Информационно-компьютерные технологии для учителя и ученика


В далёкие семидесятые годы школьники, участвуя
в конкурсах “Школа будущего”, “Школа XXI века”,
мечтали о просторных классах, оснащённых
кабинетах и спортивных залах, бассейнах и
телевизорах (хотя бы один на школу). Всё это
казалось несбыточной мечтой. Никто из них и
предположить не мог, что через пару десятков лет
все их мечты обретут реальность, а ещё через
десяток мобильные телефоны и компьютеры станут
реальной действительностью. Думается, что и
педагогическая общественность не предполагала,
что наступит время, когда будет стоять вопрос о
полной компьютеризации учебных заведений.

Современную школу уже невозможно представить
без новых информационных технологий.
Компьютерные технологии всё глубже проникают в
нашу жизнь. Практически каждая профессиональная
деятельность сейчас предполагает наличие хотя
бы минимальных компьютерных знаний. В этой связи,
какое образование в наше время можно назвать
качественным? То, которое обеспечивает
определённый уровень предметных знаний, умений и
навыков? Или, может быть, то, которое создаёт
условия для качественного изменения образа
самого ученика, его личностных качеств,
ценностных ориентиров? Или то, которое позволяет
школьнику ориентироваться в потоках информации
и грамотно использовать её? Ответ на эти вопросы
очевиден: и то, и другое, и третье. Важно разумное
сочетание применяемых педагогических приёмов и
технологий.

Рассмотрим лишь один аспект:
информационно-компьютерные технологии для
учителя и ученика.

Преимущество современного урока, и урока
математики в том числе, в условиях
информатизации заключается в свободе выбора
учителем методик и технологий, учебников и
программ. Но результативность педагогической
деятельности всегда зависела, и будет зависеть
от того, насколько умело педагог умеет
организовать работу с учебной информацией.

Не секрет, что эффективность освоения любых
новых технологий связывают с квалификацией
кадров, но решающим фактором успешного внедрения
информационных технологий в учебный процесс
являются всё же готовность и способность
преподавателей освоить средства информационных
технологий и предложить новые методики обучения
с использованием этих средств.

Исходя из анализа работы с педагогами гимназии
по формированию их информационной культуры, мы
выделяем основные направления деятельности по
внедрению современных информационных
технологий и совершенствованию управленческой
деятельности. В нашей гимназии они определены
Программой информатизации гимназии на 2006-2010 уч.
г.. Основная цель её: переход на качественно новый
уровень в подходах к использованию компьютерной
техники и информационных технологий во всех
структурных подразделениях гимназии.

Последние три года мы совершенствуем
компьютерную культуру учителя через курсовую
подготовку, семинары, консультации, практикумы и
мастер-классы. Так, нами проведены семинары:
“Компьютерные технологии в учебном процессе” (см.
Приложение №1
);
“Использование презентаций в учебном
процессе”; “Элементы дизайна с использованием
Potoshop” — для учителей предметников и для новых
учителей, “Использование возможностей
интерактивной доски”; ежегодно проводятся мастер-классы
для учащихся и родителей по теме “Обучение
созданию презентаций”; практикумы:
“Создание и редактирование тестовых документов
средствами WORD”, “Учимся работать с
интерактивной доской”; консультации по поиску
информации в Интернете, по программному
обеспечению, используемому на уроках, по
использованию мультимедийного проектора и
интерактивной доски, по работе со сканером.

Заметим, что каждое занятие пополняло
индивидуальную копилку педагога
соответствующими рекомендациями в печатном и
электронном виде. Нами создан каталог
интернет — ресурсов, банк данных УМК по предметам
и по каждому ПК, все преподаватели ознакомлены с
ними. Всё это позволило педагогам более
уверенно работать с техникой и активно внедрять
в повседневной практике полученные умения и
знания.

Во время урока ученик должен видеть, что
учитель владеет практическими навыками работы
на компьютере, даёт школьникам возможность и
помогает использовать ИКТ в
исследовательских работах. Всё чаще учителя,
имеющие в своих кабинетах компьютеры, стали
использовать информационные технологии в
качестве средства развития личности и в качестве
средства коммуникации. Этому также способствуют
лаборатории и семинары городского уровня.



Как видим, информационно-компьютерные
технологии открывают совершенно новые
возможности для организации работы учителя. Для
систематизации накопленного материала и
удобства в работе мною созданы папки по
профессиональной деятельности.

Используя эти возможности ИКТ, на уроках
математики применяю следующие формы организации
деятельности: индивидуальную работу с обучающей
системой; создание и использование на уроке
презентаций (см. Приложение № 2);
создание с помощью Microsoft Office раздаточного и
дидактического материала к урокам; игровые
формы, конкурсы, викторины; использование
электронных учебников. Использую также
компьютер в режиме графической иллюстрации
изучаемого материала. Поэтому особый интерес для
меня представляют графические редакторы,
позволяющие создавать и изменять компьютерные
модели геометрических объектов. В дальнейшем
предстоит освоить ведение электронного журнала.

Всё более очевидно, что при использовании в
школе компьютера возникает вопрос о
взаимоотношениях учителя и ученика. И если
учитель выступает как организатор учебного
процесса, владеющий (или осваивающий)
информационно-компьютерными технологиями, то
кем является ученик? Сосудом, для наполнения
знаний или равноправным партнёром? …. И чем
больше задумываешься над тем, как поддержать у
учащихся интерес к предмету и их активность на
протяжении всего урока, как сделать так, чтобы
стремление к познанию окружающего мира не
угасало, тем больше осознаёшь необходимость
использования ИКТ в учебном процессе.



Сегодня, пожалуй, образование будет более
качественным, если главной задачей педагога
будет не заставить ученика учиться, а научить
учиться. И как ни парадоксально, но огромную
помощь в решении этого вопроса может оказать
компьютер, ибо использование компьютера при
обучении позволяет создать информационную
обстановку, стимулирующую интерес и пытливость
ребенка. При этом следует учесть, что дети
быстрее нас овладевают компьютерной техникой, а
это значит, что им по силам самим найти нужную
информацию в интернете, сделать презентацию к
уроку, напечатать нужный материал.

Какие плюсы в этом для ученика? Во-первых,
компьютерное обучение как нельзя лучше
соответствует принципам индивидуального
обучения: процесс обучения может идти по
индивидуальной программе, ученик может сам
выбирать наиболее удобную для него скорость
подачи и усвоения материала. Мы наблюдаем это при
работе в 5-6 классах на уроках геометрии при
использовании программы “Живая Геометрия”.

Во-вторых, расширяются возможности
самостоятельной работы как на уроке, так и вне
его. Особенно это важно для детей, обучающихся на
“экстернате”, так как всегда есть возможность
поработать с прошедшим материалом после урока в
наглядной и доступной форме через тематические
презентации, включающие как теоретические
сведения, так и набор упражнений для первичного
усвоения материала.

В-третьих, возможность работать над своими
ошибками при системе компьютерных подсказок
позволяет ученику ликвидировать пробелы в
материале.

В-четвёртых, для учащихся с трудностями
усвоения материала нужны короткие, дозированные
порции учебного материала, помогающие лучше
усвоить новое и отработать алгоритмы решений
заданий. В этом помогают учебные презентации (к
тому же они, как правило, многократного
использования). Примерами таких презентаций
являются, например, “Взаимное расположение двух
прямых” и “Алгоритм решения тригонометрических
неравенств”.

Место на уроке для них находится в зависимости
от цели урока. Начинаем новый материал, они нужны
и как иллюстративный материал, и как зрительный
рецептор-“крючок” для памяти. При этом не нужно
сразу использовать все слайды: их появление
обусловлено содержанием материала и его объёмом.
В разных классах за урок проходим, как правило,
разное количество материала. Это зависит от
состава детей и некоторых субъективных факторов.

Идёт закрепление или проверка домашнего
задания, они тоже полезны и как способ
самопроверки, и как кадры для вопросов по
рисункам. Такие презентации нравятся ученикам,
часто болеющим, так как они могут в
самостоятельном режиме поработать с данным
материалом, на слайдах и в учебнике, а лишь потом
ещё раз проконсультироваться у учителя.
Техническое сопровождение таких слайдов
оправдано темпом урока, уровнем
подготовленности учащихся к восприятию
материала.

Таким образом, самооценка учащегося не
снижается, а на уроке создается психологически
комфортная атмосфера.



В то же время, чтобы каждый ученик умел
извлекать пользу из образовательного опыта, умел
получать и обрабатывать информацию, умел
сотрудничать и работать в группе, а не только с
компьютером, умел использовать информационные
технологии, необходимо развивать эти умения. И
помочь в этом можем мы – взрослые.

В нашей гимназии все занимаются информатикой, а
для старшеклассников к тому же есть двухгодичный
курс “Основы Информационной Культуры” (учитель
Голубинская Л.М), основная цель курса – дать
учащимся знания, умения и навыки информационного
самообеспечения их учебной и
профессиональной деятельности. В рамках этого
курса они учатся работать с любыми источниками
информации, конструировать презентации,
постигают азы исследовательской деятельности,
написания и защиты рефератов, познают
возможности интерактивной доски.

На формирование информационной культуры
гимназистов направлен и конкурс компьютерных
презентаций (номинации “Виват “Гимназия!”, “Я
иду на урок”, “Мир моих увлечений”, “Моя
семья”, “Город свой славлю!”, “Хочу всё знать!”,
“Математический калейдоскоп”). В нём ежегодно
участвуют обычно все старшеклассники и ученики
5-8 классов. Для участников конкурса нами были
проведены мастер-классы по созданию презентаций,
даны советы при защите доклада. Работы учеников
используются учителями на уроках. И пусть это первые
серьёзные пробы у ребят в освоении компьютерного
мира, но это шаг, который ведёт к развитию
информационной компетенции.

Нам кажется, что проблемы, указанные выше
решаемы. Ведь человек, умело, эффективно
владеющий технологиями и информацией, имеет
другой, новый стиль мышления, принципиально
иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к
организации своей деятельности. Никакая машина
не заменит труд учителя, но компьютер может
сделать этот труд более эффективным, интересным
и для детей и для учителя. В этом мы абсолютно
уверены.

Приложение 3.

Приложение 4.




Следующий: