Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников

Содержание современного образования
ориентировано на обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее
самореализации, а также формирование у
обучающихся адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы,
картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1].

Общему развитию ребенка и более глубокому
изучению тем на уроке способствует
интегрированное обучение.

Интегрированное обучение – система, которая
объединяет, соединяет знания по отдельным
предметам в единое целое, на основе чего
формируется у детей целостное восприятие мира.

Очень важно сформировать у детей целостную
картину мира. При изучении общей темы необходимо
показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета
можно раскрыть один и тот же образ окружающего
нас мира или наше состояние. В этом случае
отдельные знания, полученные на уроках, будут
складываться в одну большую “картинку –
представление”, способствующую созданию
истинной системы знаний и правильному
миропониманию.

Интегрированное обучение положительно влияет
на развитие самостоятельности, познавательной
активности и интересов учащихся. Его содержание,
обучающая деятельность учителя обращены к
личности ученика, поэтому способствуют
всестороннему развитию способностей,
активизации мыслительных процессов у учащихся,
побуждают их к обобщению знаний, относящихся к
разным наукам [7]. Интегрированное обучение
осуществляется через интегрированные уроки и
применение интегрированных курсов.

В педагогике под интегрированным уроком
следует понимать урок, в котором вокруг единой
темы объединяется материал нескольких предметов
[5].

Основой разработки интегрированных уроков
является интегративно-тематический подход,
обоснованный Г. Ф. Федорцом, в котором за
содержательную, методическую и организационную
единицу процесса обучения берется не урок, а
учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

Ведущие положения каждой темы
подчинены ведущим идеям, т. е. происходит
конкретизация ведущих идей предмета в процессе
изучения темы.

Ведущие идеи учебного предмета – это такие
положения (понятия, законы, принципы,
закономерности, теории), которые выражают
сущность изучаемого материала, сообщают ему
внутреннее единство и органическую целостность.
Таким образом, они выполняют функцию
системообразующих связей в содержании учебных
предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого
содержания, вокруг которых и происходит
объединение, концентрация учебного материала, т.
е ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний
(учебные темы) в единую систему.

Интегративно-тематический подход позволяет
установить, что изучаемая тема может быть
связана с другими темами учебного предмета и
курса, а также с различными темами других
дисциплин учебного плана начальной школы, т. е. в
изучаемой теме могут действовать
внутрипредметные, внутрикурсовые и
межпредметные связи одновременно. Нужно
пересмотреть материал таким образом, чтобы
данное явление воспринималось учащимися
целостно, комплексно, т. е. учесть взаимосвязь
естественнонаучного, гуманитарного и
художественно-эстетического циклов, позволяющих
рассматривать то или иное явление, процесс в его
многообразии [10].

Часто на практике интегрированный урок
сочетает в себе материал разных учебных
дисциплин, где привлечение сведений из других
предметов является только “фоном” для
основного предмета. С нашей точки зрения, при
интегрированном обучении учебные предметы
должны быть самостоятельными и равноправными по
содержанию, структуре и по количеству времени,
отводимого на изучение данного объекта.

В. Н. Максимова одной из формы организации
интегрированного обучения предлагает
использовать “интегрированный” учебный день –
проведение в одном классе в течение учебного дня
нескольких предметных уроков, объединенных
раскрытием общей комплексной проблемы.
Последний урок такого дня систематизирует и
обобщает конкретные данные, которые учащиеся
узнают на предшествующих уроках. Задачи
“интегрированного” учебного дня подчиняются
задачам предметного обучения и общепредметным
учебно-воспитательным целям [4].

Считаем, что при такой организации обучения
“стираются” границы между учебными предметами,
что способствует целостному восприятию
изучаемого явления.

Нас заинтересовал вопрос о влиянии
интегрированного обучения на формирование
способности к речевому творчеству у младших
школьников.

Речь ребенка является ключевым моментом в
общем развитии. От уровня развития речи и
мышления зависит качество дальнейшего обучения
и воспитания младших школьников.

Развитие речи учащихся – одно из главных
направлений работы в начальных классах. Изучению
этого вопроса посвящены исследования Т. А.
Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т.
Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и
других.

Под речевым творчеством мы понимаем создание
высказываний в устной или письменной форме,
соответствующих данной теме, подчиненные
основной мысли, при помощи предложений,
расположенных в определенной
последовательности.

Творчество – естественное состояние ребенка в
период дошкольного детства. Школа ставит его в
определенные рамки заданности: можно творить
лишь тогда, когда предложит учитель, лишь только
в той форме, которая соответствует уроку (письмо,
рисование, труд).

Важнейшим препятствием для творчества, таким
образом, выступает ограничение “свободы
полета” всякое внешнее принуждение: жесткие
временные, пространственные и предметные рамки,
невозможность свободного выбора собеседников и
сотрудников и т. п. [9].

Преодолеть это возможно при помощи
вертикального тематизма, разработанного И. В.
Кошминой, где принцип объединения нескольких
школьных предметов – диалог на заданную тему.
Тема заключает в себе конкретное содержание,
образ, эмоциональное состояние, нравственный и
эстетический смысл. Она как ключевая фраза,
образно-словесный символ, лейтмотив проходит
через несколько уроков и позволяет предметам
вступить в диалог [3].

Итогом работы над темой должны стать общие,
объединяющие творческие задания для детей:
рисунок, сочинение, движение под музыку на данную
тему, сценический этюд и т.д.

Апробируя данную методику на практике, мы
получили результаты, которые позволяют судить об
ее эффективности и о положительном влиянии
интегрированного обучения на формирование
способности к речевому творчеству у младших
школьников.

Речь всегда сопровождает собой общение людей.
На уроке, прежде чем преступить к подготовке
конкретного речевого произношения, по
рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо
позаботиться о создании определенной ситуации
общения, о возникновении у детей потребности
вступить в него [8].

Руководствуясь данным правилом, мы, прежде
всего, начинаем с накопления чувственного опыта
ребенка, который в последствии, при наличии
определенной речевой ситуации, выливается в
небольшую творческую работу – минисочинение по
данной теме.

Общеобразовательная программа [6] позволяет
объединить некоторые предметы в одну общую тему.
Например: “Моя любимая игрушка” (2 кл., 1-4). Данная
тема соединяет четыре учебных предмета: чтение,
рисование, музыка, русский язык.

На уроке внеклассного чтения происходит
знакомство с произведениями, которые посвящены
игрушкам (А. Барто, В. Драгунский и др.). Проводится
беседа о бережном отношении к ним.

К уроку рисования дети приносят свои любимые
игрушки. Во вступительной беседе они
рассказывают о них, почему считают их любимыми.
После чего, руководствуясь методикой урока
рисования, выполняется рисунок игрушки
(предлагается оформить его в виде книжечки –
сложенный пополам альбомный лист).

На уроке музыки используются песенные
импровизации, придумывание мелодий к текстам
стихотворений А. Барто “Игрушки”.

Завершающим уроком по данной теме является
урок русского языка, где учащиеся пишут
минисочинение “Моя любимая игрушка” и
заканчивают оформление книжечки: вписывают
рассказ на листок с изображением игрушки.

Обязательно проводится выставка работ. Они
помещаются на стенд для того, чтобы дать
возможность учащимся ознакомиться с работами
своих одноклассников.

При таком построении обучения учитель не
только формирует навыки правильного,
выразительного чтения, грамотной речи учащихся,
но и обогащает ее за счет интенсивной словарной
работы и глубокого проникновения в лексическое
значение слова, развивает чувство прекрасного,
эстетический вкус, умение эмоционально
воспринимать музыку, импровизировать, подбирать
мелодии к стихотворениям, рисовать предметы с
натуры, по представлению.

Такие уроки способствуют развитию творческого
потенциала личности учащихся, интересы для них, а
значит, надолго запоминаются [2].

Одним из важнейших условий в организации
творческих учебных занятий является создание
атмосферы доброжелательности и доверия, которая
пробуждает у учащихся потребность в творческом
самовыражении.

Примерные темы интегрированных уроков
для 2 класса (1-4)

“Моя любимая игрушка”

1. Чтение – знакомство с произведениями,
которые посвящены игрушкам.

2. Музыка – песенные импровизации, придумывание
мелодий к текстам стихотворений А. Барто
“Игрушки”.

3. Изобразительное искусство – рисование по
представлению любимой игрушки.

4. Русский язык – сочинение “Моя любимая
игрушка”.

“Подарок Зимы”

1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.

2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И.
Чайковского “Щелкунчик”

3. Трудовое обучение вырезание снежинок из
салфеток

4. Изобразительное искусство – декоративное
рисование “Вологодская снежинка”.

5. Русский язык – сочинение о снежинке.
Оформляется на ватмане в виде классной газеты.

“Новогоднее чудо”

1. Чтение – стихотворения о новогоднем
празднике, елочке.

2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко
“Елочная песенка” и др.

3. Трудовое обучение – “В лесу родилась
елочка” — лепка из пластилина.

4. Изобразительное искусство – рисование
елочных украшений с натуры.

5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”.

Тема заканчивается новогодним утренником.

“Зимушка-Зима”

1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”.

3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация.

4. Изобразительное искусство – рисование на
тему “Наши зимние забавы” и конкурс рисунков
“Зимние узоры”.

5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”.

6. Русский язык – сочинение “Зимушка-Зима”.

“Моя мамочка”

1. Чтение – стихи о маме.

2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”.

3. Трудовое обучение – подарок для мамы.

4. Изобразительное искусство – мамин портрет.

5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”.

Тема заканчивается утренником “Мамин
праздник”.

“Космическое
путешествие”

1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.

2. Трудовое обучение – изготовление объемной
игрушки – ракеты.

3. Изобразительное искусство – рисование
космического коробля.

4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День
космонавтики”.

5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с
тобой” (путешествие на Марс).

“Весна-красна”

1. Чтение –знакомство с произведениями о весне.

2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др.

3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в
технике оригами.

4. Изобразительное искусство – веточка вербы.

5. Русский язык – сочинение “Весна-красна”.

Таким образом, интегрированное обучение
приобретает особую значимость. Оно способствует
глубокому проникновению учащихся в слово, в мир
красок и звуков, помогает формированию навыков
грамотной устной и письменной речи, способствует
гармоничному развитию личности. Нужно совсем
немного: творчески подойти к изучаемому
материалу. При этом каждый учитель сохраняет
свою индивидуальность, свои с годами
наработанные программы и планы уроков.

Библиографический список

1. Закон РФ “Об образовании”. – М.: Аст. Астрель,
2001 – 76 с.
2. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс
для начальной школы. — М.: Аркти, 2001 – 62 с.
3. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной
школе. – М.: Владос, 2001 – 144 с.
4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в
учебно-воспитательном процессе современной
школы. — М.: Просвещение, 1987 – 159 с.
5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.:
Владос, 2000 – 400 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений.
Начальные классы (1-4), в 2-х частях. – М.:
Просвещение, 2001.
7. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по
общеобразовательным дисциплинам и
природоведению в начальных классах. – Волгоград:
Учитель, 2002 – 72 с.
8. Русский язык в начальных классах. Теория и
практика обучения. /Под редакцией М. С.
Соловейчик. — М., 1993.
9. Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить
//Директор школы – 1997 – № 1 – с 38-47.
10. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе
обучения. Л., 1983.

Следующий: