Информационные технологии в преподавании истории


«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в
мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что
знают….

Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять
приставку «само»».

(А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»)

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые
информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна
отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен
использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы -
воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать
знания граждан.(1)

Многолетний опыт работы показал, что новые компьютерные технологии дают
высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими
технологиями.



Интегральная технология одна из немногих, где применение компьютера является
естественным и необходимым.

Каждому ученику обеспечивается:

  • индивидуальный набор задач;
  • индивидуальный темп работы;
  • полная самостоятельность ее выполнения;
  • непрерывный контроль и управление;

Интегральная технология

представляет собой целостность четырех
направлений:

  1. Укрупнение дидактических единиц;
  2. Планирование результатов обучения;
  3. Психологизацию образовательного процесса;

Компьютеризацию (2)

Использование компьютера, практически, на каждом этапе дает возможность не
только получения учениками определенной суммы знаний, но и формирования у них
умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что
у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень
самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации,
умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Вводное повторение.

Только учитель знает, какая ранее изученная
информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в
этом модуле играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных
систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно
действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом модуле форма урока -
интерактивный информационный режим. Практически единственная форма,
удовлетворяющая этим условиям, — беседа. Учитель предлагает ученикам
целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы,
восстанавливают в оперативной памяти все необходимое.

Изучение нового материала (основной объем).

Для этого модуля
предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам
укрупненную дидактическую единицу.

Лекция – устное изложение учебного предмета, или какой-нибудь темы, а также
запись этого изложения.

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «…Перу остаются, недоступны
многие средства действия, какими обладает живое слово», — отмечал В. О.
Ключевский.

Записью лекции могут быть различные виды конспектов, в том числе опорные и
схемы-конспекты.

Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от
понимания учителем проблемы и наличия у учащихся навыков одновременно выполнять
два действия: слушать и конспектировать.

Использование при проведении лекции компьютерной презентации дает возможность
учителю в более сжатые сроки представить материал довольно большого объема и не
выйти за границы минимального уровня. Программа Power Point позволяет не
перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.
Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное
количество времени, используя гиперссылку.

Тренинг-минимум

. Так как этот модуль предназначен для отработки до
автоматизма умений минимального уровня. Это обычно делается через интерактивные
формы уроков — чаще всего посредством бесед. Постепенно они должны перейти в
самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом может быть использование
практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через
общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких
уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Наши
уровневые достижения являются ситуативными характеристиками, а не знаками
различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики
считаются некомпетентными в изучаемой теме.

Кроме беседы можно использовать задание составить рассказ по конспекту, что
даст возможность не только отработать до автоматизма минимальный уровень, но и
развивать устную речь учащихся.

Работа с опорным конспектом – тренинг – минимум.



Работа в группах

.

Опираясь на прослушанный материал, учащиеся расшифровывают опорный конспект.
Учитель оказывает помощь испытывающим затруднения в данном виде работы.

Убедившись, что все знаки понятны, учитель предлагает составить рассказ с
опорой на конспект.

Более подготовленные учащиеся помогают учителю проверить составленные в
группах рассказы. Отдельные учащиеся рассказывают о событиях изучаемого периода
с опорой на конспект, остальные слушают, дополняют и исправляют ошибки.

Учитель предлагает воспроизвести рассказ без опоры на конспект.

В любом случае, трениг-минимум завершается контрольным срезом минимального
уровня, результаты которого дадут возможность на последующих занятиях
распределить учащихся в разноуровневые группы. Срез минимального уровня удобно
проводить с использованием компьютерного теста.

Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало
зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут
готовиться задолго до их проведения. По этой причине рассмотренная часть блока
уроков называется постоянной.

Уроки в остальных модулях таковы, что содержание каждого из них определяется
результатами предыдущего. Поэтому такие модули образуют переменную часть блока
уроков. Она тесно завязана на мониторинг успешности учеников (так же проводится
в компьютерном варианте) и внутреннее управление образовательным процессом.

Изучение нового материала (дополнительный объем):

На этом этапе блока уроков используются такие формы работы, как подготовка
учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета
и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться
готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в
программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации
ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу,
использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать
шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик
при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника
(слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому
вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика
логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые
даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В
процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных
выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается
элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение
работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной
культуры.

Планирование результатов обучения:

Общая концепция формирования содержательных областей уровней образовательной
деятельности (продвинутого, общего и минимального) разработанная В.В. Гузеевым,
стала методологической основной моих разработок (2).

Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей,
мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку
«удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля
знаний и навыков учебной работы предполагает в основном репродуктивное
применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне
общих стандартов (Уровень узнавания, припоминания, запоминания). Притязания
данной категории учащихся предполагают уровень закрепления и содержательного
расширения знаний основной школы и отработки практического применения их в
сходных ситуациях. На этом уровне работают учащиеся не прошедшие контрольный
срез, и после его отработки попытка повторяется.

Первый уровень

предполагает совместное согласование возможностей,
мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку
«хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный
медико-педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на
обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в
проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Организация
образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень
содержательного расширения знаний основной школы и практического применения их в
новых, но сходных ситуациях. Данный уровень независимо от профиля приближен к
вузовским технологиям образования в условиях семинаров, практикумов,
лабораторных работ и коллективных проектов.

Первый уровень предполагает согласование возможностей, мотивации и
образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо».

Второй уровень

предполагает совместное согласование возможностей,
мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку
«отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно
медико-педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на
обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме.

Использование на данном этапе компьютерного учебника «История России с
древнейших времен и до начала XX в.» дает возможность отойти от использования
огромного количества карточек, так как содержит раздел «Тренинг», в который
входят задания разных уровней.

Обобщающее повторение:

Эта часть урочного времени, так же как и изучение нового материала
(дополнительный объем)

– живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей,
наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной
мыследеятельности.

Контроль:

разноуровневый, может осуществляться с помощью компьютера.

Коррекция:

Если результат контроля не соответствует по тем или иным
причинам уровню планируемых результатов, может быть проведена коррекция.

Обычно, название темы, задания минимального, первого, второго уровней и
возможный вариант контрольной работы, а так же сроки проведения обобщения
контроля фиксировались на специальном стенде, но затем был создан специальный
Web –узел «История России 10 класс» (Приложение 1)
на котором размещена вся выше перечисленная информация, лекционный материал,
материал по истории Красноярского края. Сам Web –узел размещен на компьютере в
классе, что увеличивает доступ к информации всем желающим, и особенно тем, кто
по тем или иным причинам пропустил уроки.

Постоянно ведется компьютерный мониторинг успешности учащихся.

Мониторинг успешности деятельности

учащихся показал повышение качества

знаний: 7-е классы (2000-2001 уч. год) – 56%, 8-е классы (2001-2002 уч. год)
– 58%,

9-е классы (2002-2003 уч. год) – 62%, 10-е классы (2004-2005 уч. год.) — 63%,
11-е классы(2005-2006уч. год) — 64%



Элементы интегральной технологии в 5-9 классах

Для работы по этой технологии в 10 – 11 классах учащиеся должны быть
подготовлены к восприятию темы в целом, иметь умения и навыки работы в группах,
уметь работать с разно уровневыми заданиями, иметь навыки самостоятельной
работы, адекватно оценивать свои способности. Все эти умения и навыки
приобретаются в 5 – 9 классах.

У Гузеева говориться о том, что материал блоком учащиеся готовы воспринимать
к 13 –14 годам, т.е. лекционный материал можно давать, начиная с 8 класса.(2)

Но уже в 5 классе учащиеся могут учиться работать на разных уровнях, 5
– 7 класс важно научить работать с учебником. В этих классах преобладают игровые
формы уроков, развивающие интерес к изучаемому предмету. В работе с учащимися
этого возраста постоянно использую сигнальные карточки (по образцу игры
«Звездный час») это помогает работать с хронологией, терминологией, основными
событиями, географическими понятиями и др. По сути, эта работа является
тренингом, который помогает удерживать в памяти одновременно большое количество
дат и понятий, снимает напряжение и страх перед необходимостью их заучивать.
Использование программы PowerPoint делает эту работу более легкой для учителя и
более привлекательной для учеников.

Этот прием дает возможность давать задания разного уровня. Когда учащиеся
привыкают работать с карточками, можно на доске (в презентации) записывать 2- 3
задания минимального уровня, 1 – 2 задания первого уровня. Те, кто не допустил
ошибок в заданиях минимального уровня, выполняют задания первого уровня.
Допустившие ошибку в минимуме, работают с вопросами домашнего задания
минимального уровня (работают на «3»), допустившие ошибку в первом уровне,
отвечают на вопросы первого уровня (работают на «4»), не допустившие ошибок
получают проблемное задание и работают на «5». С 5 класса вводятся и разно
уровневые контрольные работы, и возможность их коррекции. Образное восприятие
развивают задания изобразить, нарисовать события, занятия населения, достижения
культуры, описанные в параграфе. Такие задания подготавливают к составлению
опорного конспекта. Кроме того, уже в 5 классе учащиеся с удовольствием делают
сообщения по дополнительной литературе, что способствует развитию навыков
самостоятельной работы.

В 6 классе

продолжается работа с сигнальными карточками, разно уровневыми
заданиями и контрольными работами. Расширяется самостоятельная работа с
учебником, дополнительной литературой. Ведется работа по составлению опорных
конспектов. Например: на уроке «Народы и государства на просторах нашей страны в
первом тысячелетии н. э.». Учащиеся заранее готовят на развернутом листе
схематическое изображение карты Северной Европы (первый форзац учебника). Нужно
объяснить учащимся, что необходимо нанести на схему. В начале урока учащиеся
делятся на рабочие группы с назначением ответственных. Учитель дает общие
рекомендации и объясняет, что конечным итогом работы каждой группы должны стать
разработанные схемы, включающие в себя информацию о названии племен и
государств, располагавшихся на территории современной России в 1 тыс. н. э., с
указанием занятий жителей. Чтобы записи на схеме были лаконичными, вводится
определенная система условных обозначений, необходимых для данного урока. Каждая
группа получает карточку с определенным заданием. На работу групп отводится 10 -
12 минут. Следующий этап урока – выступление ребят 3 – 4 минуты. В заключение
делается общий вывод.

Подобная работа возможна на уроке «Раздробленность русских земель» на
котором, с помощью знаков можно изобразить особенности природных и климатических
условий и занятия населения в отдельных государствах.

В 7 классе

продолжается работа, начатая в 5 – 6 классах и начинается
работа по составлению конспекта по дифференцированному алгоритму (определенная
последовательность приемов и умственных действий расчлененного характера при
чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его
усвоения и конспектирования).

Конспект должен стать первым помощником в учебе, он должен быть ясен и
понятен, легко читаться и расшифровываться, нужно записывать смысл, а не текст
лекции или учебника.

  1. Подготовка учащихся к прослушиванию лекции.
  2. Чтение соответствующего предстоящей лекции материала учебника.
  3. Изучение основополагающих для темы терминов.
  4. Чтение источников, рекомендованных учителем.

В данном случае нарушается привычная схема «лекция – самостоятельная работа –
семинар», и вступает в силу цепь «самостоятельная работа – лекция –
самостоятельная работа – семинар». Бояться этого не стоит, ведь главное – чтобы
учащиеся активно приобретали и усваивали знания.

Кроме этого продолжается работа в группах, тренинг, разно уровневый учет
знаний.

Приобретенные умения и навыки дают возможность в 8 классе начать работу с
укрупненной дидактической единицей.

Таким образом, в 10 классе учащиеся комфортно чувствуют себя на уроках
истории преподаваемой по интегральной технологии. Ускорить и облегчить
применение элементов интегральной технологии поможет использование компьютерных
программ.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые
информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна
отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен
использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы -
воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать
знания граждан.

Новые информационные технологии создают учащемуся прекрасное пространство для
самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться
доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу
заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью
образовательного процесса. Они — лишь еще один инструмент в наших руках.
Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса
был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не
навреди».

Литература:

  1. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных
    технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной
    школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные
    технологии. – М., Народное образование, 2001. – С. 42-44, 57.; Дидактика средней
    школы. – М. 1982. – С. 192.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
    Учебное пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.
    Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.:
    Издательский центр «Академия», 1999. — 224
  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории
    и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
  5. Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ
    век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61
  6. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001
    г. с.169
  7. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете// Преподавание истории и в
    школе. 2002 № 8. С.75-77
  8. Господарик Ю. Интернет и изучение истории. «История», №3, январь, 2000 –
    приложение к газ. «Первое сентября».
  9. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России:
    XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 1997. – 120 с.



Следующий: