Интегрированная деятельность экология, экспериментирование, развитие речи. Тема: Малахитовая шкатулка

Информационная карта

Интегрированная деятельность:

экология, экспериментирование,
развитие речи, познавательно – поисковая
деятельность.

(экологического воспитания
дошкольников.

Раздел “Полезные ископаемые”)

Современные дети живут и развиваются в
эпоху информатизации. В условиях быстро
меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение
добывать эти знания самому и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим
видеть наших воспитанников любознательными,
общительными, самостоятельными, творческими
личностями, уметь ориентироваться в окружающей
обстановке, решать возникающие , решать
возникающие проблемы.

К старшему дошкольному возрасту
заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка. Этот
возрастной период важен для развития
познавательной потребности, которая находит
отражение в форме поисковой, исследовательской
деятельности, направленной на открытие нового,
которая развивает продуктивные формы мышления.
Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а
создавать условия для самостоятельного
нахождения ответов на свои вопросы “почему” и
“как”, что способствует развитию
познавательной компетенции детей. Понимая, какое
значение имеет поисковая деятельность в
развитии познавательной активности детей, их
интеллектуальных способностей, одним из видов
деятельности мы выбрали детское
экспериментирование. Существуют различные
подходы в определении понятий “детское
экспериментирование”. В нашем исследовании мы
придерживаемся определения, предложенного Н.Н.
Поддьяковым: “детское экспериментирование
–одна из форм организации детской деятельности
с одной стороны и один из видов познавательной
деятельности с другой”. Понимая значение
экспериментирования для психического развития
ребенка, мы оборудовали в группе мини-
лабораторию, которая оснащена необходимым
оборудованием и материалами для реализации
предлагаемой работы.

Наличие лаборатории даем нам большие
возможности использовать при большом
количестве, это: работать небольшими группами, не
ограничивать ребенка в деятельности из
гигиенических соображений.

Цель исследовательской деятельности:

способствовать развитию у детей
познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.

Задачи экспериментальной
деятельности:

  • Расширение представлений детей об окружающем
    мире через знакомство с элементарными знаниями
    из различных областей наук;
  • Развитие у детей элементарных представлений об
    основных физических свойствах и явлениях;
  • Развитие представлений о свойствах воды, песка,
    глины, воздуха, камней;
  • Развитие у детей умение пользоваться приборами-
    помощниками при проведении экспериментов
    (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы,
    песочные часы и т.д);
  • Развитие умственных способностей;
  • Развитие мыслительных способностей: анализ,
    классификация, сравнение, обобщение;
  • Структура проведения
    непосредственно-образовательной деятельности.

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предложений гипотез), отбор, способы
    проверки;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

  • “Малахитовая шкатулка”

    дети старшего дошкольного возраста 5-6
    лет (30 мин.)

    Цель:

    формирование естественно –
    научных представлений в поисково-
    исследовательской деятельности дошкольников.

    Задачи:

    • стимулировать детей к
      самостоятельному познанию окружающего мира
      через активное с ним взаимодействие
      (осуществление поисково-исследовательской
      деятельности в естественных условиях);

    • формировать представления о
      признаках и свойствах природных и искусственных
      камней;

    • развивать любознательность,
      внимание, наблюдательность, память;
      упорядоченное, структурированное мышление;

    • формировать навыки работы с
      информацией: способность разработать стратегию
      поиска информации, систематизировать,
      обрабатывать и воспроизводить полученные
      данные;

    • воспитывать культуру общения со
      сверстниками и взрослыми в процессе обмена
      мнениями;

    • расширять и активизировать словарный запас:
      геолог, исследователь, полезные ископаемые, руда,
      рудник, горный комбайн, горные минералы, грейдер,
      природные и искусственные камни, лаборатория,
      лупа, сколы, кремень.

    Оборудование: “малахитовая шкатулка” с
    изделиями из камней, искусственные камни
    (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы;
    материал для проведения экспериментов:
    лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, , ,
    колбы, выставка камней, презентация в виде
    слайдов “Планеты солнечной системы”, система
    “мультимедиа”, стол прозрачный для работы с
    песком и водой.

    Предварительная работа:

    • сбор информационного и иллюстративного
      материала о камнях и их использовании;
    • сбор камней для создания коллекции;
    • чтение “Уральских сказов” Павла Бажова;
    • научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий
      мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы,
      магнитные свойства камней, растворимые камни);
    • игры с камнями (выбрать самый большой и самый
      маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню
      имя” (словотворчество), “Узнай камень”, “Два
      камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге,
      “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень”
      и пр.);
    • изготовление поделок (“Кристаллы из бумажного
      листа”, “Сад камней”, “Вулкан”, “Драгоценные
      камни”);

    Ход занятия:

    I часть

    Воспитатель: Ребята, у нас в группе
    появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее
    прислать?

    (Дед Мороз, волшебница, сказочник и
    т.д.)

    На экране появляется Хозяйка Медной
    горы.

    Хозяйка Медной горы:

    “Здравствуйте, дорогие ребята. Я
    живу в горном царстве-государстве и являюсь его
    хозяйкой. Все мое богатство находится под землей.
    Геологи ищут камни — самоцветы, а мастера –
    ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы
    увлекаетесь изучением камней. Примите мой
    подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку,
    вы должны выполнить задания, которые находятся в
    трех ларцах.

    Дети находят ларец под номером 1.

    (В ларце находятся конверты на каждого
    ребенка с картинками, на которых изображены
    предметы живой, неживой природы и предметы
    рукотворного мира).

    Приложение 1

    Воспитатель:

    Перед нами карта мира.
    Вы должны распределить на карте объекты живой
    природы, затем – объекты неживой природы.

    Воспитатель:

    Ребята, а как
    называется планета, на которой мы живем? А какие
    планеты солнечной системы вы знаете? (Марс,
    Юпитер, Венера и т.д.)

    Презентация “Планеты
    солнечной системы”

    Воспитатель:

    Что вы можете о них
    рассказать?

    ( Есть камни, полезные ископаемые, пыль
    и т.д.)

    Мы справились с первым задание Хозяйки
    Медной горы.

    Дети находят ларец под номером 2.

    (В ларце — фигура геолога, карточки с
    предметами, необходимые в экспедиции).

    Приложение 2

    Воспитатель:

    Как называют профессию
    человека, который находит месторождения
    полезных ископаемых? (Геолог) Какими
    качествами должен обладать этот человек? (смелость,
    выносливость, может помочь в беде и т.д.)

    Воспитатель:

    Я предлагаю вам стать
    геологами и отправиться в горы на поиски камней.
    Работа с карточками.

    Дети направляются к макету горы, на
    котором спрятаны различные камни, ищут их.

    Воспитатель:

    Ребята, рассмотрите
    свои находки, вы нашли камни разные или
    одинаковые?

    Дети:

    Камни разные (у всех разные
    камни
    ).

    Воспитатель:

    Как люди должны
    относиться к природным камням?

    Дети:

    Их надо беречь, о них надо
    заботиться, их надо изучать.

    Дети находят ларец под номером 3.

    ( В ларце находятся халаты для работы в
    лаборатории)

    Воспитатель

    предлагает
    отправиться в лабораторию для изучения тайн
    найденных камней.

    II часть:

    Воспитатель

    предлагает взять
    лабораторные карты (схематичные изображения
    признаков камней) и разместиться за
    лабораторными столам для изучения тайны камня.
    Направляет исследовательскую деятельность
    детей путем определения заданий для проведения
    опыта.

    Опыты проводятся детьми в
    индивидуальной форме.

    Опыт 1

    Воспитатель: Рассмотрите камни
    через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.



    Дети:

    делают зарисовку цветными
    карандашами.

    Опыт 2

    Воспитатель: Потрогайте камень,
    Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по
    вашему мнению, неверно.

    Опыт 3

    Воспитатель:

    Что еще можно
    обнаружить на вашем камне?

    Дети:

    Сколы, трещинки, узоры.

    Воспитатель:

    Если такие особенности
    присутствуют, то поставьте в таблице

    Опыт 4

    Воспитатель:

    Каким предметом можно
    нанести царапины на камне?

    Дети:

    Твердым, можно монеткой.

    Воспитатель:

    Поцарапайте камень и
    отметьте результат в карте. Расскажите, у кого
    камень самый твердый, почему?

    Дети:

    На самом твердом камне царапины
    еле заметны.

    Опыт 5

    Воспитатель:

    Проверьте, что будет,
    если выдавить на камень сок лимона. Поместите
    камешек в жужжащий стаканчик, послушайте.
    Расскажите о результате.

    Дети:

    Некоторые камни “шипят” (мел -
    известняк).

    Опыт 6

    Воспитатель:

    Опустите камень в воду.
    Что происходит? Отметьте в карте.

    Дети:

    Некоторые камни плавают
    (керамзит, пористый туф), некоторые тонут,
    некоторые растворяются (соль).

    Опыт 7

    Воспитатель:

    Прислоните камешек к
    щеке, он теплый или холодный?

    Дети:

    Холодный.

    Воспитатель:

    Подержите немножко в
    руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень
    теплее?

    Дети:

    Он нагрелся в руке.

    Приложение 3

    Воспитатель

    предлагает 1-2 детям
    рассказать с помощью карты о своем камне.

    III часть:

    Воспитатель

    предлагает пройти к
    выставке камней и послушать рассказы
    экскурсовода об истории камней.

    Экскурсовод:

    У древних людей не было спичек и
    зажигалок, они высекали огонь из камня, который
    называется “Кремень”, этот камень очень
    прочный, из него люди делали ножи, топоры и
    наконечники для стрел.

    - Из других камней люди научились
    строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже
    реки в городах прочно держат гранитные берега.

    Воспитатель

    показывает
    искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит,
    бетон, гипс, смола, стекло)

    Встречаются ли эти камни в природе?

    Дети:

    Эти камни искусственные
    сделаны людьми.

    Воспитатель:

    Чем они полезны людям?

    Дети:

    Люди строят дома, стеклят окна,
    делают посуду, делают украшения.

    На экране появляется Хозяйка Медной
    горы

    Хозяйка Медной горы:

    Молодцы! Вы
    справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку
    произнесите волшебные слова:

    Сила камня помоги
    Шкатулку волшебную нам отвори!

    (Звучит музыка)

    Воспитатель

    предлагает подарок
    Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в
    группу для оформления экспозиции выставки.

    Приложение 4.

    Видеозапись.

    Перспективно-тематический
    планирование к разделу “Природные богатства” (
    познавательно-поисковая деятельность,
    экспериментирование)


    Дата

    Виды деятельности

    Задачи

    Оборудование

    Место проведения

    08.09. 2011 Фронтальное “Объекты живой и неживой природы” -формировать интерес к неживой природе.
    -
    дать первоначальные сведения о горных породах
    и минералах; -формировать умения делать
    выводы; -воспитывать любозна-тельность.
    макет планеты, картинки с объектами
    живой и неживой природы (растения, животные, горы,
    камни, солнце), небольшие камни, обычная соль,
    одноразовая тарелка.
    Групповое помещение
    09.09.2011 Подгрупповое Игра-экспериментирование

    “ Горные
    породы и минералы”

    -развивать
    эмоционально-положительное отношение к познанию
    окружающего мира. -воспитывать желание
    интересоваться объектами неживой природы.

    - развивать речевое творчество

    одинаковые наборы деталей
    конструктора.
    Участок группы
    12.09.2011 Индивидуальная работа Игра “ Разложи образцы”

    - развивать любознательность,
    наблюдательность, внимание упорядоченное,
    структуриро-ванное мышление

    коллекция горных пород, минералов. Групповое помещение
    13.09.2011 Подгрупповое Дигра

    “ Найди, что опишу”,

    “Загадай мы отгадаем”,

    “Что сделано из металла”

    - формировать мыслительные
    процессы: умение классифицировать камни по
    разным признакам, анализировать и обобщать свои
    наблюдения, делать выводы.

    образцы горных пород Групповое помещение
    14.09.2011 Подгрупповое Наши поделки

    “Кристаллы из бумажного
    листа”

    -воспитывать усидчивость;
    интерес и способность работать в группе.

    -воспитывать у детей любознательность,
    наблюдательность.

    -развивать мелкую моторику руки,
    творчество.

    четыре квадратных листа плотной
    бумаги,клей
    Групповое помещение
    15.09.2011 Фронтальное “Эти обыкновенные и необыкновенные
    камни”
    -познакомить детей с различными видами
    камней, их свойствами. -научить различать виды
    камней по внешним их признакам. -доказать
    свойства камней экспериментальным путем.
    -развивать умение организовать взаимодействие
    при работе в парах
    кусочек дерева, емкость с водой,
    коробочки; для каждой пары детей наборы речных и
    морских камней, салфетки; для каждого ребенка:
    одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.
    Групповое помещение
    16.09.2011 Фронтальное Знакомство с произведением П. Бажова
    “Хозяйка Медной горы”
    -формировать умение слушать
    художественное произведение, понимать образное
    содержание сказки, оценивать характеры
    персонажей; — закреплять знания о жанровых
    особенностях литературных произведений.
    художественное произведение,
    иллюстрации к сказке.
    Групповое помещение
    19.09.2011 Подгрупповое “Знакомство с микроскопом” -вызвать интерес к рассматриванию
    предмета через микроскоп, сравнит увеличение
    предмета через микроскоп и через лупу.
    Микроскоп, лупы Групповое помещение
    20.09.2011 Подгрупповое Научный опыт “Выращивание
    сталактитов”

    - уточнить знания с опорой на
    опыты.

    -учить выполнять несложные
    манипуляции во время проведения элементарных
    опытов.

    -вызвать радость открытий полученных
    из опытов.

    сода, горячая вода, пищевой краситель,
    две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка.
    Групповое помещение
    21.09.2011 Индивидуальная Наблюдение в природе (собрать камушки
    разной формы и размера) Игра «Живые
    камни»

    -развивать
    эмоционально-положительное отношение к познанию
    окружающего мира.

    -развивать воображения и связную речь
    детей, творчество.

    емкость для камней, краски Групповой участок
    22.09.2011 Фронтальное “О чем рассказывают камни” -познакомить детей со свойствами камня
    (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый,
    холодный). использование его в жизни человека.
    -совершенствовать умение, составлять небольшие
    рассказы о камнях по данному образцу. -развивать
    поисковый познавательный интерес, умение
    анализировать, сравнивать, обобщать.
    лупы, сосуды с водой, баночки с лимонным
    соком, монетки, пластилин, коробочки с бисером и
    бусинками, таблицы исследования камней, цветные
    карандаши.
    Групповое помещение
    23.09.2011 Пигра “Гора и камешки”, “Живая и
    неживая природа”
    -поддерживать потребность в
    самостоятельной двигательной активности
    -обогащать опыт детей подвижными играм; -
    закреплять, полученные знания (объекты живой и
    неживой природы)
    Групповой участок
    26.09.2011 Индивидуальная работа Дигра “Как произошла эта вещь” -формировать умение составлять рассказ,
    используя имеющиеся у детей знания; -развивать у
    детей замысел, воображение, наблюдательность
    Групповое помещение




    Следующий: