Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания


Реализация планов долгосрочного развития экономики и
социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния
граждан, требует формирования человека нового типа – конкурентной, инициативной
личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения,
реализовать себя в условиях непрерывного обучения. Таков государственный заказ
системе образования, сформулированный Президентом РФ Д.А. Медведевым, в
Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” (2010г.) [1].

Важнейшим средством формирования и развития личности нового
типа в условиях информационного общества является профильное обучение. Оно
стало реальностью для многих российских школ. Его востребованность со стороны
школьника — главного участника образовательного процесса — вполне понятна, так
как именно такое обучение позволяет приобрести не только определенную сумму
знаний, но и способствует развитию его личности, познавательных и созидательных
способностей, необходимых для дальнейшего профессионального и личностного
самоопределения.

Этот процесс неразрывно связан с умением личности работать с
информацией, объем которой постоянно увеличивается. Федеральные государственные
образовательные стандарты по истории и обществознанию требуют от 15-16-летнего
молодого человека, осознанного умения “выделять вопросы для сравнения
информации из нескольких источников”; способностей “принимать решение о
завершении сбора информации; систематизировать данные; обосновывать
использование источников разного вида; делать выводы на основе критического
анализа; подтверждать вывод собственной аргументацией или данными” [2]. Опыт
работы автора настоящей статьи в классе социально-гуманитарного профиля
убеждает в том, что даже подготовленные учащиеся испытывают серьезные
затруднения в работе с информационными ресурсами, без которых абсолютно
немыслима подготовка проектов, докладов, рефератов, исследовательских работ, семинарских
и практических занятий. Серьезные дефициты российских учащихся в
сформированности ряда важных умений (осуществлять поиск информации по ключевым
словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на
основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований;
выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и
выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и
прикидки) подтверждают и результаты международного исследования PISA(Международная
программа по оценке образовательных достижений учащихся), проведенного в 2009 г. По перечисленным выше показателям российские школьники заняли 38-40-е места из 65 стран,
участвовавших в исследовании [3]. Таким образом, формирование умений и качеств,
необходимых для обучения в классах различного профиля, невозможно без
специально организованного учителем информационного сопровождения.

Под информационным сопровождением мы будем понимать
деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных
потребностей в предметной области.

Мы полагаем, что информационное сопровождение учащихся на
ступени профильного обучения включает:

  • обеспечение школьников достоверной информацией о
    материалах, рекомендуемых к использованию в учебном процессе в конкретной
    предметной области;
  • обучение школьников алгоритмам работы с информацией, в том
    числе размещенной в сети Интернет;
  • организацию предметных консультаций, в том числе с помощью
    информационно-коммуникационных технологий;
  • рецензирование и проверку учебных заданий, творческих
    работ учащихся, в том числе с помощью информационно-коммуникационных
    технологий.

Информационное сопровождение должно осуществляться
постоянно, однако особую роль оно играет в процессе подготовки к предметным
олимпиадам, научной работы, проекта, длительного отсутствия учащегося на
занятиях по болезни, отмены школьных занятий вследствие чрезвычайных
обстоятельств.

Информационное сопровождение учащихся на ступени профильного
обучения может осуществляться двумя способами. Первый — традиционный, когда
взаимодействие учителя и учащихся происходит непосредственно в процессе учебных
занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций. Второй – с помощью
информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии существенно расширяют
возможности учителя в организации информационного сопровождения школьников,
обучающихся в специализированных профильных классах.

Для стремительно развивающихся информационных технологий
сети Интернет проблема достоверности и качества информационных ресурсов становится
чрезвычайно актуальной. Эта ситуация ставит и учителя, и учащихся перед
серьезным выбором: на какие ресурсы опираться при изучении отдельных разделов
различных курсов, какие материалы использовать для подготовки проектов. Таким
образом, задача учителя — подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них
школьников. Информационные ресурсы, рекомендуемые учителем, могут быть
представлены в виде каталогов файлов, статей, а алгоритмы работы с информацией
изложены в специальном методическом пособии, представленном как в электронном,
так и “бумажном” вариантах.

Организация предметных консультаций, рецензирование и
проверка учебных заданий, творческих работ учащихся может осуществляться
несколькими способами.



Самый простой из них – электронная почта. Электронная почта
(E-mail) — система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими
доступ к компьютерной сети. Важным свойством электронной почты, привлекательным
для организации профильного обучения, является возможность реализации асинхронного
обмена информацией.

Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить
несколько команд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации.
Практически все учителя и учащиеся имеют сегодня почтовые ящики на различных
почтовых серверах. При таком варианте взаимодействия им остается только обменяться
адресами. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям
любую информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные,
звукозаписи и т.д.). Такая сервисная служба реализует:

  • редактирование документов перед передачей,
  • хранение документов и сообщений,
  • пересылку корреспонденции,
  • проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,
  • выдачу подтверждения о получении корреспонденции
    адресатом,
  • получение и хранение информации,
  • просмотр полученной корреспонденции [4].

Электронная почта позволяет учащимся задавать вопросы
учителю и получать ответы на них; пересылать выполненные задания,
исследовательские работы, проекты, как уже законченные, так и находящиеся в
процессе разработки, для получения отметок, комментариев, методических
рекомендаций; а учителю — высылать учащимся планы семинарских занятий, списки
литературы к различным курсам, методические пособия, ссылки на различные
веб-ресурсы, причем осуществлять такие рассылки сразу по нескольким адресам
(почтовые списки). Таким образом, например, была подготовлена
работа ученицы 10 класса “Рыцарь долга и чести” (о генерале В.О.Каппеле),
занявшая I место на окружной и II место на областной
научно-практической конференции учащихся.



Наличие у учителя собственного сайта в сети Интернет
существенно расширяет возможности информационного сопровождения учащихся
профильных классов в предметной области. На своем сайте учитель может создать
специальную страницу “Профильное обучение”, где будет размещать методические
рекомендации, списки литературы, ссылки на необходимые школьникам веб-ресурсы,
планы семинарских занятий, наиболее интересные работы самих учащихся профильных
классов.

Большинство бесплатных хостингов, предоставляющих
возможность создания веб-сайта, предлагают стандартные модули, которые также
могут быть использованы в процессе информационного сопровождения учащихся
профильных классов. Например, в новостном модуле учитель может разместить объявления
о появлении новых материалов на странице “Профильное обучение”; модули
“Вопрос-ответ” (FAQ) и “Мини-чат” позволяют давать
короткие консультации учащимся по различным вопросам. В модуле “Форум” не
только учитель будет организатором консультационных линий в предметной области,
но и сами учащиеся смогут создавать темы для обсуждения.



Информационное сопровождение учащихся профильных классов
может осуществляться и с помощью программы Скайп (Skype). Скайп (Skype) – это
программа, позволяющая общаться через сеть Интернет со своими учениками,
коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Возможности программы
чрезвычайно велики. Она позволяет: вести индивидуальную переписку, обмениваться
сообщениями с различными корреспондентами, так же как и в других программах
вида ICQ; при наличии микрофона и наушников общение происходит так, как оно
осуществляется по телефону, а при наличии веб-камеры разговор превращается в
видеоконференцию. Скайп (Skype) позволяет организовать общение в чате как с
одним человеком, так и с десятками тех, будет в него приглашен. Таким образом,
общение учителя и учеников, учеников между собой превратится в телеконференцию.

Телеконференция — это конференция, проводимая между
удаленными участниками с помощью телекоммуникационных технологий. Любой ее
участник может: послать свое сообщение, высказав в нем свое мнение по поводу
обсуждаемого предмета, которое после его размещения на сайте конференции или в
области сообщений, сразу же попадает в поле зрения всех участников конференции
и вызовет их ответные сообщения; задать свои вопросы участникам телеконференции
- ученикам или учителю; ответить на вопросы других участников и модератора,
высказывая свое мнение или делясь информацией с другими; читать сообщения
других; участвовать в дискуссии. При этом важно, не упуская предмет обсуждения
из виду, лаконично, понятно и достаточно аргументировано выразить свою мысль.
Сообщение должно быть корректным и предполагать возможность дальнейшего
обсуждения; отсылать свои сообщения в адрес учеников или учителя в любое время
в рамках телеконференции; одновременно участвовать в обсуждении сразу
нескольких тематических направлений [4] .

Так же, как и в других программах, Скайп (Skype) позволяет
пересылать файлы, вести записную книгу, получать новости, заходить на другие
конференции, тема которых интересна учителю и ученикам, а также позволяет
осуществлять поиск информации, не закрывая программы, с помощью панели
инструментов Google (панель инструментов настраивается при установке
программы). Программа Скайп (Skype) работает на самых известных платформах:
Windows, Linux, Mac OS X, Pocket PC.

Процесс становления новой системы образования сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают
место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает
практика, без них уже невозможно представить ни современную школу, ни
современного человека. Практика показывает, что использование ИКТ в организации
процесса информационного сопровождения учащихся профильных классов приводит к
повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации
и дифференциации, создания дополнительной мотивации к обучению, следовательно,
способствует формированию компетентной, конкурентной, самостоятельной,
инициативной личности.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая
школа”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mon.gov.ru/dok/akt/6591-05.11.2010.

2. Сборник нормативных документов. История. Сост.
Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.

3. Исследования: PISA — 2009. Результаты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09.htm
- 05.01.2011

4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование
информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/autor.html
- 05.11.2010




Следующий: