Инклюзивное образование химии – равное образование с доступной средой для всех


«Все люди в равной мере имеют право на
образование и должны пользоваться плодами
науки. »

Фридрих Энгельс.

Образование – неотъемлемое право человека.
Особое место в системе отечественного
образования занимают дети с ограниченными
возможностями.



В настоящее время каждый ребёнок нашей страны
может выбрать то учебное заведение и ту форму
обучения, которые для него наиболее удобны и
приемлемы. Одна из таких форм – интегрированная
форма обучения, являющаяся сегодня ведущей
тенденцией государственной политики
образования большинства стран мира.

Создание доступных школ и совместное
обучение (включенное или «инклюзивное»
образование) способствует социальной адаптации
инвалидов, их самостоятельности
и независимости, а самое главное –
изменяет общественное мнение к инвалидам,
формирует отношение к ним как полноценным
людям, становиться более толерантными
и научиться уважать другие личности.

Мировая практика инклюзивного обучения
впервые была введена в США. Эта работа ведётся
с1970-го года. В современной образовательной
политике США и Европы получили развитие
несколько подходов, в том числе: расширение
доступа к образованию (widening participation),
мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration),
инклюзия, т.е. включение (inclusion).



Принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и
думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и
на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может
осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение
прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны
жизни человека.

Одной из задач госпрограммы развития
образования Казахстана до 2020 года является
совершенствование системы инклюзивного
образования в школе. В рамках этой программы до
2020 года доля детей, охваченным инклюзивным
образованием, от общего количества детей с
ограниченными возможностями в развитии должна
составить 50%. Пока в стране появились только
первые примеры обучения детей с ограничением в
развитии в общеобразовательных школах, но они
внушают специалистам оптимизм.

Пилотной площадкой инклюзивного обучения в
городе Акт’бе является СШ№16. Мы постарались
создать максимальные условия для оптимального
обучения детей. Контингент класса 15-16 человек.
Это позволяет учителю рационально распределять
время, уделять внимание каждому ребёнку в классе.
Столкнувшись с такой проблемой, учителя
стараются разработать подход к преподаванию
и обучению, который будет более гибким для
удовлетворения различных потребностей в
обучении. Предмет химия сам по себе сложен,
требует максимального внимания, логику мышления
и хорошо развитых умственных способностей.
Применение тех или иных методов работы на уроке
будет завесить от диагноза ребёнка, но в любом
случае это будет индивидуальная работа течении 15
минут. Ребёнку, которого я обучаю, был поставлен
диагноз ЗПР, обучение ведётся в 8-м классе,
поэтому первоначальная задача – это
заинтересовать ученика предметом, интерес можно
пробудить приводя примеры из жизни. Так при
изучении темы «Химические и физические явления»
упор делается на примеры из жизни: скисание
молока, появление россы, гниение листвы. Этому
ребёнку я предлагаю изобразить данные
явления , пока работа ведётся с остальными
детьми в классе . Ведь мы не должны забывать и о
них. Сложнее ситуация обстоит с решением задач.
Необходимо подобрать такой материал, который так
же заинтересует ребёнка. В данном случае мне
помогает психолог, задача которого выяснить
наиболее интересную тему для беседы. Возможно
это определённые ситуации в доме, в школе, с
друзьями, на улице, проявление каких-либо чувств.

Занимательные задачи.

  1. Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее
    присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь,
    которая была к нему неравнодушна, раздражала
    Лакмуса до посинения.
  2. Несчастный фенолфталеин тайно питал нежные
    чувства к Щелочи, но, зная ее едкий характер, при
    малейшем к ней прикосновении весь становился
    малиновым.

    О каких явлениях идет речь?

  3. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в
    квартиру №8 поиграть в шахматы. Определите, как
    звали пропавшего жильца, который любил ходить в
    гости?
  4. Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он
    стряхнуть с себя металлическую пыль, как
    неожиданно к нему влетел Кисли и предложил
    создать совместное предприятие. Зная его
    коварный нрав, Ферр категорически отказался
    вступать с ним в контакт, но тут явилась
    очаровательная Аква и настолько легко вошла в
    доверие к Ферру, притупив его бдительность и
    осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли
    вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал
    покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так
    бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не
    пришел Верный Газ, который заставил Ферра как
    следует прогреться, а затем постепенно
    восстановил его до прежнего состояния.

В данном случае так же хорошо зарекомендовал
себя метод составления обратных задач, что
приводит к неоднократному повторению и
закреплению материала, причём в данном случае
можно подключить и остальных ребят из класса.
Определённую сложность вызывают лабораторные и
практические работы, так как это работа с
реактивами. В данной ситуации на помощь приходят
современные Технические Средства Обучения. Это
использование интерактивной доски и дисков
«Виртуальная лаборатория». В то время, когда
класс выполняет опыт, ребёнок с особыми
потребностями в обучении просматривает данный
процесс по интерактивной доске, а просмотрев, он
может, повернувшись к классу наблюдать за
другими учащимися в отчую. Конечно, работа в
инклюзивном классе требует большой подготовки,
так как необходимо рационально распределять
время, подобрать индивидуальные задания ребёнку
с особыми потребностями, причём они должны
заинтересовать его максимально.



Мы понимаем, что это только первые шаги на
протяжении долгого пути.

Инклюзивное образование только начинает
развиваться в Казахстане. Пока школа не готова к
серьезному реформированию, но медленные шаги она
может и должна делать.

Я думаю, создание нормативно-правовой базы,
обучающих материалов, подготовка
преподавательского состава, изучение
отечественного и зарубежного опыта внедрения
инклюзивного образования позволит Казахстану
постепенно выстроить грамотную систему
обучения.




Следующий: