Информационные технологии на уроках истории. Тема: Пути большевистской модернизации

Урок 1. Большевистская модернизация в
СССР

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: практический,
самостоятельная работа, анализ исторических
событий.

Технология: личностно-деятельный
подход, компетентный подход – универсальные
компетенции.

Виды деятельности: отбор исторических
фактов, самостоятельное заполнение таблицы;
работа с понятийным аппаратом.

  • Подобный период развития прошли все
    ведущие державы: капиталистические страны
    создавали свою промышленность за счет средств
    полученных от эксплуатации колоний,
    неравноправный торговый обмен с другими
    странами, военные контрибуции, иностранные
    займы.

  • Россия вступила в процесс модернизации
    относительно поздно. Завершить процесс
    индустриализации не удалось вследствии
    политических и социальных потрясений в начале ХХ
    века.

  • Очередная модернизация – курс на
    социалистическую индустриализацию.

  • Противоречивые итоги и цена сталинской
    модернизации.

  • Методы: форсированные темпы
    индустриализации; принудительная
    коллективизация; раскулачивание; репрессии;
    использование принудительного труда; энтузиазм
    советских людей.

  • На рубеже 1920-1930-х годов в СССР ценой
    разорительной для крестьян коллективизации
    (слайд 39) и уничтожения частого
    предпринимательства была проведена
    большевистская модернизация:

    • – СССР вышел на 2-ое место в мире по
      уровню промышленного развития после США, но
      уровень жизни населения существенно снизился;

    • – в страну на смену многоукладной
      экономике пришла административно-командная
      система;

    • – коллективизация и индустриализация
      способствовали формированию культа личности
      Сталина.

Задачи:

  • раскрыть процесс формирования модели
    сталинской модернизации;
  • определить особенность данного политического
    режима в СССР;
  • дать оценку курса на построение социализма в
    одной стране.

План урока.

  • Модернизация в начале века.
  • Сталинская модель модернизации.
  • Особенности «советского строя».

Основные понятия: (Приложение
1
, слайд 1)

Оборудование: презентация,
карточки-напоминания с датами, карта «Вторая
мировая война».

Вопросы для итогового повторения: (Приложение
1
, слайды 2, 3)

В классе проводится
лабораторно-практическая работа с материалами
презентации. В начале урока учащимся
предлагается (слайд 5) на основании материала
презентации самостоятельно заполнить таблицу (Приложение 1, слайд
4).

Примечание: в том случае, если учитель
сочтет необходимым, данную таблицу уместно
дополнить разделом «Направления
социалистической модернизации», в котором нужно
отразить:

1) коллективизацию;
2) индустриализацию; целесообразно дополнить
раздел по 3) «культурной революции».

Сильным учащимся предлагается
перспективное задание: оценить позитивную
и негативную стороны процесса модернизации в
СССР в 1930-е годы. В процессе работы с материалами
презентации учитель помогает (Приложение
1
, слайды 6-53) слабым ученикам
правильность заполнения таблицы. При этом идет
показ слайдов с объяснением и осмыслением
фактического материала по теме урока. После
выполнения задания по оформлению таблицы
организуется фронтальная работа учеников по
вопросам итогового повторения (Приложение
1
, слайды 2, 3).

Учащиеся дают оценку противоречивых итогов и
цены сталинской модернизации. Проводится
сравнительный анализ, в процессе которого
определяется сущность сталинской модели
тоталитарного режима в СССР; выделяются
особенности, отличающие «советский строй» от
тоталитарных режимов в Европе, уже известных
школьникам.

Домашнее задание: подготовить
доклады, рефераты, сделать презентации на темы:

1) «Крупнейшие стройки первых пятилеток на
Севере»;
2) «Мой родной край и моя семья в годы
социалистической модернизации»;
3) «СЛОН».

Урок 2. Сталинская модернизация в
истории нашего края. 30-е – 40-е г.г. ХХ века

Интегрированный урок: история ХХ в.и
литература.

Методы: практический, анализ
исторических событий, анализ художественного
произведения.

Виды деятельности: работа в группах.

Технологии: элементы
социологического исследования, информационные
компетенции, ценностно-смысловые компетенции

  • Историческая ответственность каждого
    перед прошлым и будущим.

  • Наша область стала местом ссылки и
    спецпереселения многих народов: только в 1930 –
    1931 г.г. сюда было вывезено 55 210 семей (около 230
    тыс. человек) .В последующие годы выслано еще
    217 689 человек.

  • Немцы – репатрианты строили
    Архбумкомбинат , Онежский гидролизный, Кодинский
    целлюлозный комбинаты, объекты в Плесецком
    районе.

  • Указом Президиума Верховного Совета
    СССР от 26 ноября 1948 года устанавливалось, что
    переселение их произведено навечно, без права
    возврата к прежнему месту жительства.

  • С 1920 по 1939 год через Соловецкий лагерь
    особого назначения и связанные с ним карельские
    лагеря прошли без малого миллион человек. Лишь
    избранным посчастливилось вернуться, и почти все
    из спасшихся не смогли удержаться от
    воспоминаний. Видимо тяжела для памяти эта
    ноша.

  • «Народ – жертва зла, но он же и опора
    зла» (Ф.Абрамов)

  • Милосердие выше покаяния.

  • В соответствии с Законом Российской
    Федерации « О реабилитации жертв политических
    репрессий» лицам, подвергшимся репрессиям в виде
    лишения свободы, помещения на принудительное
    лечение в психиатрические лечебные учреждения и
    реабилитированным в установленном порядке,
    выплачивается денежная компенсация . (
    преамбула в ред. Постановления Правительства РФ
    от 18.07.1994 № 847).

Задачи:

  • сформировать представление о масштабах
    репрессий в СССР в 30-е – 40-е г.г.;
  • уяснить специфику использования подневольного
    труда заключенных в нашем крае в период
    индустриализации и коллективизации;
  • способствовать развитию у учащихся
    аналитического мышления.

План урока.

1. Вступительное слово учителя. (Приложение
2
, слайд 1)
2. Наш край в годы коллективизации и
индустриализации (СЛОН, Ягринлаг, спецпоселения).
3. Формирование человека в тоталитарном
обществе в повести писателя- земляка Ф.Абрамова
«Поездка в прошлое».

Основные понятия: политические
репрессии, НКВД, СЛОН, трудармия,
спецпереселенцы, Архбум, Беломорканал,
Молотовск, лесозаготовки (Приложение
2
, слайды 1, 2 )

Оборудование: презентация, карта
Архангельской области, выставка книг.

Учитель делит класс на группы, согласно
подготовленному домашнему заданию:

1) краеведы
2) исследователи
3) аналитики
4) литературоведы.

Каждая группа обобщает результаты работы,
опираясь на печатные тексты домашнего задания.
Подготовительный этап продолжается 15 минут.
Перед выступлением представителей групп,
учащиеся выбирают эпиграф к уроку (Приложение
2
, слайд 3), обосновывают заставку к
теме эпиграфа (Приложение 2,
слайд 4).

Далее выступают представители групп:

1) краеведы – краеведческий материал (Приложение 2, слайд 6 );
2) исследователи – воспоминания очевидцев тех
лет или их родственников (Приложение
2
, слайд 7);
3) аналитики – дают оценку историческим событиям
на Севере в 30-е-40-е г.г. с позитивной и
негативной точки зрения (Приложение
2
, слайды 5, 3);
4) литературоведы – делают краткий анализ
произведения Ф. Абрамова , стараясь ярко (путем
цитирования) показать на примере главного героя
формирование советского человека советского
строя (Приложение 2,
слайд 8).

После выступлений предлагается обобщить
исторический материал, проверив правильность
выбора эпиграфа к уроку.

Домашнее задание : написать эссе
«Как изученная тема соотносится с нашими
днями».

Следующий: