Информационные технологии в изучении истории

Последнее время в российских школах активно внедряются достижения
информационно-коммуникационной индустрии. Это приводит к усложнению и наполнению
новым содержанием деятельности современного педагога.

Задача учителя – используя ИКТ, организовать на уроке познавательный,
исследовательский процесс.

В кабинете истории нашей школы существуют электронные издания для 5–8
классов, которые используются на уроках. Особенно ребятам нравится выполнять
задания из раздела “Проверь себя” (тесты, кроссворды, творческие задания по
различным темам). Вместе с тем, материалы из данных изданий не всегда отвечают
содержанию и целям урока. Это вынуждает учителя работать над созданием
собственных презентаций, вовлекая в данный процесс и своих учащихся. Такую
возможность дает проектная деятельность, организацией которой я занимаюсь в
нашей школе. Работа над проектом часто связана с созданием презентации и это
позволяет учащимся развивать, реализовывать и совершенствовать свои компьютерные
умения.

Сегодня большинство школьников имеют компьютеры и хорошо ими владеют. Однако,
далеко не все, особенно младшие, могут самостоятельно создать презентацию.
Поэтому несколько лет назад совместно с учителем информатики мы составили
памятку для учащихся “Как сделать презентацию”, где были даны алгоритм ее
создания и требования, которые предъявляются к презентации по содержанию.

Создание презентации или слайд-фильма по теме проекта делает работу над ним
для ученика более интересной, хотя и достаточно объемной. Ведь учащимся
необходимо не только сформулировать цели и задачу, поработать со справочниками,
но и выбрать навигационную схему, разработать дизайн слайдов, подготовить
иллюстративный и текстовой материал для их наполнения, подобрать цветовую гамму,
настроить мультимедийные эффекты, устранить ошибки.

Большинство презентаций в проектах учащихся носят демонстрационный характер,
но и их создание требует активной помощи учителя. Так в 5–6 классах лишь
отдельные учащиеся могут сделать презентацию. Однако, ее создание (в плане
отбора исторического материала) вызывает даже у этих ребят, как правило, большие
затруднения. Например, в рамках проекта “7 чудес света”, презентация, сделанная
одним из пятиклассников по теме “Висячие сады Вавилона” была перегружена
текстовым материалом и большим числом лишних иллюстраций. При том, что ученик
вполне грамотно продумал дизайн и анимацию своей работы, ее содержание пришлось
серьезно переделывать с помощью учителя.

К 7–8 классу компьютерные навыки учащихся, благодаря в том числе и урокам
информатики, возрастают, что позволяет педагогу вовлекать в работу над созданием
презентаций большую часть ребят. Но и в этом случае активное участие учителя
является обязательным.

В 8-м классе мои школьники уже способны самостоятельно делать слайд-фильмы по
отдельным темам, которые вполне возможно использовать как учебные пособия для
уроков истории. Так, слайд-фильм “Портрет декабристов” – “конечный продукт”
одноименного проекта, созданный восьмиклассниками в прошлом году, пополнил
наглядные материалы школьного кабинета истории.

В старшей школе особое место в проектной деятельности моих учащихся занимают
исследовательские проекты. Как правило, эти работы ориентированы на участие в
научно-практических конференциях, на которых во время публичной защиты проекта
особенно важна роль презентации. Часть, созданных старшеклассниками, презентаций
используются мною на уроках. Такие презентации к исследовательским проектам
учащихся как “Троянский конь: миф или реальность”, “Из истории русского оружия”,
“Опередивший время” (о Леонардо да Винчи) стали вполне пригодны для уроков
истории в 5,6-м классе или презентация “Суд присяжных: за и против” – для
обществознания в 11-м классе.

Навыки, полученные учащимися в работе над слайд-фильмами и презентациями,
позволяют перейти к созданию презентаций обучающего характера. Подобная работа
организуется среди учащихся 11-го класса.

Темы для таких презентаций учащимся предлагает учитель. Например, по истории
России для 6 класса старшеклассниками разрабатывались такие темы как “Первые
русские князья”, “Иван Калита”, “Невская битва” и т. д. Используя
Интернет-ресурсы и ИКТ, учащиеся подбирали необходимый иллюстративный материал,
карты, составляли схемы, таблицы, писали к слайдам тексты и вопросы, добавляли
видеоматериалы, придумывали тесты и кроссворды по своей теме.

Обучающие презентации, с одной стороны, пополняют ресурсы кабинета истории, а
с другой, способствуют усилению мотивации к изучению истории у широкого круга
учащихся, развивает у них навыки самостоятельной творческой работы.

Кроме того, с помощью подобных презентаций учитель решает для себя ряд
педагогических задач на уроке истории: объяснение нового материала, закрепление
пройденного, контроль полученных знаний. Использование презентаций на уроках
позволяет учителю дать более широкий иллюстративный материал, упорядочить для
учащихся его визуальное восприятие, активизировать их мыслительную деятельность.
С помощью презентации школьники могут закрепить навыки работы с картой,
облегчить для себя работу с новыми датами и терминами, продолжить освоение
умения работы с историческим тестом.

Создание старшеклассниками обучающих презентаций требует руководства не
только со стороны учителя истории, но и учителя информатики. При его поддержке
ребята работают над компьютерным дизайном, продумывают варианты анимации и
другие специфические вещи, связанные с информационными технологиями.

Для оценивания таких презентаций мною совместно с учителем информатики были
разработаны определенные критерии , которые мы объединили в несколько блоков:

  1. дизайн: стиль оформления, разбивка слайда(расположение элементов, подбор
    шрифта), качество наглядного материала;
  2. технический уровень: разбивка слайда, анимация, использование
    гиперссылок, интерактивность презентации;
  3. историческое содержание: соответствие учебному материалу, наличие плана,
    логика и последовательность изложения, наличие понятийного аппарата,
    информативность, использование схем, таблиц, карт, видеоматериалов, наличие
    вывода;
  4. контрольно-измерительные материалы: соответствие теме, форма
    представления материала, использование вопросов на знание хронологии,
    терминов, фактического материала, карты, на сравнение и сопоставление;

Все критерии сведены в таблицу и оцениваются в баллах, сумма которых по
первым двум блокам позволяет выставить итоговую отметку ученику по информатику,
а сумма по третьему и четвертому блоку – по истории.

Такое сотрудничество, по моему мнению, способствует укреплению межпредметных
связей и обогащает педагогический опыт учителя.

Завершающий этап создания обучающей презентации носит характер публичной
демонстрации, на которой старшеклассники получают возможность выслушать мнение
других о своей работе. Подобное подведение итогов формирует наглядно-действенное
и критическое мышление учащихся. Кроме того, после обсуждения работ ребята
заполняют лист опросника, в котором оценивают свои знания и умения,
приобретенные в ходе создания таких презентаций. Анализ ответов старшеклассников
показывает, что разработка темы презентации позволяет учащимся повторить, ранее
пройденный по истории, материал и способствует его более глубокому изучению.
Кроме того, ребята отмечают полученные дополнительные навыки работы с
компьютером, знакомство с новыми для них Интернет-ресурсами и т.д.

Практика последних лет работы показала, что большинство учащихся с интересом
относится к формам обучения и контроля с использованием ИКТ. Так, на вопрос
анкеты о видах деятельности, которые предпочли бы мои ученики на или к урокам
истории, очень многие выбрали именно те, что связаны с компьютером.

Таким образом, организация проектной деятельности школьников по истории и
совместная с учащимися работа по созданию учебных презентаций позволяет учителю
использовать возможности ИКТ для более эффективного изучения предмета.

Следующий: