Интегрированное обучение в начальной школе математика, внеклассное чтение, русский язык, 4-й класс

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ:

Тема:

Е. Шварц “Сказка о потерянном
времени”.

Цель:

формирование у учащихся беглого,
выразительного чтения, помочь им глубже
осознать, что такое добро и зло, честь и
справедливость, честность и доброжелательность.
Сформировать необходимые представления о роли
труда в жизни человека, активизировать
познавательную деятельность учащихся.

МАТЕМАТИКА:

Тема:

Приемы письменного умножения на
трехзначные числа, в записи которых есть нули.

Цель:

Продолжить работу по формированию у
учащихся вычислительных навыков письменного
умножения для случаев, когда в записи числа есть
нули.

РУССКИЙ ЯЗЫК:

Тема: Правописание местоимений с
предлогом.

Цели:

  • Формирование умений правильного употребления и
    написания местоимений 1-го, 2-го,3-го лица с
    предлогами, формирование умения заменять имена
    существительные местоимениями, развивать их
    осознанное употребление.
  • Воспитание аккуратности, трудолюбия,
    стремления узнать больше, вызвать интерес к
    учебе, к активной работе.

На доске пословица: “Делу время -
потехе час”.

Мы сегодня отправляемся в сказку о потерянном
времени. Прочтите пословицу.

Как понимаете пословицу?

Какое время вы считаете потерянным?

Героя какой сказки можно отнести к этому?
(незнайка).

Он сегодня совершит с нами путешествие в сказку
о потерянном времени. Но на чем мы туда доберемся?
Незнайка выбрал для путешествия шары.

Как вы думаете, подходит ли этот вид
“транспорта” для путешествия?

Когда могут летать шары? А вдруг ветер
прекратится, что будет с Незнайкой, но ведь он уже
в пути. Его нужно остановить.

На доске:

(Красочный Незнайка летит
держась руками за шары. Незнайка прикреплен к
доске , шары каждый отдельно, от шара ниточка, все
ниточки в руках Незнайки. Шаров ровно столько,
сколько будет заданий в ходе всех уроков. На
шарах написаны числа, по ним проводится устный
счет. 14 32 — прибавляйте, умножайте, делите и т.д.)

Что же делать? Кто нам поможет? Да и в сказку
пора. Ах вот наш помощник. Что это ? (Цветик-
семицветик).

Что нужно сказать, чтобы скорее оказаться в
сказке?

Лети, лети лепесток

(У учителя в руках Цветик-семицветик), отрывает
один лепесток и говорит.

- “Вели так, чтобы мы оказались в сказке о
потерянном времени”.

И вот мы в сказке, (вопросы к сказке).

(Незнайке будем помогать, снимая по одному
шарику, каждый шарик -это задание, чем меньше
шариков останется, тем плавне он опустится на
землю. Будем помогать?)

Понравилась вам сказка?

Что особенно запомнилось? Понравилось?

Как ведет себя Петя вначале сказки?

- Какими словами мы определили настроение Пети
в это время? Как его характеризуете?

- Что происходит с Петей после того, как он
увидел тетю Наташу? (ему досадно за свой поступок,
действия, стыдно, обидно, тяжело на сердце, но
выхода он пока не видит).

Проверка домашнего задания. (Чтение
сказки о потерянном времени).

Молодцы хорошо, снимаем один шарик. Незнайка
чуть ниже теперь летит.

Ребята, а что это у Незнайки на шарах написано,
какие то цифры. Давайте поиграем.

Устный счет.

Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 80?

Из какого числа надо вычесть 20, чтобы получить
80?

Какое число надо вычесть из 500, чтобы получить
450?

Решите: Незнайка летит на высоте 300 м. Сколько
это дм.?

- 700 х 4, 3200 : 80, 10000 : 1000, 600 :100, 976 — 70, 832+18 (читаются
выражения по разному: первый множитель, второй
множитель, произведение, найдите частное чисел и
т.д.)

На доске рядом с незнайкой геометрические
фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник).

Что вы знаете о прямоугольнике? Квадрате?

Как найти периметр прямоугольника, квадрата,
треугольника?

А площадь?

Найдите Р прямоугольника, если длина его 10 см., а
ширина в 5 раз меньше. Найдите площадь.

Чему равна 1 сторона квадрата, если весь Р равен
36 см. А площадь?

Р треугольника равен 18 см. Чему может быть рана
каждая из его сторон?

Запишите: 2807 х 49, 4210 х 53, 620 х 306, 407 х 800, 465 х 720
(комментированное решение).

(Снять шарик) еще ниже незнайка. Помогаем ему,

- Незнайка!

А вот он и сам не догадывается к какой части
речи относится его — Я.

На доске текст. Прочитайте предложения. Найдите
в них местоимения.

Выпишите их.

Назовите личные местоимения.

На чем летит Незнайка? (на шарах).

Назовите первый звук (ш) а на письме это буква
ША. Вспомним правильное написание этой буквы.

ЧИСТОПИСАНИ Е:

Словарная работа:

КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА

  • установление значения этих слов.
  • проговаривание хором, индивидуально
  • выделение голосом каждого звука
  • фонетический устный разбор слов (полный)
  • установление разницы в произношении и
    написании слов
  • подбор однокоренных слов
  • составление словосочетаний, предложений
  • задайте вопрос к словам, определите к какой
    части речи они относятся
  • определите склонение
  • образуйте о т них имена прилагательные (
    обращается внимание на единообразное написание
    корня).
  • разберите их по составу
  • определите у этих имен существительных род,
    число, падеж
  • как будет существительное КАПУСТА в Р. п.? Т.п.?
    (учащиеся знакомы с изменением имен
    существительных по падежам, опережающее
    обучение).
  • запишите в тетрадь (или словарь) написание этих
    слов и запомните их.
  • назовите отличие предлога от приставки
  • приведите примеры слов с приставкой и предлогом

Итак Незнайка.

Я! Какая это часть речи? — как пишутся предлоги
со словами?

Составьте предложения, употребив предлоги с
местоимениями?

Как пишутся предлоги перед местоимениями?

Запишите словосочетания;

Играю с ним, думаю о нем, увижусь с
тобой
, приходил к нему, узнал о них,
посмотрел на него, рассказал о вас, отошел
от нее, (объясняется правописание всех
орфограмм).

Как пишутся предлоги перед местоимениями?

Подчеркните местоимения, укажите их число и
лицо.

Составьте предложения с местоимениями: МЫ, ОНИ,
К НЕМУ, С НАМИ.

Нравится вам присутствовать в сказке? Давайте
не терять времени даром.

Решите задачу. (у каждого на столе лежит
красочный шар, который прислал Незнайка. С
обратной стороны шара задача на движение.
Помогите ему). Решают самостоятельно.

Математика во всем любит порядок. Назовите
порядок действия в выражениях со скобками.

892+39 х (874- 697) — самостоятельно. Проверяется.
Незнайка торопится узнать ответ.

- Незнайка кричит Я! А кого вы видите перед собой
(Незнайку) замените местоимением 3 лица.

Запись на доске

…меня…. нас….тебя…. вам…
(подберите по смыслу предлоги к данным
местоимениям).

Увидел (мы, она, он), спросил (ты, вы, мы) -
подберите подходящие по смыслу местоимения.

Как пишутся предлоги перед местоимениями?

Какой теме подчинено его путешествие?

Делу время — потехе час.

Не теряем времени даром.

Комментированное письмо. Подумав немного , он
написал адрес. Мы с Таней учимся в одном классе.
Они часто пробирались в сарай к Незнакомцу.
Ребята, вы пойдете в кино? Я очень люблю
стихотворения. А ты? (комментируются все
орфограммы).

  • подчеркните местоимения.
  • найдите 1 предложение — разберите по членим
    предложение.
  • найдите 2,3 предложения — укажите падеж имени
    существительного и прилагательного.
  • как изменяются имена существительные?
  • а прилагательные?
  • как определить род, число, падеж имени
    прилагательного?
  • 5 предложение разобрать по частям речи.
  • назовите части речи.

Запишите: Светила луна — каким членом
предложения выражено имя существительное. Как
изменяется имя существительное.

Светлая луна - сущ., ж.р., ед.ч., и.п., 1 скл.
Разберите по составу прилагательное — светлая.

Весенний денек- найдите в этом словосочетании
имя прилагательное. Каким членом предложения оно
выражено?

Как определить род, число, падеж имени
прилагательного?

Выполните задание.

Весенний денек — прилаг., м.р., ед.ч., и.п.

Прилагательное – весенний — разобрать по
составу.

Мы продолжаем раздел “Делу время- потехе час”.

Вспомните отрывок, где рассказывается о
встрече Пети с тетей Наташей и мамой.

Кого он увидел первым, вторым?

Что ему ответили все?

На каждый вопрос отвечайте одним предложением.

- Подумайте почему встреча с тетей Таней
заставила его нахмуриться и задуматься ? О чем он
думал- предположите.

А если бы у вас сложилась такая ситуация, о чем
бы думали вы?

Что же случилось дальше. Вы бы хотели чтобы он
остался стариком? Почему?

Делу время….

Решите задачу. (Задача 13 стр. 94) — решаем
коллективно.

Давайте решим, как же выбраться из этой
ситуации Пете?

- Кто ему поможет?

Словарная работа:

Вам встретятся
непонятные слова и выражения: БРЕЗЖИЛ СВЕТ, Дом
занимательной науки; керосиновая лампа.

Первоначальное чтение учителем сказки.

Чем же закончилась эта история?

Что положительного? (что ребята увидели свои
ошибки).

А отрицательное? (исчезли волшебники, они хотя и
злые, но ведь помогли ребятам стать на правильный
путь и т.д.).

Вернемся к тексту.

В данном отрывке найдите местоимения с
предлогами. Замените имена детей местоимениями.
(Отрывок из сказки указывает учитель).

Как пишутся предлоги перед местоимениями?

Выполните упр. 43 — самостоятельная работа.

Какая часть речи была на сегодня самой главной?

Чтение сказки цепочкой. (читают сильные
ученики, отработка выразительного чтения).

Можно ли предположить, что Петя никогда больше
не совершит подобной ошибки?

А вы ошибались в жизни?

Каким образом вы исправляли свои ошибки?

Кто вам в этом помогал?

Если вы видите ошибки своих товарищей,
одноклассников, как вы поступаете?

А если товарищ не обращает внимания на ваше
замечание, тогда как?

Выборочное чтение,

Где Петя встретил таких же
стариков-третьеклассников, что они делали в это
время?

Сколько их было в городе? (4 человека).

Как вы считаете, справедливо ли поступили
волшебники с ребятами?

О чем нам необходимо помнить?

Самостоятельное чтение сказки.

Задание;

Вам, всего на 5 минут дается право
стать волшебникам.

Какими волшебниками вы бы стали? Защищая добро
или зло? Почему?

И так 5 минут. Какие добрые дела вы бы хотели
сделать? Молодцы!

Итак. Ребята спаслись., Незнайка тоже
приземлился и о чем мы должны помнить?

Человек, который понапрасну теряет время, сам
не замечает, как стареет — эти последние строчки
сказки читаем хором.

Как вы думаете, сегодняшнее время мы не
потратили даром?

Что нового мы узнали?

Чему учат сказки? Главная мысль.

Пора домой.

Лети, лети лепесток

На основе этой сказки на последующих уроках
учащиеся готовятся к обучающемуся сочинению:
“Если бы я был волшебником”.

У учителя в руках цветик-семицветик. Отрывается
один лепесток и произносятся слова шепотом все
вместе:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли…
Быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы сейчас оказались с ребятами в
мире волшебства. Вот мы с вами и оказались в мире
волшебства. (Открывается доска, которая
полностью оформлена в виде царства сказок. Здесь
и Баба Яга на метле, и Кощей Бессмертный, и Иван
Царевич, и Василиса Прекрасная, и Гуси-Лебеди, и
Царевна-Лягушка, и гномики и многое другое, все
строго взаимосвязано, в виде одной большой
картины. Выставка книг по теме.)

Что же это за мир?

Кто живет в этом мире? (волшебники).

Давным-давно люди слагали различные небылицы,
прибаутки, шутки, загадки и конечно же сказки! А
чтобы эти сказки были интереснее, придумывали
различных героев со своими характерами, нравами ,
обычаями.

И вот сказки бывают разные. И герои в сказках
разные. Одни добрые, другие злые. Назовите героев
сказок, которые несут зло — это (идет
перечисление).

- А потом они

(приведите примеры, назовите авторов и название
этих сказок).

Назовите положительных героев сказок (идет
перечисление).

Какие черты характера ярко выражены в этих
героях?

Во всех сказках присутствует волшебство.

Кто же такие волшебники?

Подберите слова синонимы. (колдуны, феи, маги,
иллюзионисты и т.д.) Они тоже творят чудеса добра
и зла. И дела у них разные.

Что они могут? (все!)

Или почти все. (приведите примеры). (Читаются
учителем из разных сказок отрывки о волшебстве).

Как вы охарактеризуете этих героев?

А их дела?

- А если бы вам разрешили на 5 минут стать
волшебниками, ЧТО БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ за 5 минут?

(интересные ответы учащихся и об экологии, о
природе, о войне и т.д.)

А не будучи волшебниками какие добрые дела вы
успели уже сделать?

Ребята! Вот видите, не обязательно быть
волшебником, чтобы делать конечно же добрые дела.

А сегодня мы познакомимся с девочкой, которой
посчастливилось увидеть настоящую волшебницу.
А.В. Катаев нам рассказал о ней.

(Учитель читает текст).

Что особенно понравилось вам в этой сказке?

На что обратили внимание?

Назовите главных героев этой сказки.

Назовите положительные действия героев. А
отрицательные?

Почему так считаете?

Перечислите все желания девочки.

Какое желание вы считаете самым важным?

Почему?

А другие желания как расцениваете?

Почему?

Обобщение ответов учащихся.

Вывод делает класс.

Д/з:

1) подобрать отрывки из книг о волшебстве и
волшебниках

2) сделать цветик- семицветик и придумать семь
своих желаний.

Мы продолжаем тему: “Если бы я был
волшебником…” (учащиеся читают домашнее
задание о волшебстве и волшебниках, многие
подготовились группами и читали по ролям).

Кто такие волшебники? (люди)

А в сказках могут быть…

Что нового вы узнали о волшебстве?

В реальной жизни часто это встречается?
(примеры)

Чего больше в жизни человека реальности или
волшебства?

Представьте тогда, вы будущие генеральные
директора, военные деятели, предприниматели,
врачи, учителя и т.д. то есть все те, кто большей
частью в ответе за жизнь людей и природы?

- Будучи на этих постах, что вы будете делать. На
что особенно обратите внимание?

А в чем вы сейчас видите ошибки взрослых
руководителей? (интересные ответы учащихся).

Если же это будет в дальнейшем зависеть от вас,
что вы сделаете? (поразительные ответы учащихся).

Тогда обязательно ли быть волшебником, чтобы
нести по жизни свет добра?

- А сейчас на своих цветиках- семицветиках
напишите, пожалуйста, семь своих желаний, которые
обязательно сбудутся.

А мы с вами в нашей реальной жизни, без
волшебства, будем расти сильными, добрыми,
смелыми и делать только добрые дела. (работа
учащихся).

Следующий: