Информационные технологии и современный урок


Компьютерные технологии — не просто
техническое средство обучения, а качественно
новая технология обучения. Компьютерные
технологии являются средством, позволяющим
существенно расширить творческий потенциал,
повысить производительность в самом широком
смысле слова и при этом выйти за рамки
традиционной модели изучения учебной
дисциплины.

Приобретается умение учиться самому.
Происходит осмысление знаний в новом ракурсе,
появляется новое видение известных фактов и
явлений.

Для того, чтобы найти необходимый материал (в
том числе в Интернете), необходимо осмыслить
понятия и определить предметную область, без
чего невозможно грамотно составить вопрос на
поиск информации. Вырабатываются
«экстрафункциональные» качества: автономность
в принятии решения, аналитичность мышления,
способность к нововведениям, к сотрудничеству,
способность передавать другим приобретенные
знания, мобильность и др.

Использование информационных технологий на
уроке в определенной мере облегчает работу
преподавателя. Преимуществами новых технологий
являются удобство и наглядность изложения
материала, легкость его перемещения, обновления,
возможность быстро найти нужную информацию, а
также возможность показать социально -
экономические процессы в динамике.



Однако, несмотря на преимущества
информационных технологий, они еще не стали
привычным средством обучения наравне с доской и
мелом. Результат — разрыв между культурой
преподавателей, ориентированных на традиционные
носители информации, и культурой учащихся. Во
многом это связано с психологическими барьерами
при использовании компьютерных технологий
преподавателем. Это так называемая компьютерная
тревожность, страх, боязнь проявить
некомпетентность, ощущение дефицита времени.
Опыт показывает, что чем ближе новые технологии к
уже используемым в учебном процессе, тем легче
они «переживаются», поскольку не требуется
перестройки сознания преподавателя.

При использовании компьютерных технологий
возникает и проблема коммуникационной
компетентности, появляется реальная опасность
переноса технического обращения с компьютером
на отношения с людьми.

При электронном представлении лекционного
материала пропадают чисто эмоциональные моменты
воздействия: мимика, жесты, интонации. Поэтому
невозможно исключить преподавателя из учебного
процесса. Требуется гибкое сочетание
традиционных форм обучения с новейшими
информационными технологиями.



По сравнению с традиционными уроками, лекциями
информационные технологии более демократичны.
Они позволяют охватить большее количество
учащихся. Преподаватели знают, что часто на
уроках обучающиеся отвлекаются, не все успевают
записать. Многие плохо воспринимают на слух.
Часто учащийся боится признаться, что не понял
или не знает какого-то материала. Информационные
технологии позволяют индивидуализировать
обучение и управлять процессом усвоения знаний.
Можно подобрать индивидуальный темп с учетом
подготовки, специфики восприятия, потребностей
каждого. Обучающийся имеет возможность
вернуться к любому месту текста, проиграть
заново ситуацию, просмотреть результаты тестов и
проанализировать их. К тому же по
воспроизведенным эффектам компьютерные
технологии сравнимы с радио и телевидением.



Конкретные программные и технические средства,
относящиеся к вышеперечисленным информационным
технологиям, активно разрабатываются и
используются в различных учебных заведениях. Это
компьютерные презентации иллюстрационного
характера, электронные словари — справочники,
лабораторные практикумы с возможностью
моделирования реальных процессов, программы -
тренажеры, тестовые системы.

Фактором, определяющим успешное применение
информационных технологий, является работа
самого педагога над научно-методическим
обеспечением использования.

Средства информационных технологий играют
особую роль в развитии умений
самообразовательной деятельности обучающихся,
так как позволяют обеспечить оптимальную для
каждого последовательность, скорость восприятия
предлагаемого материала, возможность
самостоятельной организации чередования
изучения теории, разбора примеров, методов
решения типовых задач, отработки навыков решения
типовых задач, возможность самоконтроля
качества приобретенных знаний и навыков, привить
навыки аналитической и исследовательской
деятельности, использовать на занятиях
удаленные ресурсы, проведение «виртуальных
путешествий», практикумов, экскурсий,
дистанционно общаться со сверстниками из других
городов, участвовать в сетевых проектах и
олимпиадах, консультироваться у
высококвалифицированных специалистов,
находящихся в любой точке мира, иметь доступ к
мировым культурным и научным ценностям.

Список литературы.

  1. Зборовский Г.Е., Романцев Г.М. Инновации в
    профессиональном образовании: проблемы
    исследования / Образование и наука. — 2000.
  2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и
    технологии обучения в средних специальных
    учебных заведениях, — М.: Мастерство, 2001.
  3. Щекина О.А. Проблема формирования единого
    информационного пространства образовательного
    учреждения / Педагогическая информатика. — 2000.
  4. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные
    технологии в образовании / Информационное
    общество. — 2001.



Следующий: