Информационно-методическая работа по подготовке учащихся к ГИА

Меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности участников образовательного процесса. И один из важнейших моментов этого изменения переход к обязательной ГИА в независимой форме обучающихся 9-х классов, освоивших программы основного общего образования.

Работа по переходу на оценивание индивидуальных образовательных достижений обучающихся 9-х классов в независимой форме началась в 2003 году в рамках апробации федерального эксперимента.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в условиях построения общероссийской системы качества образования имеет свои особенности и механизмы:

  1. разделение функций обучения и проверки учебных достижений обучаемых: экзаменационные работы проверяются независимыми экспертами;
  2. анонимность проверки экзаменационных работ учащихся;
  3. адекватность организационной схемы проведения экзамена задачам аттестации обучающихся 9-х классов;
  4. преемственность с действующей системой итоговой аттестации;
  5. обеспечение более глубокой дифференциации подготовки учащихся;
  6. реализация современных представлений о сущности образовательных достижений учащихся;
  7. открытость и прозрачность системы оценивания.

Основными задачами проведения ГИА обучающихся 9-х классов в независимой форме являются:

  • создание условий для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе;
  • формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в условиях проведения государственной аккредитации ОУ;
  • создание механизмов комплектования профильных классов;
  • подготовка к ЕГЭ;
  • выработка единого уровня требований к образовательным достижениям обучающихся;
  • определение образовательного рейтинга обучающихся 9-х классов.

В связи с этим подготовка к ГИА в независимой форме начинается задолго до окончания учащимися 9-ти классов. Уже в 4 классе проводится мониторинг знаний учащихся в тестовой форме не только по привычным письменным предметам, но и по предметам традиционно считавшимися устными.

Входные контрольные работы в 5-ом классе, текущие контрольные работы и контрольные работы на промежуточной аттестации проводятся в тестовой форме и в условиях, приближенных к государственной (итоговой) аттестации.

Вопросы по выработке рекомендаций для проведения данных контрольных работ рассматриваются на заседаниях школьных методических объединениях, заседаниях педагогических советов. Примером серьёзного обсуждения данной темы стал педагогический совет «Деятельность учителя на уроке», который состоялся в октябре этого учебного года.



Мы пришли к выводу, что работа учителя по подготовке к итоговой аттестации складывается из трёх основных этапов.

На первом (подготовительном) этапе учитель должен ещё раз обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения предмету, с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 9-х классов.

На втором (организационном) этапе необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.

На третьем (содержательном) этапе учитель ещё раз должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 9-х классов, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к ГИА таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднения у большинства обучающихся.

Но успешность организационного этапа зависит не только от учителя и в связи с этим в начале каждого учебного года с родителями учащихся 8-х и 9-х классов проводятся информационные родительские собрания, на которых родителей знакомят с положением о предпрофильной подготовке и профильном обучении, с положением о ГИА, нацеливают на обдуманный выбор учащимися предметов для сдачи на итоговой аттестации в соответствии с будущим профилем обучения. Затем эта тема обсуждается на родительских и ученических собраниях ещё ни один раз. Итогом этой работы является выбор учащимися после окончания 9-го класса своего дальнейшего образовательного маршрута.

Важным моментом в реализации третьего (содержательного) этапа является системная работа по отработке навыков выполнения тестовых заданий. Это и разбор демоверсий, призванных дать общее представление о содержании и структуре экзаменационной работы, уровне сложности, характере предлагаемых заданий, и проведение репетиционных экзаменов различного уровня (школьного, регионального и федерального) и применение типовых заданий для текущей аттестации.

Так в этом учебном году на школьном уровне (по материалам экзаменов прошлого учебного года) проведены репетиционные экзамены по всем предметам, изучаемым в 9 классе, проводятся все диагностические и тренировочные работы в рамках СтатГрада.




Следующий: