Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы


В современном обществе успешным человеком
считается тот, кто способен организовать свою
жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые
ресурсы, наметить план действий и, осуществив
его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей. Социологические исследования,
проведенные в экономически развитых странах
мира, показали, что большинство современных
политических лидеров, воротил бизнеса, новаторов
в искусстве и спорте — это люди, обладающие
проектным типом мышления. В современной школе
есть все возможности для развития проектного
мышления с помощью особого вида деятельности
учащихся — проектной деятельности.

Использование информационно-компьютерных
технологий открывает для учителя новые
возможности в преподавании своего предмета.
Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ
дает детям возможность для размышления, и
участия в создании элементов урока, что
способствует развитию интереса школьников к
предмету. Классические и интегрированные уроки в
сопровождении мультимедийных презентаций, on-line
тестов и программных продуктов позволили
учащимся углубить знания, полученные ранее, как
говорится в английской пословице — “Я услышал и
забыл, я увидел и запомнил”.
Применение
современных технологий в образовании создает
благоприятные условия для формирования личности
учащихся и отвечает запросам современного
общества. Здесь имеется в виду умение грамотно
пользоваться источниками информации, оценивать
ее достоверность, соотносить новую информацию с
полученными ранее знаниями, умение правильно
организовать информационный процесс.

Можно добиться больших успехов в
информационном развитии обычной школы, если в
этот процесс включиться всем
учителям-предметникам. Роль учителя информатики
существенно возрастает, т.к. он является
координатором информатизации образования и
организатором информационного пространства
школы.

В Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года поставлена
важная задача: подготовить подрастающее
поколение к жизни в быстро меняющемся
информационном обществе, в мире, в котором
ускоряется процесс появления новых знаний,
постоянно возникает потребность в новых
профессиях, в непрерывном повышении
квалификации. И ключевую роль в решении этих
задач играет владение современным человеком ИКТ.
В связи с изменением доминанты профессиональной
деятельности и увеличением доли информационного
сектора в экономике необходимо готовить
школьников к разнообразным видам деятельности,
связанным с обработкой информации, в частности,
освоении средств информатизации и ИКТ. Особо
следует отметить важность начальной подготовки
в области управления и новаторства. Ведь
известно, что развитые в технологическом
отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят
в этом залог успешного государственного и
экономического развития.

Информационная подготовка предполагает
симбиоз общественно-научных и информационных
знаний, с помощью которых учащиеся способны
преобразовывать и создавать новый мир.

В процессе подготовки решаются задачи,
связанные с определением того, что должен знать
школьник в соответствии с требованиями
стандарта по информатике, как эти знания он будет
применять в учебной деятельности, какими
качествами личности он должен обладать, чтобы
знания и умения давали наилучший результат.

Причем внедрение современных информационных
технологий обучения должно быть постепенным: от
использования некоторых элементов урока с
использованием ИКТ в привычном учебном
материале до использования электронных
учебников.

Сегодня есть все основания утверждать, что
проектная деятельность, где за основу берется
познавательный интерес — это только первое
приближение к формированию познавательной
активности учащихся. Метод проектов находит всё
большее распространение в системе образования,
так как любая его форма это одновременно поиск,
обработка, критическое осмысление,
систематизация, презентация и оценка полученных
результатов собственного труда обучающимися.



Вовлечение учащихся в проектную деятельность
происходит постепенно. Рассматривая опыт работы
по проектной деятельности в нашей школе, можно
констатировать, что интерес к самостоятельной
работе появляется уже с младшего звена школы.
Ведь дети с раннего возраста обладают навыками
исследования, и надо лишь научить их
использовать ИКТ для достижения поставленных
ими же самими целей. Они обладают необходимыми
волевыми качествами, чтобы преодолевать
возникающие трудности и не утрачивать интерес к
длительной работе, способны не терять из поля
зрения интересующую их значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет
удовлетворить важные потребности подростков,
учесть их психологические особенности и
минимизировать отрицательные проявления
подросткового кризиса.
В этом учебном году на окружные, городские и
всероссийские конкурсы ученических проектов
были представлены 15 проектных работ учеников
нашей школы с 7-го по 11 класс, использующих
проектную деятельность как одну из форм
организации учебного и внеучебного процессов.
Анализируя эти работы, отметим, что каждый
групповой или персональный проект — это
тьюторская деятельность учителя, а главное
самостоятельная работа, осуществляемая учащимся
на протяжении длительного периода, иногда в
течение почти всего учебного года. Результаты
оценки жюри наших проектов очень порадовали нас
– призовые места получили 11 работ.

Для большей заинтересованности учащегося
проект должен иметь личностно значимую цель,
сформулированную в виде проблемы, решая которую,
автор работы определяют свою стратегию и
тактику, распределяет время, привлекает
необходимые ресурсы, в том числе информационные.
И здесь опять же огромную роль играют средства
ИКТ. Так если в прежние годы серьезную трудность
представлял поиск информации в условиях ее
дефицита, то спецификой сегодняшнего дня
становится работа в условиях ее обилия. Это так
же приносит свои плоды, так как развивает навыки
критического подхода к источнику информации,
приучает к проверке достоверности, отсеиванию
второстепенных или сомнительных сведений,
делает учащегося устойчивым к разного рода
побочным влияниям, в том числе и к агрессивной
рекламе.

Замечательный опыт саморекламы дает ребятам
процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий
регламент — 7–10 минут на выступление и около 5
минут — ответы на вопросы по теме. Автор готовит
аннотацию или тезисы своей проектной разработки,
знакомит с ней представителей жюри, заранее
позаботившись об оформлении аудитории,
приготовив технику для демонстрации слайдов,
видео- или аудиофрагментов, компьютерной
презентации и т.п. Желательно приглашение
зрителей, с, может быть даже заранее,
оговоренными вопросами по теме, чтобы защита
проекта выглядела более убедительной.
Визуальные средства также эффектный ход в защите
проекта. Психологами доказано, что из визуальной
информации человеком воспринимается 55 %, из аудио
– 12%, следовательно, если сочетать аудио и
визуальное преподнесение, то аудитория
воспримет до 65% поданной информации.

Есть много интересных секретов разработки
презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая
свои проекты. Мультимедийные презентации прочно
вошли в школьную жизнь. Сегодня ПРЕЗЕНТАЦИЯ
– это убеждение в своих позициях, форма
коммуникации, чувство цвета, линии, композиции,
пропорции и гармонии, способность к образному
мышлению, знание психологии цвета. Все это
помогает создать эффективную презентацию
результата проекта и обеспечивают успех. При
разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые
    невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным
    процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Конечно, на первых порах во всем этом большую
помощь оказывает супервизор, но в выпускных
классах учащиеся вполне самостоятельно
справляются со всеми проблемами. По мнению
специалистов, проектная деятельность с
последующей защитой поможет молодым людям
освоить минимальные навыки саморекламы,
необходимые для профессионального успеха в
рыночной экономике. В любом случае, досье на
самих себя, содержащее творческие работы и
проекты, а также отзывы на них, рекомендательные
письма, дипломы и грамоты, пригодится всем
старшеклассникам, которые всерьез задумываются
о своей будущей карьере.

То есть для повышения мотивации учащихся в
процессе освоения ИКТ на уроках информатики
могут быть успешно реализованы различные формы
проектного и интерактивного обучения на уроке
или во внеурочное время. Немного об
интерактивном обучении.



Интерактивное обучение, по сути – это
совместная деятельность учащихся над освоением
учебного материала, обмен знаниями, идеями,
способами деятельности. Интерактивная
деятельность на уроках предполагает организацию
и развитие диалогового общения, ведущее к
взаимопониманию, взаимодействию и совместному
решению общих, но значимых для каждого участника
задач.

Традиционно межличностным считается лишь
неопосредованное общение – что называется,
“лицом к лицу” (f2f = face to face). Использование
компьютерных телекоммуникаций в учебном
процессе позволяет придать этому понятию более
широкий смысл: общение может оставаться
межличностным, будучи опосредованным различными
техническими средствами. В наиболее общем виде
это обозначается термином k2k (keyboard to keyboard, то есть
“клавиатура с клавиатурой”).

Овладев на уроках информатики ИКТ общением в
сети, учащиеся включаются в подобный
образовательный процесс, в котором
учителями-предметниками используются новые
педагогические методы. Помимо этого для решения
конкретных учебных задач учащиеся могут
использовать информационные ресурсы из
внутреннего школьного информационного
пространства и из Интернет. В таком учебном
процессе школьник перестает быть только
объектом учительского воздействия – он
становится субъектом интерактивного,
коммуникативного взаимодействия с педагогом и
соучениками-коллегами.

Педагогический опыт показывает, что, активно
используя в учебном процессе интерактивные и
проектные методы обучения и
информационно-коммуникационные технологии,
достигаются высокие образовательные результаты,
необходимые для жизни в современном
информационном обществе, а именно:

  • повышается познавательная активность на основе
    развития критического мышления и умения
    получать информацию по технологиям Интернет;
  • развиваются коммуникативные навыки работы, как
    в группе, так и со своими сверстниками через
    Интернет;
  • становление активной творческой и жизненной
    позиций во всех областях деятельности, включая
    учебную, вплоть до создания собственных
    образовательных информационных ресурсов;
  • принятие нравственных норм и правил совместной
    деятельности, межкультурного взаимодействия,
    т.е. воспитание толерантности.

Внедрение ИКТ в практику работы
образовательного учреждения открывает большие
возможности и для совершенствования
образовательных педагогических методик, обмена
опытом и творческого подхода к преподаванию.
Основой для этого является накопление
учебно-методических материалов во внутреннем
структурированном информационном пространстве
школы и использование Интернет-технологий как
для оперативного, так и для отсроченного общения
с коллегами и учениками: электронной почты,
форумов, чатов, видеоконференций.

С развитием цифровых компьютерных технологий в
учебную практику приходят новые средства, методы
и подходы к обучению. Распространение
компьютеров и другой мобильной техники
позволяют включить в образовательный процесс и
открытые площадки за стенами школы.

Формирование мотивационной готовности учителя
к использованию информационно-компьютерных
телекоммуникаций не только в учебных, но и во
внеурочной деятельности – важнейший аспект в
повышении уровня обучаемости учащихся и
повышении квалификации учителей.



И все таки, хочется сказать, как бы ни были
революционны техногенные изменения, как бы ни
были высоки информационные технологии,
последнее слово всегда останется за личностью,
его творческим мышлением и желанием изменить
мир.




Следующий: