Информационное образовательное пространство школы

Современное образовательное учреждение (к
числу которых мы относим и нашу школу) стремится
к интеграции в высокотехнологичную среду. И если
10 лет назад в образовательном процессе в
основном доминировало изучение информатики и
освоение компьютера, то последние годы на первый
план постепенно стали выходить информационные
технологии,
представляющие собой методы и
средства получения, преобразования, передачи,
хранения и использования информации в
образовательном процессе.

Информационно-образовательное пространство
школы мы определяем как пространство
осуществления личностных изменений людей
(педагогов и учащихся) в образовательных целях на
основе использования современных
информационных технологий.

Информационные технологии в образовании
относятся к важнейшим компонентам современных
образовательных систем всех ступеней и уровней.
Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются
новые возможности для всех участников
образовательного процесса: от сокращения
времени на поиск и доступ к необходимой
информации, ускорения обновления содержания
образования до повышения уровня
индивидуализации образования, его личностной
ориентации.

В нашей школе накоплен большой опыт
использования ИТ в учебной и методической
работе, ведётся поиск наиболее интересных и
эффективных приложений и компьютерных программ.
В настоящее время информационные технологии в
нашей школе используются в образовательном
процессе в следующих направлениях:

  • при подготовке и проведении уроков,
  • для создания авторских мультимедийных пособий,
  • в рамках индивидуальной и групповой проектной
    деятельности,
  • в управлении образовательным процессом.

Одним из необходимых условий использования ИТ
в школе является наличие современного уровня
информационной культуры педагогов. Решение
проблемы учителей–предметников в освоении
компьютера и информационных технологий не менее
важная, чем изучение информатики учениками. В
нашей школе все учителя прошли курсовую
подготовку и являются пользователями ПК. Весь
год работает постоянно действующий семинар “ИТ
в образовательном пространстве школы” и
проводятся индивидуальные консультации.

“Принудительная” необходимость
использования компьютера для ведения
электронного журнала (размещён на компьютере в
учительской), отсутствие лазеек обхождения его
применения в практике работы с родителями,
привела к тому, что не только учителя, но и
воспитатели освоили приёмы использования
компьютера в корпоративной компьютерной сети
школы.

Самым простым вариантом информатизации урока
является использование электронных учебников и
мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках
для демонстрации при объяснении нового
материала, закрепления пройденного, обобщении и
систематизации знаний. Использование
мультимедийных компакт дисков в виде текстовой,
графической, аудио- и видеоинформации
обеспечивает эффективность обучения детей с
разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать
процесс зрительного восприятия и увеличить
демонстрационный эффект урока, в кабинете
информатики имеется компьютер с видеовыходом на
экран большого телевизора. А для работы в других
кабинетах — компьютеры и мультимедийный
проектор.

Более опытные педагоги наряду с готовыми CD
используют авторские мультимедийные пособия.
Это учителя химии, математики, иностранных
языков, географии, физики.

Наши учащиеся, особенно старшеклассники, имеют
возможность работать с электронными учебными
пособиями из медиатеки школы индивидуально (беря
их домой) или в малых группах (работая в кабинете
ИВТ или библиотеке). Такая работа особенно
актуальна для тех учащихся, которые желают
наверстать пропущенные темы (часто болеющие
дети) или потренироваться перед зачётом,
повторить материал для подготовки в вуз. Умение
самостоятельно работать в мультимедийной
образовательной среде способствует реализации
принципа непрерывного самообразования, который
диктуется динамикой развития современного
общества.

Возможность работы с большими группами
школьников (и с классов в целом) одновременно
предоставляют нам тренажёрные и тестовые
программы. Так, например, для освоения и
закрепления навыков пунктуации и орфографии, а
также быстрого контроля, учителя русского языка
и литературы используют программу “Грамотей”.
Школой приобретена программа “Конструктор
тестов”, в которой учителями составляются
авторские тесты по всем предметам. Локальная
сеть кабинета информатики позволяет работать с
тестами практически со всем классом
одновременно. А электронные журналы программы
фиксируют ответы, позволяют систематизировать
ошибки и распечатывать результаты.



Следующим направлением использования ИТ в
образовательном процессе является проведение
интегрированных уроков в методике презентаций и
проектная деятельность, которая предусматривает
видео и компьютерные презентации. Ежегодно в
школе проводится Фестиваль учебных проектов, на
котором учащиеся 8-11 классов защищают свои
проекты. Лучшие работы направляются на областной
и всероссийские конкурсы. Одним из практических
результатов проектной деятельности
старшеклассников явилось создание школьного
сайта в Интернете. Веб-страницы сайта
рассказывают о жизни школы, её истории, кадрах,
традициях и т.п. В разделе “Дистанционное
обучение” можно найти задания, образцы и
рекомендации по изучению текущих тем по всем
предметам.

Существующие ресурсы Интернет, хотя и
ориентированы на конечного пользователя ПК, а не
на систему образования, тем не менее
используются нами в преподавании различных
дисциплин. Возможны 3 варианта использования в
зависимости от целей, которые ставит учитель при
подготовке занятия.

Вариант первый

- простейший. Учитель
использует ресурсы Интернет только как
вспомогательный материал для подготовки
конспекта занятий и дидактических материалов
для учащихся. В этом случае занятие может
проводиться в обычном классе без доступа в
Интернет.

Вариант второй:

проведение занятий с
опосредованным доступом учащихся к
информационным ресурсам. В этом случае учитель
при подготовке к занятию заранее готовит
необходимую подборку материалов из Интернет (на
дискетах). Занятие проводится в компьютерном
классе (наличие Интрасети).

Вариант третий:

непосредственный доступ к
информационным ресурсам в режиме on-lain по заранее
подготовленным адресам. Такую технологию можно
использовать и для обычных уроков, и для
факультативных занятий, и для самостоятельной
работы учащихся при выполнении ими творческих
заданий.

Формирование собственных информационных
массивов, введение электронного
документооборота привело нас к необходимости
создания Интранета (корпоративной
компьютерной сети школы). Документы, формируемые
в подразделениях, являются частью
общесистемного документооборота и доступны в
любой части системы для лица, имеющего
соответствующий уровень доступа к информации.

Корпоративная сеть школы предоставляет
достоверную информацию для анализа качества
обучения при работе с электронными версиями
классных журналов в среде Excel на компьютере в
учительской для учителей и на компьютерах
администраторов. Это и доступ к методической
копилке учителей, и к авторским работам учащихся
(рефераты, стихи, рассказы), размещаемым через
компьютер в библиотеке. Там же можно почитать
электронные версии наших газет “Гимназические
вести” и “Интеллектуальный клуб”, ознакомиться
с информацией Доски объявлений. Родители
учащихся имеют возможность выхода в
корпоративную сеть школы через компьютер,
установленный в вестибюле у входа в школу.

Экономия бумаги, режим экономной работы
печатающей и множительной техники заставил нас
отказаться и от традиционной формы подготовки и
проведения психолого-педагогических
консилиумов. Теперь на всех этапах подготовки
задействованы компьютеры и Интранет
(тестирование учащихся, диагностика психологов,
результаты диагностики воспитателей,
анкетирования учителей, сводные и итоговые
таблицы, рекомендации). Проводится психолого –
педагогический консилиум в кабинете ИВТ, где все
учителя, медики, воспитатели имеют возможность
увидеть необходимую информацию как на мониторах
компьютеров в сети кабинета, так и на
демонстрационном экране.

Внедрение в образование новых информационных
технологий повышает общий уровень учебного
процесса, усиливает мотивацию обучения и
познавательную активность учащихся, постоянно
поддерживает учителей в состоянии творческого
поиска дидактических новаций. Компьютеры в
образовании постепенно превращаются из
инструмента для преподавания в мощное средство
развития всего образовательно-воспитательного
комплекса. Задачи сегодняшнего этапа
информатизации в школе – это переход от
вариантов проникающей информационной
технологии к варианту монотехнологии, когда всё
обучение, мониторинг, диагностика, управление ОУ
опирается на применение компьютеров.




Следующий: