Иностранный язык на уроках химии


Использование иноязычного материала
предоставляет огромные возможности для
реализации межпредметных связей химии с
иностранным языком и повышает мотивацию
изучения химии. Однако учителю нужно тщательно
отбирать материал, используемый на уроке. Тексты,
аудиозаписи, демонстрации и т.п. должны
соответствовать теме урока, уровню развития
знаний и умений учащихся по химии и иностранному
языку, не содержать химических и лингвистических
ошибок.
Можно использовать различные формы включения
материала на иностранном языке в урок химии. Мы
предложим несколько примеров:

1. Работа с текстовой информацией (чтение,
перевод, пересказ текстов по химии на
иностранном языке). Этот вид работы наилучшим
образом позволяет ученикам расширить запас
иностранных слов в области химии. Тексты к
занятиям лучше всего подбирать из иностранных
учебников по химии (можно брать из Интернета).
Если же учитель сам составляет их, то ему нужно
проверять свои материалы с помощью
научно-технических словарей и пособий по
переводу.

В качестве примера приведем текст на
английском языке по теме “Water” («Вода») для
учеников 8 класса. Подчеркнуты те слова, на
которые ученикам нужно обратить внимание и
выучить.


Water is a compound of hydrogen
and oxygen. The chemical name for water is hydrogen oxide.
Three-quarters of the Earth’s surface is covered in water. This makes water the most
common material on Earth. Like other substances, water can exist as a liquid,
as a gas or a solid. Water in the form of gas is commonly called steam.
Solid water is ice. We can change one form into another form by simply changing the conditions,
for example by heating it up or cooling it down. The change
from one form to another is usually called a change of state.
Water in its three forms plays an important part in nature. We have to remember that water
is essential for all forms of life. If water didn’t evaporate, it would all stay
in the sea. Then there would be no life on the land at all. But because of evaporation,
water is constantly moving from the sea to the land, and back again, This is called “the
water cycle
”.

Вода – это соединение
водорода и кислорода. Химическое название воды –
оксид водорода.
3/4 поверхности Земли покрыто водой. Это делает ее
самым распространенным веществом на Земле. Как и
другие вещества, вода может существовать в виде
жидкости, газа или твердого тела. Вода в виде газа
обычно называется «пар». Твердая вода – лед. Мы
можем изменить одну форму на другую простым
изменением условий, например, нагреванием или
охлаждением. Изменение одной формы на другую
обычно называется изменением агрегатного
состояния.
Вода в трех агрегатных состояниях играет важную
роль в природе. Мы должны вспомнить, что вода
необходима для всех форм жизни. Если бы вода не
испарялась, то она оставалась бы в море. Тогда не
было бы жизни на земле. Но из-за испарения вода
постоянно перемещается из моря на сушу и
возвращается обратно. Этот процесс называется
«круговоротом воды».

2. Прослушивание аудиозаписей химического
текста на иностранном языке. Целью данного вида
работы является развитие умения воспринимать
информацию на слух. При подготовке к уроку
учитель должен составить список слов на
иностранном языке, которые могут вызвать
трудности у учащихся, и перевести их. Перед
аудированием эти слова проговариваются с
учащимися. Важным условием после прослушивания
аудиозаписи является обсуждение и, если
необходимо, то перевод услышанного материала.
Запись текста учитель химии может сделать сам
или с помощью учителя иностранного языка.

Мы предлагаем следующий текст на английском
языке по теме “Alkenes” («Алкены») для учеников 10
класса.


Hydrocarbons that contain a carbon-carbon double bond are called alkenes.
The general formula for alkenes is CnH2n. Ethylene, the
simplest alkene, is a gas of molecular formula C2H4 and boiling
point –104°C. Ethylene has a structure in which the two carbon atoms are linked by a
double bond. If similar groups are on the same side of the double bond, this is called a cis
(latin: on this side) arrangement. If they are on opposite sides of the double
bond, this is called trans (latin: across) arrangement. This
phenomenon is called geometric isomerism or
cis-trans isomerism.

Углеводороды, которые содержат
углерод-углеродную двойную связь, называются алкенами.
Основная формула алкенов – CnH2n.
Простейший алкен, этилен, – это газ с
молекулярной формулой С2Н4, кипящий
при температуре –104°С. В молекуле этилена два
углеродных атома связаны двойной связью. Если
сходные группы находятся по одну сторону от
двойной связи, такое положение называется цис
(с латинского: по эту сторону). Если они находятся
по разные стороны, такое положение называется транс
(с латинского: через). Это явление называется геометрической
изомерией
или цис-транс изомерией.

3. Беседа на иностранном языке по
химической тематике. Целью беседы является
вовлечение учащихся в непосредственную
коммуникацию на иностранном языке, что позволяет
выражать свои мысли и развивает умение
внимательно слушать других говорящих людей.
Здесь важным является составление вопросов по
теме на иностранном языке.

Мы предлагаем вопросы учителя к беседе по теме
“Phosphorus” («Фосфор») (9 класс).


1. What are the points of similarity and the points of
difference of white and red phosphorus?

2. How can red phosphorus be turned into white, and white phosphorus back
into red phosphorus.

3. What practical application has free phosphorus in everyday life?

4. What chemical properties of phosphorus make this application possible?

5. What phosphorus compounds occur in nature?

6. What would be the consequences of the disappearance of phosphorus from
our bones? From our muscles? From the soil?

1. Каковы сходства и различия
между белым и красным фосфором?

2. Как можно перевести красный фосфор в
белый и наоборот?

3. Какое практическое применение имеет
фосфор в повседневной жизни?

4. На каких химических свойствах
основывается практическое применение фосфора?

5. Какие соединения фосфора встречаются
в природе?

6. Каковы были бы последствия, если бы
фосфор исчез из наших костей? Их наших мышц? Из
почвы?

4. Решение задач и выполнение упражнений.
Целью решения задач и выполнения упражнений с
использованием иностранного языка является
развитие умения логически мыслить и излагать
свои мысли на иностранном языке. Перед
выполнением задания учитель дает алгоритм
действий для его выполнения (алгоритм может быть
представлен на карточке).

Пример карточки с алгоритмом действий для
составления названий алкенов (10 класс):




The IUPAC rules for naming alkenes are:

1. Select the longest linear
chain of carbon atoms that contain the carbons of double bond. Carbon-carbon double bonds
are designated by the ending -ene; when more than one double bond is present, the ending
-diene,-triene, and so on. The name of the simplest alkene is ethene. However, ethylene,
an old and universally used name, is accepted by the IUPAC. Propylene is often used
instead of propene.

2. Number the chain starting at the end nearer to the double bond. The position of the
double bond(s) is indicated by the number(s) of the lower-numbered carbon atom of each
double bond. The configuration by cis or trans is also indicated.



3. Name each substituent as a prefix and, when necessary, indicate the number of the
carbon to which it is attached.

The names vinyl and allyl are often used for the following groups that appear
frequently in organic compounds.



Правила ИЮПАК для названия алкенов:

1.
Выберите самую длинную углеводородную цепочку,
содержащую двойную связь. Углерод-углеродная
двойная связь обозначается прибавлением
окончания -ен; если присутствуют две или более
двойные связи, то прибавляются окончания -диен,
-триен и т.д. Название простейшего алкена – этен.
Однако ИЮПАК допускает старое название этена –
этилен. Пропен часто называют пропиленом.

2. Пронумеруйте цепочку с того конца, к которому
ближе расположена двойная связь. В названии
указывается положение двойной связи Нужно также
указывать цис- и транс-конфигурацию.

3. В начале названия перечислите заместители и
их положение.

Часто используются такие названия
заместителей как винил и аллил.

В качестве примеров заданий на иностранном
языке по темам «Алканы» и «Алкены» приведем
несколько:

1) Complete and balance the following reactions:

a. C4H8 + H2O ––>
b. С2H4 + H2 ––>

2) What are the algebraic values of x, y, z at the following reaction:

xC2H4 + yO4 ––> 2CO2 + zH2O

3) Write the three physical properties of alkanes.

4) How many grams of CO2 are produced from the combustion of an alkene which
is produced by the reaction of 36 g sample of Al4C3?

5) 0,25 mole of alkane weights 4 g. What is the formula of the alkane?

5. Дидактические игры по химии на
иностранном языке. К специфике данного вида
работы можно отнести ее занимательность.

Приведем примеры некоторых дидактических игр,
которые можно проводить с учащимися на
иностранном языке.
Логогриф – химическая загадка, в которой
загаданное слово меняет свое смысловое значение
при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.
Например,


Plus two letters to the Russian name of this chemical element to get the
name of a very famous ship.
К русскому названию химического
элемента, прибавив две буквы, получите название
очень известного корабля (титан – Титаник)

Метаграмма – загадка, в которой новое слово
можно получить, заменив в исходном слове лишь
одну букву на другую. Например,


If you change one letter in the middle of the Russian name of this
chemical element you’ll get the word meaning a very cruel ruler.

Если вы измените одну букву в
середине русского названия химического
элемента, то получите слово, обозначающее
жестокого правителя (титан – тиран)

Анаграмма – загадка, в которой
загаданное слово получают из данного слова путем
перестановки букв и слогов, а также при обратном
чтении (справа налево). Например,


In the name of this chemical element replace the first letter to the end
of the word and you’ll get the name of the mineral resource.
В названии химического элемента
переставьте первую букву в конец слова и вы
получите название полезного ископаемого (фтор –
торф)

«Третий лишний» – игра по отгадыванию лишней
химической формулы на основе анализа имеющихся
формул. Например,


Try to guess which chemical formula is the odd one? (Догадайся, какая
химическая формула лишняя?) HNO3 H2SO4
HCl The answer (ответ) – HCl

6. Подготовка докладов и рефератов по химии
на иностранном языке. Список тем и источников
информации предлагает учитель.

Можно предложить учащимся следующие темы для
подготовки докладов или рефератов:

  1. Что такое морская вода? (What is the sea water?)
  2. О пользе яблок (Healthy apples).
  3. Фильтрация воды. Полезно или нет? (The filtration of water.
    Healthy or not?)
  4. Химия помогает медицине (Chemistry helps medicine).
  5. Где же ты, где же ты? Положение водорода в
    Периодической Системе. (Where are you, where are you? The situation of
    hydrogen in The Periodic System)
  6. Периодический Закон и Периодическая Система
    химических элементов (The Periodic Law and The Periodic System of
    chemical elements) и др.

В качестве примера приведем отрывок из
реферата ученика 8 класса на тему: «The Periodic Law and The
Periodic System of chemical elements» (Периодический закон и
периодическая система химических элементов):


Each element has its own characteristic set of properties that help to
distinguish it from other elements. From the 1800s chemists began to look for possible
generalizations linking several elements into groups. Early chemists could see it would be
a much simpler task to study groups of elements, rather than each of the elements
individually.
The task at hand was to develop a way of arranging the elements so they would be grouped
according to common traits. The person most successful in arranging the elements in an
orderly fashion was Russian chemist Dmitry Mendeleev. He arranged the elements in order of
increasing atomic masses in 1869. He then developed a table where the elements with
similar chemical properties were placed in the same vertical columns. This table was later
called the periodic table of elements.
Каждый элемент имеет определенные
свойства, позволяющие отличить его от других
элементов. С 1800-го года химики начали искать
возможные общие способы деления некоторых
элементов на группы. Раньше химики полагали, что
намного проще изучать группу элементов, чем
каждый элемент в отдельности.
Нужно было разработать способ систематизации
элементов в соответствии с их общими свойствами.
Русский химик Дитрий Иванович Менделлев лучше
других справился с этой задачей. В 1869 году он
систематизировал элементы в порядке возрастания
их атомных масс. Далее он составил таблицу, где
элементы со сходными свойствами располагались в
одном вертикальном ряду. Позже эта таблица была
названа Периодической таблицей химических
элементов.

7. Демонстрационный химический эксперимент.
Спецификой данного вида работы является
совмещение средств наглядности (химический
эксперимент) и одновременно словесного описания
эксперимента.

Помимо предложенных форм работы существует
множество занимательных, позволяющих объединить
химию и иностранный язык:

1) решение интерактивных кроссвордов (http://www.creative-chemistry.org.uk/funstuff/xword/);

2) различные игры с химическим содержанием:

a. найди слова (http://www.creative-chemistry.org.uk/funstuff/wordsearch/
wordsearch.htm)
b. найди карточки с одинаковыми картинками (
http://www.creative-chemistry.org.uk/funstuff/general/concentration.htm)
c. собери картинку (
http://www.creative-chemistry.org.uk/funstuff/slidepuzzle/
slidepuzzle.htm) и др.

При подготовке уроков, содержащих материал на
иностранном языке, можно использовать следующую
литературу:

  1. Кутепова М.М. The World of Chemistry. Английский язык для
    студентов-химиков. – М.: КДУ, 2006.
  2. Stewart B. Start with Chemistry. Kent., DP Press, 1995.
  3. Stewart B. Progress with Chemistry2. Kent., DP Press, 1995.

и сайты Интернета:

  1. http://www.creative-chemistry.org.uk/
  2. http://chemistry.about.com
  3. http://discoveryeducation.com/
  4. http://www.teachersdomain.org/collection/k12/sci/

Предложенные формы работы усиливают интерес
учащихся к изучению химии и, как следствие,
способствуют более прочному усвоению материала.




Следующий: