Информационные технологии на уроках черчения

Цель: сформировать понятие о масштабах.

Задачи урока:
Обучающая: научить отличать масштаб натуральной величины от масштабов уменьшения
и увеличения.
Научить изображать форму предмета по определённому масштабу.
Развивающая: развивать познавательный интерес к обучающей теме, развивать навыки
работы с чертёжными инструментами.
Воспитательная: воспитывать точность, аккуратность, внимательность к графическим по
строениям.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: чертежные инструменты, таблицы.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
3. Изучение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Обобщение и закрепление.
6. Рефлексия.
7. Итого урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Тесты «Размеры»

 Тест 1.
1. Какой знак или букву следует нанести перед размерным числом при постановке размера окружности:
а) R б) π в) ø

2.В каких единицах указывают угловые размеры на чертежах:
а) в радианах б) градусах в) стерадианах

3. В каких единицах указывают линейные размеры на чертежах:
а) метрах б) дециметрах в) миллиметрах

4. Каково минимальное расстояние между параллельными размерными линиями:
а) 7 мм б) 15 мм в) 10 мм

5. Что означает знак R, нанесенный перед размерным числом:
а) длину окружности б) диаметр полуокружности в) радиус окружности

6. Где наносят размерные числа:
а) над размерной линией б) под размерной линией

7. К каким типам линии выполняются размерные и выносные линии:
а) сплошной основной толстой линией б) штриховой линией в) сплошной тонкой линией

8. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:
а) 5 мм б) 7 мм в) 10 мм

9. Какой знак или букву следует нанести перед размерным числом при указании диаметра окружности:
а) D б) R в) ø

10. Что обозначает знак □ перед размерным числом:
а) радиус б) размер угла в) квадрат

 Тест 2.
1. Каково минимальное расстояние между параллельными размерными линиями:
а) 7 мм б) 15 мм в) 10 мм

2. Где наносят размерные числа:
а) над размерной линией б) под размерной линией

3. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:
а) 5 мм б) 7 мм в) 10 мм

4. В каких единицах указывают линейные размеры на чертежах:
а) метрах б) дециметрах в) миллиметрах

5. Какой знак или букву следует нанести перед размерным числом при постановке размера окружности:
а) R б) π в) ø

6. В каких единицах указывают угловые размеры на чертежах:
а) в радианах б) градусах в) стерадианах

 Тест 3.
1. В каких единицах указывают линейные размеры на чертежах:
а) метрах б) дециметрах в) миллиметрах

2. Где наносят размерные числа:
а) над размерной линией б) под размерной линией

3. К каким типам линии выполняются размерные и выносные линии:
а) сплошной основной толстой линией б) штриховой линией в) сплошной тонкой линией

4. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:
а) 5 мм б) 7 мм в) 10 мм

5. Что означает знак R, нанесенный перед размерным числом:
а) длину окружности б) диаметр полуокружности в) радиус окружности

6. Что означает знак R, нанесенный перед размерным числом:
а) длину окружности б) диаметр полуокружности в) радиус окружности

На доске – карикатура.
Учитель: Кто изображен на рисунке? (руководитель стройки, руководитель, план и дом).
-Что держит в руках руководитель стройки? (План, проект)
- Почему он возмущен? (Строители выполнили работу не в том масштабе)
- Как вы это узнали? (Дом маленький)
- Итак, тема нашего урока «Масштабы»
На уроке мы узнаем :
-Из истории масштабов
-Какие бывают масштабы
- Что такое масштаб
- Как они записываются
- Научимся изображать форму предмета по определенному масштабу.
Индивидуальное сообщение учащегося «Из истории масштабов и размеров…»
Много веков тому назад при строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. Для выполнения таких чертежей-гигантов были созданы специальные чертежные инструменты – деревянный циркуль- измеритель и веревочный
прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы- чертежи стали выполняться на пергаменте, дереве или холсте в уменьшенном масштабе с нанесением на них размеров. Первоначально использовался пропорциональный масштаб. Он позволил резко увеличить точность как построений, так и размеров. Появление масштаба на чертежах сыграло особенно большую роль в развитии производственного чертежа. В России масштабы на чертежах впервые стали применять в ХVI веке и окончательно утвердились в конце ХVII века.
Масштаб слово немецкое – означает отношение.
Определение: Масштаб – это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным.

Масштабы изображений и их обозначения на чертежах устанавливает стандарт.
Проблема №1: Рисунок на доске (школа). Давайте представим я архитектор, вы строители. На рисунке изображена школа. Длина – 12 метров, высота – 8 метров. Что нужно сделать, чтобы изображение поместить на стандартном формате? (уменьшить).
Для этого существует масштаб уменьшения- 1:2; 1:2,5; 1:5.
Проблема 2. Часовой механизм. Давайте его рассмотрим. Что вы можете сказать о его размере? (очень маленький).
Следовательно, нужно масштаб часового механизма увеличить.
Это масштаб увеличения- 2:1; 2,5:1; 4:1.

Проблема 3. Резиновая прокладка.
-Для чего она нужна? (в технике).
- Как вы думаете, нужно ли ее масштаб уменьшать или увеличивать? (не надо, масштаб детали будет в натуральную величину).
Это масштаб натуральная величина 1:1.
Обобщение. На уроках черчения будем выполнять графические работы с заданными масштабами. В каком бы масштабе не выполнялся чертеж размеры на чертеже наносятся действительными. Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.
Физминутка.
Практическая часть по вариантам.
Выполнить чертеж прокладки в различных масштабах.
1 вариант- 1:1; 2 вариант -2:1; 3 вариант -1:1.
Инструктаж проведения практической работы.
Закрепление. Какой масштаб соответствует масштабу уменьшения?
Какой масштаб соответствует масштабу увеличения?
Какой масштаб соответствует масштабу натуральная величина?
Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали?
Чему соответствует первая цифра в обозначении масштаба?
На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета.

Рефлексия.

Подведение итога урока.

Презентация

Следующий: