Информационные системы, реляционные базы данных и их практическое применение


Класс: 9

Количество учащихся: 10 человек

Цели занятия:

  • Обучающие:
    • обобщить, систематизировать и расширить знания
      по теме «Информационные системы,
      реляци­онные базы данных и их практическое
      применение».
  • Развивающие:
    • научить мыслить вслух;
    • научить преодолевать образовательные
      сложности;
    • научить преодолевать барьер между теорией и
      практической деятельностью;
    • научить видеть объекты, факты, события
      реального мира и их взаимосвязь.
  • Воспитательные:
    • воспитывать потребность в самообразовании и
      обучении.

Тип занятия: обобщение и
систематизация знаний и умений.

Вид занятия: развивающее занятие.

Методы и приемы:

  • Игровой (Терминологическая игра)
  • Проблемный
  • Поисковый
  • Самостоятельная работ за ПК
  • Исследовательский
  • Проектный
  • Соревновательный
  • Индивидуальный
  • Исследовательский

Материалы и оборудование:

  • Плакатыс изображением схема данных, главная
    кнопочная форма, 2-3 всплывающие формы, 3 запроса в
    конструкторе, 3-5 отчетов.
  • Информационно-справочная система «Компоненты
    ПК»;
  • Информационно-поисковая система «Аэропорт»;
  • Электронная энциклопедия «Пищевые растения»;
  • Задания для работы за ПК – 2 варианта по 5 экз.
  • Карточки ответов на вопросы. – 20 экз.
  • ПК – 10 шт. +1 главный ПК учителя.

Межпредметные связи:

  • Математика
  • Русский язык

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – журнал,
перекличка

2. Объявляются цели и задачи занятия

3. Мотивация

  • Для грамотного видения
    реальных вещей, нужно научиться видеть
    взаимосвязь между объек­тами, фактами и
    событиями реального мира, нужно преодолеть
    страхи и барьеры между теорети­ческими знаниями
    и практической деятельностью. А для этого мы
    учимся мыслить вслух, проек­тируем,
    систематизируем и обобщаем знания, закрепляем
    первичные умения и навыки и получаем устойчивые
    навыки моделирования информационных систем.

  • Чтобы стать грамотным пользователем и
    хорошим практиком по работе с базами данных,
    нужно иметь отличную теоретическую подготовку
    по теории баз данных, нужно развивать сис­темное
    мышление, т.е. уметь систематизировать и обобщать
    полученные знания, нужно уметь технически и
    алгоритмически мыслить, нужно уметь ставить
    вопросы и решать прикладные задачи.



4. Занятие

Стихи о компьютере [ 6 ]. Читает учитель.
– 1 мин.

Знают люди всего мира:
Компьютер – умная машина.
Может он решать задачи.
Может он писать стихи.
Может «компик» печь печенье,
Делать фото – загляденье!
Может сделать он детали,
Может скрипкой зазвучать!
В космос отправлять ракету,
И готовить нам газету,
Управлять автомобилем,
Может в шахматы играть.
Знают люди на планете –
«Комп» наш может все на свете,
Если умно приложенья –
Ты умеешь составлять.

Терминологическая игра. Вспомнить и
записать в тетрадь слова-термины на буквы «К» и
букву «М» для личного компьютерного словарика. –
1 мин.

Озвучиваем записанные слова по очереди:

  1. Компьютер
  2. Клавиатура
  3. Курсор
  4. Кнопка
  5. Кегль
  6. Курсив
  7. Кулер
  8. Мышь
  9. Монитор
  10. Микрософт
  11. Мастер
  12. Макрос
  13. Модель
  14. Микрофон
  15. Модуль

Теоретическая разминка

Учитель раздает на каждую парту (5 парт) четыре
карточки с ответами и начинает задавать вопросы.
Ученики ищут у себя ответ и выбирают из
выданных учителем карточек верный ответ.
Карточки с ответом поднимают над головой. В
случае неверного ответа кто-то из учеников
должен дать правильный ответ. За верные
ответы выдается «Звезда удачи».


№ пп

Вопросы

Ожидаемый ответ

1. Как называют в теории баз данных (БД) Модель,
которая отражает реальный мир в терминах
понятных и привычных для пользователя? Обычно –
это упорядоченные данные о фактах, явлениях,
событиях или предметах реального мира, а также
свойства этих фактов, явлений, событий или
предметов.
База данных
2. Как специалисты теории БД называют
комплекс ПО, ОС, БД, СУБД, аппаратные средства
и обслуживающие службы?
Банк данных
3. Как называется сложная система, в
которой ряд операций и действий переданы машинам
и механизмам, но главное решение всегда остается
за человеком?
Автоматизированная система
4. Как называют взаимосвязанный комплекс
средств, персонал и методы, используемые для
хранения, обработки и выдачи информации
в интересах достижения поставленной цели?
Информационная система
5. Как специалисты называют строку в
отношении или запись в БД, согласно в теории
реляционных баз данных (РБД)?
Кортеж
6. Как специалисты баз данных называют
поле таблицы БД или атрибут объекта реляционной
таблицы?
Домен (столбец)
7. Как называется количество строк
отношения?
Мощность отношения
8. Как называется количество столбцов
отношения?
Степень отношения
9. Как называется обращение к базе данных
за сведениями?
Запрос
10. Как называют набор символов, которые
однозначно определяют каждую сущность БД?
Идентификатор
11. Как называется в теории РМД двумерная
таблица, содержащая простые столбцы и строки?
Отношение, Реляция
12. Назовите специализированные языки
запросов, которые допускают связь с
универсальными языками программирования
SQL, QBE
13. Как называют Объект любой природы, о
котором надо хранить информацию в БД – это не
только предмет, событие, факт или явление – это в
РМД
Сущность
14. Свойства, которые характеризуют любую
сущность реального мира называются в теории
РБД…
Атрибуты
15. Как называется Человеко-машинная
система, обеспечивающая автоматизированную
подготовку, поиск и обработку информации в
рамках интегрированных сетевых, компьютерных и
коммуникационных технологий для оптимизации
различной деятельности человека?
АИС
16. Что является основным объектом СУБД
Access?
Таблица
17. Как называют элемент управления для
открытия и закрытия форм, запуска программ и
приложений в СУБД Access?
Кнопка
18. Какой тип поля в СУБД Access
используют для организации выбора значений из
списка полей?
Мастер подстановки
19. Какой тип поля используют в СУБД
Access для хранения текстов больших объемов?
Мемо поле
20. Какой тип поля в СУБД Access используют
для хранения фотографий, картинок и рисунков?
Поле OLE

Защита проекта.

Информационно-справочная система «Аэропорт»
(Приложение 1).
Доклад ученика и демопоказ системы на ПК.
Демонстрация и показ созданного проекта.
Вопросы учеников докладчику.

Здоровье сберегающая минутка.

Учитель читает стихи [6]. Ученики слушают,
закрыв глаза.

С каждым город вы взрослее,
Скоро школа позади.
Будь мудрее, будь смелее
Ты на жизненном пути.
Жизнь сурова, закаляйся
И учиться поспевай.
В мире шумном не теряйся
И друзей не забывай.

Проблемная ситуация

Раздать «карточки-соображалки» ученикам.

Содержание карточки

Найти за 1 минуту имя файла, которое
закодировано в выданной карточке таблицей – 1
мин. (Песочные часы на столе).

Например, слово:
Т Р
У Д
шифр
6-9
4-9 1-0 5-7

шифр 1 2 3 4 5 6
7

А

Б

В

Г

Д

Е

8

Ж

З

И

К

Л

М

9

Н

О

П

Р

С

Т

0

У

Х

Ч

Ш

Щ

Э

ШИФР: 1-0 4-9 2-9 4-8. doc

Ответ: зашифровано имя Word файла –
УРОК.doc

Первый из тех, кто расшифрует имя файла –
получает «Звезду удачи». Имя файла озвучивает
учитель.

Инструктаж по ТБ перед практической
работой.

Каждый ученик сообщает по одному правилу из
инструкции по ТБ и сообщают, как нужно вести
себя за ПК и что нужно делать в конце
практической работы. .

Учитель сообщает: Сесть за ПК, найти
файл урок.doc, используя функцию Пуск––>
Найти… ––> Файлы и папки…
Выполнить задание, которое находиться в
тексте файла урок.doc
Файл может быть спрятан в папке Мой
документы Кружок урок.doc

Содержимое файла для выполнения заданий
учениками за ПК состоит из 5-х пунктов.

Задание №1 [7] (на нечетных ПК):

1. Путем перестановки букв получите знакомый
термин математики или информатики:

  1. ДВАКАТР – квадрат
  2. ИПЕРТЕМР – периметр
  3. РУКГ – круг
  4. УСВРИ – вирус
  5. ЙЛФА –
    файл
  6. ЯКЫЛР – ярлык
  7. АКРСТО – строка

2. Окончанием данных слов служит математический
термин. Найдите его:

НЕКТ
**
ПОЖ **
КОМ
** (Термин
– АР)

3. Вставить искомые слова-омонимы, одинаковые по
звучанию, но разные по смыслу:

  • Линия электросоединений, передающая данные,
    адреса и управляющая сигналами в ПК и
    одновременно резиновая деталь автомобиля – это
    … (шина)
  • Манипулятор в компьютере и мелкий грызун – это
    … (мышь)
  • Они бывают компьютерные и рыболовецкие … (сети)
  • Подземная часть растения и … корень решения
    уравнения (корень)
  • Обращение к главе семьи и жаргонное название
    системной платы … (мамка)

4. Вставьте гласные буквы в термины теории баз
данных.

ПЛ
ПОЛЕ
КЛЧ
КЛЮЧ
ЗЩТ
ЗАЩИТА
ТНШН
ОТНОШЕНИЕ
БЗПСНСТЬ
БЕЗОПАСНОСТЬ

5.Удерживая клавишу CTRL, щелкни и перейди к Презентациис
аплодисментами.

Задание №2 (на чётных ПК) [7]:



1. Путем перестановки букв получите знакомый
термин из математики или информатики:

  1. АКРСТО – строка
  2. ЙЛФА –
    файл
  3. КСЕУДНА – секунда
  4. ОТКЧА – точка
  5. УСВРИ – вирус
  6. УФНКИЦЯ – функция
  7. ЯКЫЛР – ярлык

2. Окончанием данных слов служит математический
термин. Найдите его:

ПЕРИ****
МАНО****
ДИА****
(МЕТР)

3. Вставить искомые слова-омонимы, одинаковые по
звучанию, но разные по смыслу:

  • Язык программирования … и название
    ноты (Си)
  • Марка ружья и жаргонное название жесткого диска
    … (винчестер)
  • Четырехугольник и … – вторая степень
    числа (квадрат)
  • Бывает межпозвоночный …, а бывает и снаряд для
    метания (диск)
  • Они бывают компьютерные и рыболовецкие …
    (сети)

4. Вставьте гласные буквы в термины теории баз
данных.



ТЧК – ТОЧКА
ФРМ – ФОРМА
ЗПРС – ЗАПРОС
ПРЛЬ – ПАРОЛЬ
КДРВНЕ – КОДИРОВАНИЕ

5. Удерживая клавишу CTRL, щелкни и перейди к Презентации с
аплодисментами.

Учитель сообщает перечень тем индивидуальных
проектов в СУБД Access (Приложение
2
)

Защита проекта
Информационно-cправочная системы «Компоненты
ПК» (Приложение 3)

Демонстрация и показ ИСС

Вопросы учеников докладчику.

Защита проекта Электронная
энциклопедия «Пищевые растения».
Демонстрация и показ учеником электронной
энциклопедии. Вопросы учеников к докладчику.

Здоровье сберегающая минутка
– пословицы, поговорки, народные мудрости об
учебе и труде, подготовленные учениками.

Учащиеся говорят по очереди:

  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Семь раз отмерь, один раз – отрежь.
  • Хорошему надо учиться три года, а дурному –
    одного часа достаточно
  • Что делает отец, то старается и сын.
  • Один добрый пример лучше ста слов. Учись
    доброму, так худое на ум не пойдет.
  • Учение в детстве так не прочно, как гравировка
    на камне.
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
    Воспитанием решается участь человека
  • Ученье без уменья не польза, а беда. Недоучка
    хуже неученого.
  • Без старания нет и знания. Учись, размышляй,
    иначе толку не будет .
  • Понукание – не воспитание. Знание дерево, а дело
    плоды. Не бросай слова на ветер .
  • Чему учился, тому и научился. Слово – слово
    родит, третье слово – само бежит.
  • Азбука в мудрости – ступенька. Не всякое слово
    ставят в строку.
  • Грамоте учиться – вперед пригодится. Не давай
    волю языку, во пиру, во беседе, а сердцу во гневе.

Учитель делает заключение

Синквейн 1

Тема. – Базы
данных
Минимум слов
Какие?
Прилагательное:
упорядоченные,
надежные

– 2 слова
Что делать? Глагол: находить, хранить,
запрашивать
,
– 3 слова
Фраза: Храните сведения в базах
данных – это быстро и удобно
. – 4 слова
Существительное-ассоциация: Картотека

1 слова

Выводы учеников о данном занятии

Мне понравилось, я узнал, я
научился…

Заключение учителя. Мы показали свою
теоретическую и практическую подготовку по
теории построения ИС и РБД. На занятии были
использованы игровой метод, проблемно-поисковый
метод, самостоятельная исследовательская
работа, эвристическая беседа, проекты,
соревновательный прием. Всего учениками кружка
подготовлено 10 готовых проектов на разные
темы.
Спасибо за урок и до свидания – ученикам.

Список источников информации

  1. Безрукова В.С. Все о современном
    уроке: проблемы и решения. Книга 2, М., «Сентябрь»,
    2004 – 128 с.
  2. Волковенко Л.П. Результативный
    педагогический опыт. Сервер «Образование» г.
    Омск. Адрес на страницах Интернет. http://www.omsk.edu.ru/project/master/result.html
  3. Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П. Педагогические
    основы личностно-ориентирован­ного образования.
    Модульное пособие для дистанционного обучения.
    – Ростов н.Д.: Изд-во Рос­товского ИПК И ПРО, 2002. –
    47 с.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные
    технологии. – М.: Пед. Общество России, 2000.
  5. Кузьмин С.В. Организация
    инновационной деятельности педагогического
    коллектива образо­вательного учреждения:
    Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во
    ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.
  6. Сайт выпускникам школы . http://www.solnet.ee/holidays/s6_200.html
  7. Газета издательского дома Первое сентября «Информатика», 2005-2009гг.



Следующий: