежем по количеству участников
занятия, но это сделаем попозже. Сначала мы
рассмотрим огурец. Что могут увидеть ваши глаза? (Выставляю
на магнитную доску карточку-символ с
изображением глаз.)

– Цвет.
– Форму.
– Красивое или некрасивое.
– Значит, огурец, какой? (Огурец зелёный,
овальный, красивый.)

Вот теперь разрежем огурец. Понюхайте кусочки
огурца. Что нам расскажет носик? (На магнитную
доску выставляю карточку-символ с изображением
носа.)

– Что почувствовал нос? (Огурец ароматный,
приятно пахнущий, свежий.)

А теперь съедим кусочек огурца. Что расскажут рот
и язык об огурце? (Выставляю очередные символы.)
Разжёвывайте очень медленно, прислушивайтесь к
ощущениям во рту. Какой огурец? (Сочный,
хрустящий, вкусный.)

Потрогаем огурец руками. (Символ – ладонь.)
Что расскажут нам пальцы? (Огурец твёрдый,
шершавый.)

Что могут рассказать об огурце наши уши? (Символ
– ухо.) (Огурец хрустит.)
А сам огурец издаёт
какие-то звуки? (Нет.)
– Тогда давайте представим, что он мог бы
рассказать о себе?

– “Я – огурец. Я расту в огороде, в лунке. Я
называюсь овощем. Летом меня срывают с плети.
Меня солят, маринуют, делают из меня салаты.”
– Ваши ушки запомнили рассказ огурца? Припомните
всё, что мы говорили об огурце и составьте полный
рассказ. Эти символы помогут вам. (Глаза, нос,
рот, рука, уши.)

5. Физминутка (стоя)

– Руки вверх – вдох – произносим слог “зе” –
выдох.
Руки вверх – вдох – произносим слог “лё” –
выдох и т. д.

Упр. “Родственные слова” (сидя на
стульях, в полукруге)

– Давайте подберём родственные слова к слову
“зелёный”! У слов-родственников общая часть
“зелен”. (Зелень, позеленел, зеленеют, зелено,
зелёнка, зелёненький, Зеленогорск.)

Упр. “Узнайте, где мы?”

– Фея перенесёт нас в новое место. А в какое, вы
скажете сами, прослушав мелодию. (Включаю
магнитофон.)

– Где мы оказались?
– В лесу.
– Как называются деревья, которые растут в этом
лесу? (Тополь, берёза, верба, дуб.)
– Какие это деревья? Назовите одним словом! (Лиственные.)
– Что появляется у них весной? (Зелёные
листочки.)

– Посмотрите, в каких книгах вы можете много
интересного прочесть о деревьях. (Демонстрация
библиотечных книг.)

– Фея перенесёт нас ещё в одно место. (Включаю
мелодию.)

– Где мы оказались?
– У моря.
– Назовите животных, которые живут в море? (Демонстрация
рисунков.) (Осьминог, морской конёк, зелёная
рыбка, морской угорь.)

6. Физминутка (стоя)

На доске схема.

– Работаем глазами. Плавно переводим взгляд с
1-й точки на 2-ю, со 2-й на 3-ю, и т.д. Прослеживаем
схему 3-4 раза. Садитесь.
– На что похожа эта схема? (На бабочку.)
– Где живёт бабочка? (На лугу.)
– Назовите ещё животных луга! (3-4 варианта.)
– Сейчас ребята расскажут нам загадки про
животных луга, а мы будем отгадывать.

1. Не птица, а с крыльями
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

2. С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку.
Прыгает пружинка
Зелёная спинка. (Кузнечик.)

3. Скачет зверушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)

Упр. “Волшебные превращения”

– Сейчас Фея превратит Вас в любое зелёное
существо, и когда зазвучит музыка, вы будете
двигаться как ваши герои. Подойдите ко мне и
выберите листочек. На листочке написано название
животного. (Дети вытягивают листочки, читают
название животного.)

– Итак, бабочки будут летать, кузнечики и лягушки
будут прыгать. Когда музыка остановится, то ваш
герой должен замереть на месте. (Музыка
несколько раз включается и останавливается.
После выполнения упражнения садимся на
“пяточки”.)

7. Итог

– Наше путешествие с Феей подошло к концу.
Давайте поблагодарим Зелёную Фею за чудесные
превращения. Ребята приготовили для неё стихи.
(Трое учащихся рассказывают стихи, чётко
проговаривая звуки “з^” и “л”.) Провожая фею,
скажем ей все вместе “Спасибо!”

8. Рефлексия

– Что понравилось на занятии?
– Что не понравилось?

9. Ритуал окончания занятия. (Стоя в круге,
взявшись за руки.)

Дети говорят сначала себе, а потом соседу:
– Я – звезда! И ты – звезда!
В конце дети произносят хором:
– Вместе мы – созвездие!

Часть 2. Самовыражение в цвете

Задание. Нарисовать зелёные истории,
придумав сначала рассказ о зелёных героях ваших
рисунков.

Запись рассказов, сказок.

Литература.



1. Н. М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб.
“Речь, 2003 г.

2. Н. Г. Мосин. Рисование. Для обучения детей в
семье, детском саду и далее. г. Екатеринбург.
У-Фактория, 1998 г.

3. Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать
загадки. М. “Просвещение”, 1985 г.



4. Е. В. Лопуга, В. Ф. Лопуга. АКИПКРО г.
Барнаул. Центр валеологии. Валеология:
воздействие цвета и света на организм человека.
(методические рекомендации), 2003 г.




Следующий: