Информационно–педагогический модуль Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы


Условия возникновения, становления опыта.

Современная педагогика все чаще обращается к
ребенку как субъекту учебной деятельности,
стремящемуся к самоопределению и
самореализации. Необходимость развития личности
каждого ребенка, его индивидуальных
способностей и личностных качеств — основная
цель школьного образования. Новые методики,
программы, технологии не должны становиться
самоцелью, главное — подготовить и вырастить
человека думающего и чувствующего, который не
только обладает определенной суммой знаний, но
умеет использовать эти знания в жизни, умеет
действовать адекватно любой ситуации, быстро и
разумно решать проблемы на разных уровнях
(житейских, профессиональных, учебных,
нравственных). Иначе говоря, не только научить, а
научить учиться.

Русский язык и литература традиционно
считаются в школе трудными предметами,
вызывающими тревожность, неуверенность в своих
силах. Если ученик допускает много ошибок в своей
работе, то это говорит о необходимости
дополнительной практики и большей тренировки,
чтобы овладеть необходимым умением или знанием.
Следовательно, нужно предоставить нашим
ученикам возможность дополнительной практики,
причем в таком объеме, пока они ( каждый в
отдельности и все вместе) не овладеют знанием в
достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с
преобладанием фронтальных видов деятельности), в
котором сильный ученик всегда в выигрыше: он
быстрее «схватывает» новый материал , быстрее
его усваивает, и учитель в большей мере опирается
именно на него. А слабый раз от разу становится
еще слабее, поскольку ему не хватает времени,
чтобы все четко понять, ему не хватает характера,
чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он
не может быстро и правильно отвечать и только
«тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему
успеху. А если ученик обучается индивидуально,
тогда он замыкается на себе, на своих удачах и
неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у
соседа. Если материал ему не дается — это его
проблемы.

Моя задача — создать условия для
самовыражения, развития каждого учащегося на
уровне его возможностей и способностей,
формирование коммуникативных умений и навыков.

Из перечисленных проблем возникла
необходимость поиска альтернативы традиционным
методам, так как традиционная система
образования не дает возможности широко
осуществлять личностно ориентированный подход к
учащимся.

В своей педагогической деятельности я
столкнулась со следующими проблемами:

  • между основами традиционного обучения
    школьников и новыми технологиями;
  • между упрощенными вариантами контроля,
    ориентирующими детей на запоминание, а не на
    анализ, сравнение, творчество;
  • усвоение материала частично происходит на
    уроке, а в основном — дома, а ведь не секрет, что
    добросовестные дети перегружены домашними
    заданиями, что приводит к ухудшению здоровья.

Обозначить проблемы — полдела, а вот найти пути
их решения?!

Где искать? В методической литературе, в
педагогическом опыте, позволившем решить эти
проблемы и устранить противоречия:

  • между фронтальными формами обучения и
    индивидуальным темпом учебно-познавательной
    деятельности ученика;
  • стремление ребят к самостоятельности в работе и
    неумение организовать свою учебно -
    познавательную деятельность и управлять ею;
  • стремление работать в группе и неумение
    работать в коллективах;
  • необходимостью развивать творческий потенциал
    каждого ученика и отсутствием условий работы с
    каждым.

Актуальность и перспективность опыта.

Исходя из выше изложенного, необходимо было
выбрать технологию обучения, которая позволила
бы практически решить эти противоречия, создать
условия для развития способностей учащихся к
самообразованию и самореализации.

В связи с этим я считаю целесообразным перейти

  • от педагогики принуждения — к педагогике
    сотрудничества, преимуществом которой является:
  • в результате регулярно повторяющихся
    упражнений совершенствуются навыки логического
    мышления и понимания;
  • в процессе речи развиваются навыки
    мыследеятельности, включается работа памяти,
    идет мобилизация и актуализация предшествующего
    опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя расковано, работает в
    индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои
    успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа
    продвижения одних и в понукании других учащихся,
    что позитивно сказывается на микроклимате в
    коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности,
    своих возможностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими
    партнерами увеличивает число ассоциативных
    связей, а , следовательно, обеспечивает более
    прочное усвоение;
  • овладение ЗУН каждым учеником на уровне,
    соответствующем его индивидуальным
    особенностям развития;
  • сотрудничество сильных, средних и слабых
    учеников. Такое сотрудничество разных по уровню
    успеваемости детей приводит к тому, что слабые
    доходят до уровня среднего, а средние до уровня
    сильного ученика;
  • важен эффект социализации, формирования
    коммуникативных умений.

Теоретическая база опыта

В своем опыте работы ориентируюсь на создание
доброжелательной обстановки при совместной
работе учителя и ученика (гуманно личностная
технология Ш.А.Амонашвили), на развитие
творческих качеств личности (И.П.Волков). В своей
работе опираюсь на вариант метода обучения в
сотрудничестве, разработанный в университете
Джона Хопкинса «Обучение в команде»(Р.Славин,
Р.и Д.Джонсон, Дж .Аронсон). Теоретической базой
для моей педагогической деятельности послужили
также работы И.С. Якиманской по личностно
ориентированному развивающему обучению.
«Преподавание литературы как предмета,
формирующего человека» Е.Н.Ильина и использую
отдельные методики коллективного способа
обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко.

Внедрение учителем русского языка и литературы
в практическую деятельность обучения в
сотрудничестве обеспечит:

  • повышение качества образования;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • развитие устойчивого интереса к изучению
    русского языка и литературы;
  • успешную самореализацию;
  • сотрудничество учителя и ученика.

Главным в условиях обучения в сотрудничестве
является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить
любые проблемы, разделить радость успеха или
горечь неудачи.

Главная идея обучения в сотрудничестве -
учиться вместе. А не просто что-то выполнять
вместе!



Сущность опыта

Обучение в сотрудничестве предполагает именно
сотрудничество, а не соревнование. Равные
возможности предполагают, что любой ученик
должен совершенствовать свои собственные
достижения. Это значит, что каждый ученик учится
в силу собственных возможностей, способностей и
потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает
максимум усилий — каждый для достижения своего
уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в
группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и
другой сделал, что мог. А учитель приобретает
роль организатора самостоятельной,
познавательной , исследовательской , творческой
деятельности учащихся. Его задача больше не
сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Роль учителя — помочь ученикам самостоятельно
добыть нужные знания, критически осмыслить
полученную информацию, уметь делать выводы,
аргументировать их.

Новизна

Применяю элементы технологии обучения в
сотрудничестве, делая ставку на работу в малых
группах, основываясь на принцип вариативности,
дающий возможность выбирать, компоновать
известные элементы с собственными разработками.
Технология должна постоянно обновляться новыми
методами и приемами, а проверка этих внедрений -
результаты работ ребят.

Продуктивность опыта заключается в том, что
такая система работы позволяет создать между
учителем и учеником атмосферу сотрудничества и
взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в
знаниях и умениях, шире использовать
познавательные возможности учеников, особенно
сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и
воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими
составляющими:

  • диагностика первоначальных знаний и умений по
    предмету;
  • определение базового уровня подготовки
    учащихся;
  • тематическое планирование уроков с применением
    данной технологии ;
  • организация малых групп;
  • обучение поведению при работе в малых группах;
  • оценивание работы группы;
  • итоговый контроль знаний и умений.

Адресная направленность, возможность
внедрения опыта

Обучение в сотрудничестве приемлемо для
использования в любом образовательном
учреждении. Возможность внедрения опыта
заключается в организации и управлении обучения
к особенностям малых групп учащихся, ее контроль
представляют интересную область поиска для
любого творчески работающего учителя.

Желание учителя, достаточное наличие
учебно-методического комплекса: карточек -
заданий для малых групп, специальных
дидактических материалов -делают возможным
освоение данного опыта.



Технология опыта

С чего же начать? А начинать нужно с планировки
помещения, с размещения рабочих мест детей, чтобы
они могли, прежде всего, общаться в процессе
совместной деятельности. Для этого они должны,
конечно же, видеть лица друг друга. Ставим столы
либо углом один к другому (для работы в тройках),
либо по два стола (для работы в четверках,
шестерках). И именно это будет определять
приоритетные виды деятельности на уроке,
самостоятельную совместную деятельность.

Следующий шаг — обучение культуре общения в
группе.

Для этого я разработала памятку работы в
группе:

Работа в малых группах
  • взаимодействовать в группе с любым партнером
    или партнерами
  • работать активно, серьезно относясь к
    порученному заданию
  • вежливо и доброжелательно общаться с
    партнерами
  • испытывать чувство ответственности не только
    за собственные успехи, но и за успехи своих
    партнеров, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в
    группах — это серьезный и ответственный труд

Что же дальше? Деление класса на группы
(поначалу группы не стоит делать большими). В
каждой группе должны быть сильный, средний и
слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно
наметить, какие роли предусматривает
деятельность учащихся в группах. Они сами
определяют, кто какую роль способен выполнять, но
они должны знать, какие могут быть роли ( лучше
записать на доске):

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение
    задания)
  • редактора (проверяющего правильность
    выполнения)
  • оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику
    оформления) и т.д.

Возможны разные варианты метода обучения в
сотрудничестве:

В своей работе я использую метод обучения в
команде,
отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах,
  • командно-игровая деятельность,
  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому
    сочинению,
  • индивидуализация обучения в командах.

Содержание работы по внедрению технологии
обучения в сотрудничестве предполагает
несколько этапов:

1. Организационный,

когда происходит
формирование групп с учетом уровня обученности,
личных симпатий учеников друг к другу;
происходит размещение учащихся по рабочим
местам, что способствует общению в процессе
совместной деятельности; повторяется памятка
«Работа в малых группах».

2. Этап выполнения задания,

когда
определяется учебно-познавательная цель;
происходит определение вида деятельности
группы; распределение заданий по группам;
деление заданий на логические части;
распределение ролей среди учащихся каждой
группы», выполнение заданий по принципу »
вертушки», «пилы» либо по частям.

3. Этап обсуждения заданий группами,

который
включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль

— учащиеся выполняют
самостоятельно предложенное задание. Учитель
может провести проверочную работу, дать
индивидуальные тесты.

5. Обсуждение достигнутых результатов,

где
учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в
процессе работы, о путях их преодоления. Учитель
подводит итог урока, формулирует выводы.

Варианты применения на практике элементов
обучения в сотрудничестве на уроках русского
языка и литературы:

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики
разбиваются на пары. Пока учитель работает с
одними парами чтецов, другие самостоятельно
читают друг другу; составляют план пересказа,
выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы
по тексту; практикуются в правописании, работают
со словарем.

На уроках русского языка и литературы в 6 — 7
классах я использую метод сотрудничества при
проверке домашнего задания (как правило, в начале
урока). Ребятам предлагается » по вертушке» или
иным способом проверить правильность выполнения
домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый
ученик аргументировал свое решение. Если у
кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но
только после того, как ученик поймет, почему
сделано исправление. Затем ребята могут сложить
вместе свои тетради (3-4), подписавшись под
выполненным заданием. Это означает, что все
согласны с таким решением. Вот теперь будет
вполне справедливо, если учитель при проверке
тетрадей (одной из трех) или при устном
фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

Метод обучения в сотрудничестве я использую и
при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю
возможность учащимся самостоятельно
разобраться с новым материалом, приучая ребят к
сложной и кропотливой работе с информацией, к
аналитической работе.

Урок по теме «Причастие».

Учащимся 6-го класса предлагаю в парах
самостоятельно ознакомиться с новым материалом,
используя учебник. При этом один из партнеров
исполняет роль диктора (он медленно и с
выражением читает правила и теоретический
материал по учебнику), а другой — роль художника
(он должен на основе восприятия материала на слух
нарисовать схему-сигнал — графически отобразить
правила). Сначала схема отображает ключевые
слова-понятия: «Причастие- форма глагола», затем
грамматические признаки — схема разрастается в
паутину и, наконец, приводятся примеры.

Таким образом, ученики в наглядной форме
устанавливают связи, зависимости различных
признаков глагольной формы — причастия. Их
задача — не просто установить эти зависимости,
но и сформулировать правила и привести
собственные примеры. При изучении этой темы
можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли
высказать свое мнение в отношении того, что же
такое причастие, аргументировать ее. Выступают
все члены каждой группы. В качестве домашнего
задания предлагаю написать сочинение на тему »
Причастие», жанр выбирают сами.



Усвоение нового материала

После того, как учитель объяснил новый
материал, учащиеся объединяются в группы по
три-четыре ученика. Возможны два варианта
организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна (своя)
проблема, один текст и серия вопросов (заданий к
ним, на которые должна ответить эта группа).
Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и
договариваются между собой, кто в каком вопросе
будет разбираться (по методу «пилы») с тем, чтобы
затем выполнить часть общего задания и, если у
кого-то из группы возникнут проблемы по тому или
иному вопросу, быть в состоянии доходчиво
объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы
должен понять весь материал и быть готовым
ответить на любой вопрос.

Когда группы справятся с работой, учитель
организует общее обсуждение, в котором участвуют
все учащиеся, отвечая на вопросы учителя,
дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы
не ставятся, но оцениваются (качественно, не в
баллах) различные формы взаимопомощи и
результативность сотрудничества.

Вариант 2

Учащимся предлагаются одинаковые задания по
изучаемому материалу для всех групп. Но при этом
каждый член группы получает тему, которую
разрабатывает особенно тщательно и становится в
ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из
разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят
индивидуальный контрольный срез, который и
оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей
суммы баллов, награждается.

Вариант 2 можно использовать в старших классах
при изучении биографического материала.
Например, в теме «Биография выдающегося
писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни,
творчество этого периода, последние годы жизни и
т.д. Каждый член группы находит материал по своей
части. Затем ребята, изучающие один и тот же
вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией по
данному вопросу. Это называется «встречей
экспертов». Затем они возвращаются в свои группы
и обучают всему новому, что узнали о своей части
задания.

Я считаю, что такой метод дает возможность
освоить материал всех фрагментов и таким образом
изучить всю биографию писателя. Нужно только
внимательно слушать партнера по команде и делать
записи в тетрадях.

На заключительном этапе учитель может
попросить любого ученика команды ответить на
любой вопрос или предложить тест.

Совокупность всех перечисленных вариантов
решения конкретных дидактических задач
позволяет наиболее полно реализовать личностно
ориентированный подход в различных
педагогических ситуациях.

Использование элементов технологии обучения в
сотрудничестве на уроках русского языка и
литературы способствует повышению:

  • мотивации учащихся;
  • уровню сформированности ОУУН в соответствии с
    индивидуальными особенностями развития
    школьников;
  • уровня сотрудничества учащихся.

Из этого следует, что использование технологии
обучения в сотрудничестве способствует
повышению эффективности уроков русского языка и
литературы.

Результативность опыта

Можно проследить по следующим фактам

  • повысился уровень обученности учащихся( 50 до 62%)
  • высокий уровень творческой активности по
    предметам

Учащиеся активно принимают участие в конкурсах
и занимают призовые места:

  • 2005 г. — городской конкурс » Радуга профессий», 2
    лауреата конкурса;
  • 2005 г. — диплом I степени в городском
    конкурсе-фестивале исполнителей
    художественного чтения;
  • 2006г. — 3 место в городском конкурсе «Безопасное
    колесо», (инсценирование художественного
    произведения);
  • 2007 г. -2 место в городской предметной олимпиаде
    школьников 5-8 классов по русскому языку;

В 2006, 2007, 2008 годах приняли участие в олимпиаде
Уральского федерального округа;

В 2007-2008 учебном году учащиеся впервые приняли
участие во Всероссийском конкурсе «Русский
Медвежонок»;

2007-2008 г. — дипломант городской научно -
исследовательской конференции по теме
«Фантастика и реальность в произведениях
Н.В.Гоголя»;

2008 г — 3 место в городском конкурсе «Радуга
профессий»;

- данный опыт работы обобщен и распространен в
образовательном учреждении МОУ СОШ № 6;

- выступила на городском семинаре-практикуме по
теме «Развитие творческих способностей,
направленных на формирование мотивации и
познавательной активности учащихся на уроках
русского языка и литературы»;

- данный опыт обобщен и распространен на уровне
города;

- данный опыт работы обобщен и распространен в
образовательном учреждении МОУ СОШ № 6;

- выступила на городском семинаре-практикуме по
теме «Развитие творческих способностей,
направленных на формирование мотивации и
познавательной активности учащихся на уроках
русского языка и литературы»;

- данный опыт обобщен и распространен на уровне
города;

- моя разработка открытого урока вошла в
сборник методических материалов «Из опыта
работы учителей русского языка и литературы школ
города».

Анализируя данные результаты, я пришла к
выводу, что поставленная модель обучения дает
положительные результаты.

Используемая литература.

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные
    технологии: Учебно-методическое пособие.
  2. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических
    технологий.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения.
  4. Новые педагогические и информационные
    технологии в системе образования /Под ред.
    Е.С.Полат.
  5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках
    иностранного языка.
  6. Селевко Г.В. Современные образовательные
    технологии.
  7. Якиманская И.С. Технология личностно
    ориентированного обучения.



Следующий: