Информационные технологии на уроках истории с применением индивидуальных маршрутов прохождения тем при обучении детей по методикам КУЗ


Цели урока:

  • дать представление о состоянии Российской
    империи к началу XIX века;
  • воспитывать гражданина России, уважающего,
    любящего и понимающего историю своего Отечества
    и народы, проживающие в нем;
  • развивать умения: универсальных способов
    мыследеятельности (УСМД) и навыков коллективного
    труда (НКТ) посредством коллективных учебных
    занятий (КУЗ);
  • анализировать события, факты и документы через
    работу по карте, с текстом, с презентацией,
    синтезировать полученные знания путём
    составления таблиц, схем, способностью делать
    выводы по изученному материалу;
  • применять свои знания на практике.

Тип урока и его структура: урок
изучения нового материала, практическое занятие
с элементами лабораторной работы и применением
ИКТ.

Опережающее задание: прочитать
соответствующий материал в учебнике и
дополнительной литературе, использовать
“Энциклопедию истории России. 862-XIXXVII”. -
“Интерактивный мир”. АО “Комильфо”

Литература для учителя:

  1. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от
    Екатерины Великой до Александра 2. М., XIX94.
  2. Поликарпов В. С. История нравов России. Ростов
    н./Д., XIX95.
  3. Троицкий Н. А. Лекции по истории России XIX в.
    Саратов, XIX95.

Литература для учащихся:

  1. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории
    РоссииXIX в.:8 кл. М., 2000.
  2. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и
    традиции русского дворянства. СПб., XIX94.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России. Ч. 2.
  4. От дворцовых переворотов до эпохи великих
    реформ. М., XIX97.

ИКТ-ресурс: Энциклопедия истории
России. 862-XIXXVII. “Интерактивный мир”. АО
“Комильфо”, Презентация.

Основное содержание: территории,
народы, религии; власть и сословия; внутренняя
политика; дворцовый переворот 11-12 марта1801 года;
Александр 1.

Основные понятия: разночинцы, казачество,
почетные граждане. Личность в истории: Александр
1.

Оборудование:

  • карта “Российская империя в начале XIX века”,
  • карточки дополнительного содержания материала,
  • диаграммы: “Рост населения России в первой
    половине XIX века”, “Изменение числа
    посессионных рабочих”, “Изменение торгового
    оборота Нижегородской ярмарки”, “Увеличение
    протяженности шоссейных дорог”,
  • схемы: “Сословная структура российского
    общества в первой половине XIX века”, “Система
    центральных органов управления в Российской
    империи в первой половине XIX века”, “Занятия
    оброчных крестьян”,
  • таблицы: “Верования народов Российской
    империи”, “Сословия России в начале XIX века”,
    “Состав категорий крестьянства (данные накануне
    отмены крепостного права)”, “Процентное
    отношение оброчных и барщинных крестьян”,
    “Увеличение числа предприятий и изменение
    характера труда на них”, “Классификация
    мануфактур с разделением их по владельцам и
    характеру труда на них”, “Водные каналы в России
    в начале XIX века”, “Железнодорожное
    строительство в России в первой половине XIX
    века”.
  • компьютеры.
  • методики КУЗ: ФР, Л, СИТ, МД, ИКТ.

МАРШРУТ:

I. Территория России в первой половине ХIХ в.

Вопросы на актуализацию знаний учащихся:

Покажите на карте области, присоединенные к
России в ХVII-ХVIII вв. Каким способом происходило
присоединение этих территорий?

Каким способом была присоединена эта область?
Каким было территориальное устройство России
впервой половине ХIХ в.?

1. Слово учителя:

В начале ХIХ в. Российская
Империя представляла собой огромную
континентальную страну. Она занимала шестую
часть суши и простиралась от Балтийского моря до
Аляски в Северной Америке.

2. Работа с картой.

Преподаватель показывает
территории, присоединенные к России в первой
половине ХIX в. Ученики находят соответствующие
объекты на своих картах.

3. Слово учителя:

Грузия добровольно вошла в
состав России, так как видела в ней защиту от
завоевания персами и турками, чьи нападения
сопровождались грабежами и убийствами
православного грузинского населения; Финляндия
и Царство Польское были присоединены в
результате войн. К середине ХIХ в. площадь
территории России достигла 18 млн. кв. км. Страна
была разделена на 69 губерний и областей, которые
в свою очередь делились на уезды (в Белоруссии и
на Украине – на поветы). На губернию в среднем
приходилось 10–12 уездов. Группы губерний в
некоторых случаях объединялись в
генерал-губернаторства и наместничества. Так,
были объединены три Литовско-белорусские
(Виленская, Ковенская и Гродненская, с центром в
Вильно) и три Правобережноукраинские губернии
(Киевская, Подольская и Волынская, с центром в
Киеве). Кавказское наместничество включало в
себя Закавказские губернии с центром в Тифлисе.

II. Состав населения.

4. Работа с учебником. “Предисловие” — стр. 4 (1
и 2 абзацы).

5. Вопросы и задания учащимся:

В первой
половине XIX в. население России увеличилось с 45
“млн. чел. в 1815 г. до 69млн. чел. в 1851 (данные 7-й и 9-й
ревизий), т. е в 1,5 раза. Составьте схему роста
населения России в первой половине ХIХ в.
Территориальное расширение превратило Россию в
многонациональное государство. Назовите и
покажите на карте районы расселения народов,
населявших Российскую Империю. В итоге учащиеся
должны отметить, что в центральных районах
преобладало русское население, на западе и юге
страны – родственные русским украинцы и
белорусы; в Поволжье и на севере Европейской
России жили финно-угорские народы (мордва, мари,
коми, удмурты), в Финляндии – финны; на степных
пространствах от Крыма до Дальнего Востока жили
тюркоязычные народы (татары, башкиры, якуты и др.);
в Прибалтике жили литовцы, латыши, эстонцы; в
Закавказье – грузины, армяне, азербайджанцы; в
Польше – поляки, на юго-западе – молдаване; на
Северном Кавказе большое число народностей,
таких, как дагестанцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы и
др.; на Дальнем Востоке – эвенки, чукчи, эвены и
др.

6. Работа с учебником.

“Предисловие” — стр. 4 (3
абзац).

7. Вопросы и задания учащимся к презентации:

Многонациональный
состав населения России обусловил и ее
многоконфессиональный характер, т. е.
существование множества вероисповеданий. Какие
религии вы знаете? Заполните правую часть
таблицы “Верования народов Российской
империи”.

8. Работа с учебником и картой

. “Предисловие”
- стр. 4 (4 и 5 абзацы).

Задание:

Заполните левую часть таблицы
“Верования народов Российской империи” и
покажите на карте районы преобладания той или
иной религии.

III. Социальная структура российского
общества.

9. Работа с учебником и картой: стр. 4 (6 и 7
абзацы).

10. Вопросы и задания учащимся к презентации:

В
начале XIX века в России господствовал сословный
строй. Вспомните, что такое сословие? Какие
сословия существовали в России к началу XIX века?
Чем отличались друг от друга эти сословия?
Какие привилегии того или иного сословия вы
можете назвать? Изучите таблицу “Сословия
России в начале XIX века”. Заполните схему
“Сословная структура российского общества в
первой половине XIX века”.

11. Слово учителя о появлении новых сословий и
месте казачества в сословной структуре России.

12. Вопросы и задания учащимся к презентации:

Каково
было соотношение государственных, крепостных и
удельных крестьян? Назовите и покажите на карте
районы их поселения. Каково было положение
каждой из категорий этих крестьян? В чем
выражались крепостные отношения?

Вывод:

большинство крепостных крестьян
проживало в центральных губерниях. В Литве,
Белоруссии и на Украине они составляли 50–70%
населения в северных и южных губерниях – от 2 до
12%, в Сибири – всего 4,3 тыс. человек, а в
Архангельской губернии их не было совсем;
крепостное право выражалось в личной и
поземельной зависимости. Помещик полностью
распоряжался личностью и имуществом
крестьянина, мог его продать, даже отдельно от
семьи, мог сам определять наказания за
провинности, сдать в солдаты, сослать в Сибирь.
Крестьянин нес в пользу помещика феодальные
повинности барщину и оброк; государственные
крестьяне принадлежали казне. Большинство их
проживало в северных и центральных губерниях
России, в Левобережной и Степной Украине и
Поволжье, Приуралье и в Сибири. Феодалом по
отношению к этим крестьянам выступало
государство. Оно предоставляло крестьянам
наделы, за которые те платили оброк. Кроме того, с
них взимались государственные и местные налоги.
К государственным крестьянам относились и
народы Поволжья; Урала и Сибири: чуваши, мордва,
мари и др.; удельные крестьяне принадлежали
императорской фамилии. Больше половины их
находилось в Поволжье, они несли ряд натуральных
и денежных повинностей.

13. Вопросы и задания учащимся к презентации:

Особой
группой населения было казачество. Какие функции
выполняло казачество в XVII-XVIII веках? Как
изменилось положение казаков в XIX веке? Покажите
на карте районы расположения казачьих войск. Как
формировались органы казачьего управления?
Прочтите слайд 11 презентации и закончите
заполнение схемы “Сословная структура
российского общества к середине XIX века”.

Дополнительный материал №1 для учащихся:

Дворяне разорялись, увеличивалось число
беспоместных дворян. Подрывается монополия
купечества на торговлю. Это проявляется в том,
что – особенно в мелкой торговле – возрастает
доля участия мещан и крестьян. Среди городского
населения складываются классы
капиталистического общества – буржуазия и
пролетариат. Первый формировался из дворян,
купцов, мещан и крестьян, второй – из мещан и
крестьян, приходивших в город на заработки.
Увеличивается численность интеллигенции, то
есть лиц, занимавшихся умственным трудом, наукой,
искусством. Интеллигенция формировалась в
основном из дворян, но увеличивается доля
представителей других сословий. Интеллигентов
недворянского происхождения называли
разночинцами. Увеличивается имущественное и
социальное неравенство среди крестьян. Это
проявилось в выделении из общей массы крестьян, с
одной стороны, ростовщиков, скупщиков, торговцев
и предпринимателей, а с другой – бедняков.
Численность разбогатевшей верхушки деревни была
незначительна, но ее экономическая роль все
более возрастала. Процесс социального
расслоения крестьянства протекал быстрее в
государственной деревне, где меньше проявлялся
феодально-крепостнический режим, и в
центрально-промышленных губерниях России, где
была больше развита торгово-промышленная
деятельность крестьян. Расслоение крестьянства
– это закономерный процесс. Он подрывал основы
крепостнического строя и создавал условия для
зарождения и развития капиталистических
отношений.

Работа с документами: 1, 2, 3, 4

(для работы с
документами и словарем детям целесообразно
меняться в парах, используя методики КУЗ: СИТ,
ВПТ, Дьяченко – это позволит ребятам обсудить
разные мыслеформы и , коммуникатируя, точнее
понять смысл текстов и понятий).

Работа с документами.

Документ 1. Отношение дворян к крепостным [Приложение 3].

Документ 2. Астольф де Кюстин о нравах дворян [Приложение 3].

Документ З [Приложение 3].

Документ 4. Объявления в газетах[Приложение
3].

IV. Экономическое развитие России в первой
половине XIX века.

14. Вопросы и задания учащимся к презентации: В
чем проявился кризис феодально-крепостнического
строя? Что говорит о зарождении и развитии
капиталистических отношений? Вспомните
определения понятий: капитализм, мануфактура,
промышленный переворот, буржуазия, пролетариат.
Мануфактуры в России существовали с XVII века.
Почему не возникало капиталистическое
производство? Почему крепостное право тормозило
экономическое развитие России?

А) Сельское хозяйство.

15. Вопросы и задания учащимся к презентации: В
первой половине ХIХ века Россия оставалась
аграрной страной, то есть основной отраслью
экономики было сельское хозяйство. Оно
развивалось экстенсивным путем. Что означает
понятие экстенсивный путь развития?

В первой половине ХIХ века в России выделялись
экономические районы с определенной
специализацией. Покажите на карте районы
специализации. Назовите следствие усиления
специализации районов страны. Назовите формы
феодальной эксплуатации. Назовите районы
преобладания барщины и оброка. Покажите эти
районы на карте. Пользуясь таблицей “Процентное
отношение оброчных и барщинных крестьян”,
объясните соотношение барщинных и оброчных
крестьян в нечерноземных и черноземных
губерниях. Почему помещики увеличивали число
барщинных дней? Объясните понятие месячина.
Способствовало ли увеличение барщинных дней
развитию сельскохозяйственного производства?
Почему? Как крестьяне могли заработать деньги на
оброк? Какие факты говорят о кризисе оброчной
системы? Проанализируйте схему “Занятия
оброчных крестьян”.

Дополнительный материал №2 для учащихся: При
экстенсивном пути развития сельского хозяйства
прирост продукции происходил не за счет
улучшения обработки земли и внедрения новых
агротехнических методов, а за счет расширения
площади посевов. За первую половину XIX века
посевные площади увеличились в 1,5 раза, примерно
на столько же возросли валовые сборы зерновых.
Формирование самостоятельных хозяйственных
регионов в России являлось показателем роста ее
производительных сил и общественного разделения
труда; такая хозяйственная специализация
способствовала развитию товарно-денежных
отношений в стране.

Вывод: Основные формы феодальной эксплуатации
– барщина и оброк. Распространение барщинной
формы эксплуатации относится в первую очередь к
черноземным губерниям. В центральных
промышленных губерниях, где плодородность почв
была низкой, преобладала оброчная форма.
Помещики стремились увеличить производство
хлеба на продажу. Для этого они сокращали
крестьянские наделы, увеличивали посевные
площади. Возрастает число барщинных дней, а в
некоторых случаях вводится месячина.

Увеличение валового производства зерна
происходило именно из-за расширения посевных
площадей, тогда как барщинная система не могла
быть рентабельной и испытывала кризис.
Производительность подневольного труда
постоянно падала, что объясняется
незаинтересованностью крестьян в результатах
своего труда. Размер оброка за первую половину XIX
века возрос в 2,5–3,5 раза. Так как земледелие не
давало достаточно денег для оброка, крестьяне
стали заниматься неземледельческими промыслами,
например ремеслом. В зимнее время
распространяется извозный промысел (перевозка
товаров на своих санях). С развитием
промышленности увеличивается число
крестьян-отходников, которые уходили работать на
мануфактуры, зарабатывая там деньги на оброк
(отхожий промысел).



В оброчной системе также возникали
противоречия. Так, усиливается конкуренция между
крестьянами-ремесленниками. С другой стороны,
серьезную конкуренцию крестьянским ремеслам
составляла развивающаяся фабричная
промышленность. В результате заработки оброчных
крестьян падали, снижалась их
платежеспособность, а значит, и доходность
помещичьих имений.

16. Работа с документами: 5, 6, 7, 8, 9.

Документ 5. О крестьянских промыслах [Приложение 3].

Документ 6. О крепостном праве [Приложение 3].

А. С. Кайсаров “Об освобождении крепостных в
России”, 1806 г [Приложение 3].

Документ 7. [Приложение 3].

Документ 8. [Приложение 3].

Документ 9. О работе крепостных [Приложение 3].

V. Рефлексия. Подведение итогов первого урока,
определение задач на следующий урок. Оценивание
(1 мин.).

РЕФЛЕКСИЯ: Понравилось ли вам изучать тему
самостоятельно с помощью компьютера? Как вам
удобнее изучать материал: индивидуально (почему?)
или в паре (почему?). Что хотели получить на уроке?
Что вам удалось сделать? Что вы планируете делать
далее? Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке.
Какое задание вы выберете себе на дом?

2 урок.

Б) Промышленность.

Вопросы и задания учащимся к презентации:
Проанализируйте таблицу “Увеличение числа
предприятий и изменение характера труда на них”.

О чем говорят нам данные таблицы? Как
изменилось количество предприятий? Каким
образом меняется число рабочих? В какой период
наблюдается наибольшее увеличение численности
предприятий и рабочих? Каково соотношение
крепостного и наемного труда в разные годы?
Почему число вольнонаемных рабочих
увеличивается быстрее, чем крепостных?

Дополнительный материал для учащихся:

Количество предприятий и рабочих на них
увеличивается примерно в три раза. Больше всего
их число возрастает в 1825–1866 годах. В 1799 г.
крепостной труд преобладал над вольнонаемным. В
1825 г. число наемных рабочих становится больше,
чем крепостных. А в 1860 г. вольнонаемных рабочих
становится более чем в 4 раза больше, чем
крепостных. Это объясняется тем, что
производительность подневольного труда была
низкой и предприятия, основанные на крепостном
труде, не выдерживали конкуренции с
предприятиями, где использовался наемный труд.
Отсюда следует вывод о том, что в первой половине
ХIХ в. промышленность, основанная на крепостном
труде, находилась во все более углублявшемся
кризисе.

Вопросы и задания учащимся к презентации: В
наибольшем упадке находились посессионные
предприятия. Какие предприятия назывались
посессионными? Изучите диаграмму “Изменение
числа посессионных рабочих”. Почему число
посессионных рабочих неуклонно снижается?

Проанализируйте таблицу “Классификация
мануфактур с разделением их по владельцам и
характеру труда на них”.

Каковы основные черты развития промышленности
в первой половине ХIХ века? В чем проявился кризис
подневольного труда в промышленности?



17. Работа с документами.

Документ 10. Начало промышленного
переворота в России [Приложение 3].

Документ 11. Вотчинная мануфактура [Приложение 3].

В) Города, торговля, пути сообщения.

18. Вопросы и задания учащимся к презентации: Расскажите,
сколько городов насчитывалось в России в начале
XIX века? Какую часть населения России составляли
городские жители? В первой половине ХIХ века
быстро растет население торгово-промышленных
центров. Кто пополнял число горожан? Рост
городов, подъем промышленного производства,
усиление специализации районов страны
способствовали развитию внутренней торговли.
Как назывались центры внутренней торговли в
России? Покажите на карте наиболее известные
российские ярмарки. Изучите диаграмму
“Изменение торгового оборота Нижегородской
ярмарки”.

19. Работа с документом:

Документ 12 [Приложение 3].

20. Вопросы и задания учащимся к презентации:

Объясните
смысл понятия активный внешнеторговый баланс.
Какими мерами он поддерживался? Какие цели
преследовало правительство, повышая пошлины на
ввоз товаров? Вспомните понятия протекционизм и
меркантилизм. Какие товары составляли экспорт и
импорт России? Главным товаром в экспорте
России был хлеб. Его вывоз за первую половину ХIХ
века увеличился в 3,5 раза. Действительно ли в
России существовал избыток хлеба или хлеб
вывозился в ущерб внутреннему потреблению?

Во время дискуссии учитель напоминает, что
валовые сборы зерновых в первой половине ХIХ века
возросли в 1,5 раза, экспорт хлеба, как только что
отмечалось, – в 3,5 раза. Урожайные годы можно
пересчитать “по пальцам”. Почти каждый год та
или иная местность в стране голодала.

Вывод: увеличение экспорта хлеба достигалось
за счет уменьшения его внутреннего потребления.
Назовите основного торгового партнера России.
Почему спад русско-английской торговли
наблюдался в 1808-1812 гг.? Назовите и покажите на
карте пути экспорта российских товаров. Развитие
торговли и социально-экономические
преобразования в целом требовали улучшения
путей сообщения. Назовите основные виды
транспорта в России в начале ХIХ века. Покажите на
карте реки, служившие основными транспортными
артериями страны. Проанализируйте таблицу
“Водные каналы в России в начале XIX века”. Когда
в России появился первый пароход? Почему
пароходостроение стало развиваться быстрыми
темпами? Изучите таблицу “Железнодорожное
строительство в России в первой половине XIX
века”. Большой проблемой в России всегда были
сухопутные пути сообщения, В первой половине ХIХ
в. начали строиться шоссейные дороги.
Проанализируйте диаграмму “Увеличение
протяженности шоссейных дорог”. Подведите итоги
развития системы путей сообщения в России в
первой половине ХIХ века. Соответствовала ли
протяженность путей сообщения потребностям
экономического развития страны? Обобщающий
вывод по теме должны сделать сами ученики. Их
ответы предваряются вопросами учителя: Что
показывает углубление кризиса
феодально-крепостнических отношений? Почему
крепостничество являлось тормозом развития
страны? Примерный ответ ученика: Кризис
феодально-крепостнических отношений проявился в
возникновении капиталистических предприятий,
основанных на вольнонаемном труде. Крепостной
труд ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве
не был рентабельным. Крепостничество тормозило
развитие страны, так как не хватало свободных
рабочих рук, основная часть населения была
закрепощена. Наемными рабочими были те же
крепостные крестьяне-отходники, уходившие на
заработки. Их труд носил сезонный характер, на
летнее время они возвращались к
сельскохозяйственным занятиям. Основную часть
заработка отходники отдавали в виде оброка
помещику, поэтому у них не оставалось средств для
покупки промышленных товаров. Это сужало
внутренний рынок и не стимулировало
промышленное производство. Нестабильным было
положение крепостных крестьян-предпринимателей,
у которых помещик мог в любой момент отобрать их
состояние.

21. Дополнительный материал для учащихся: Протекционизм
– это политика покровительства отечественным
купцам и производителям, ограждение их от
иностранной конкуренции. Меркантилизм –
политика накопления денег в стране. Реализуется
путем повышения экспорта над импортом или путем
прямого запрета вывозить деньги из страны –
полученные за свой товар деньги иностранные
купцы должны были тратить на покупку местных
товаров.

VI. Дворцовый переворот 11-12 марта 1801 года.

22. Работа с учебником “Предисловие” — стр.
5 (1, 2 и 3 абзацы).

23. Работа с документами учебника.



VII. Личность в истории.

24. Работа с учебником — параграф 1стр. 6-7,
раздел 1.

25. Продолжение лабораторной работы по
изучению материала презентации по личности
Александра.

26. Игра-тестирование в презентации.

28. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

29. Домашнее задание: Напишите эссе на тему
“Итоги социально-экономического развития
России в первой половине XIX века”. Повторите
параграф 1 стр. 6 – 7, раздел 1.

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5

Рисунок 1

Рисунок 2




Следующий: