Информационные технологии на уроках истории. Государственные реформы Петра I


Цель урока:

  • Охарактеризовать государственные реформы
    Петра I; определить цель и итоги реформирования
    центрального и местного государственного
    управления.

Задачи урока:

  • Организовать деятельность учащихся по изучению
    и первичному закреплению знаний по теме
    “Государственные реформы Петра I”; используя
    информационно-компьютерную технологию,
    обеспечить систематизацию знаний учащихся по
    теме;
  • Создать содержательные и организационные
    условия для развития у школьников навыков
    анализа, выделения главного, обобщения;
  • Содействовать формированию познавательного
    интереса учащихся к изучению истории родной
    страны.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедиааппаратура,
компьютерная презентация (Приложение 1)

Структура урока:

1. Актуализация темы.
2. Введение новой темы:

Государственные реформы Петра I:

  • Реформа центрального и местного управления
  • Церковная реформа
  • Завершение реформы центрального управления

3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1.

Мы изучаем с вами период правления Петра I. Он
известен как реформатор.

  • С какими реформами Петра мы уже знакомы?
    (военная реформа)
  • Как вы считаете, этого достаточно для
    успешного ведения войны, превращения страны в
    могущественную державу?
  • Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо
    провести еще?

Слайд 2 (тема урока).

  • Предлагаю вам самим сформулировать цель
    нашего урока по данной теме.

После обсуждения предложений учащихся
формулируется цель урока: как изменилось
управление страной во время царствования Петра I?

Слайд 2 (цель урока).

  • Для ответа на поставленный перед нами вопрос
    необходимо вспомнить, каким было управление
    страной в XVII веке.

Во время обсуждения вопроса идет заполнение слайда 3.

2.

После выполнения задания учитель ставит перед
учащимися учебную задачу: по ходу изучения
новой темы заполнить таблицу:



Слайд 4.

Далее идет рассказ учителя о реформах Петра с
использованием слайдов презентации (значок O
обозначает выведение на слайде новой информации)

Слайд 5.

Около 1700г. старая Боярская дума исчезает как
постоянное учреждение и заменяется

(O)
Ближней канцелярией государя, в которой, как в
старину, происходит иногда совещание бояр.

Во время своих беспрестанных поездок ведение
государственных дел в Москве Петр поручал не
учреждению, а нескольким доверенным лицам из
думных чинов и лицам новых чинов и званий.

В 1707-1710 гг. началась реформа органов
местного управления. Между уездом и столицей
появилось промежуточное звено – губерния. Всего
губерний образовано 8.

  • В 1711г. Ближняя канцелярия заменялась
    Консилией министров, и в этот же год Петр I
    учреждает Сенат – высший административный орган
    в государстве.
  • Далее учитель организует работу учащихся с
    фрагментом документа “Инструкция Сенату” (слайд 6)

    В качестве иллюстрации учитель зачитывает
    слова Петра о работе Сената (учебник, с.124)

    Слайд 7.

    К 1719 г. стала очевидна несовершенность системы
    местного управления. Губернии оказались слишком
    велики и управлять ими было сложно.

    Основной единицей территориального
    деления стала провинция во главе с воеводой.



  • Провинции были разделены на дистрикты. Однако
    иностранное слово не прижилось и было вскоре
    заменено на привычное – уезды. Возглавили уезды
    земские начальники.
  • В это время продолжалась и реформа органов
    центрального управления. Многочисленные
    приказы, чья работа была запутанной и уже не
    отвечала потребностям времени

    , (O) были
    заменены на 12 коллегий.

    Слайд 8.

    Порядок работы коллегий определялся
    Генеральным регламентом. Он делал их штаты
    единообразными, а функции четко определенными.
    Решения принимались коллегиально.

    Слайд 9.

    Коллегиям подчинялись губернские,
    провинциальные, уездные власти.

    • В 1720 г. был создан Главный магистрат,
      возглавивший городское самоуправление.

    В 1700 г. умирает патриарх Андриан. Петр не спешил
    с избранием нового патриарха, а местоблюстителем
    патриаршего престола назначил Рязанского
    митрополита Ст. Яворского.

    • Лишь в 1721 г. был учрежден “Синод” — Духовная
      коллегия, имевший всю полноту власти над
      церковью.

    Слайд 10.

    В 1722 г. Петр учреждает новую должность –
    генерал-прокурор.

    Слайд 11.

    • Ознакомьтесь с Указом о должности. Каковы
      функции генерал-прокурора?

    Слайд 12.

    Надзор за деятельностью низших должностных лиц
    осуществляли фискалы.

    • Еще в 1711 г. появилась должность обер-фискал.

    Обязанность фискала – доносить Сенату и
    государю о всех злоупотреблениях, проступках и
    любых неблаговидных деяниях должностных лиц.

    • Часть приказов продолжали существовать.
      Самым страшным был Преображенский приказ,
      занимающийся политическим сыском.

    После окончания рассказа о государственных
    реформах Петра I учитель организует обсуждение
    заполненной учащимися таблицы.

    По ходу обсуждения заполняется слайд
    13:

    3.



    На завершающем этапе работы учитель предлагает
    сравнить схемы государственного управления XVII и
    начала XVIII века.

    Слайд 14.

    Что в целом изменилось в системе органов
    государственной власти при Петре I?

    Во время обсуждения на экран выводятся
    основные выводы урока (слайд 15)

    • Произошла бюрократизация управления
    • Государственный аппарат значительно
      усилился и стал профессиональным
    • Церковь превратилась в государственное
      учреждение
    • Произошло окончательное установление
      абсолютизма.

    4.

    Учитель предлагает учащимся определить,
    достигнута ли цель урока, оценивает работу
    класса.

    Домашнее задание: § 23-24, вопросы 1,2,3 (устно)




    Следующий: