Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности по истории

Современную жизнь уже довольно сложно
представить без компьютера и Интернета. В связи с
этим в школьном образовании развивается
весьма перспективное направление –
использование информационно-коммуникационных
технологий.

Два главных достоинства компьютера –
интерактивность, т.е. способность выполнять
определённые действия в ответ на действия
ученика, и мультимедийность, т.е. возможность
демонстрировать и тексты, и изображения (в том
числе и движущиеся), а также воспроизводить звук
и музыку.

Роль компьютера в историческом образовании
учащихся многообразна:

– помощь учащимся в эффективном усвоении
исторической информации, её систематизации;
– содействие становлению объёмных и ярких
представлений о прошлом;
– предоставление максимально возможной свободы
в определении способов и темпов усвоения
материала.

Внеклассная работа является составной частью
образовательного процесса и имеет
значительный развивающий потенциал. Внеурочная
работа способствует развитию познавательных,
коммуникативных и творческих способностей
учащихся.

Данный проект является четырехступенчатым:

1. Экскурсия
2. Отбор материала
3. Выпуск бюллетеня
4. Презентация бюллетеня

Первым этапом в данном проекте является
экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя
лучше подчеркивает несколько «затершееся» от
частого употребления, но не переставшее быть
верным утверждение, что «лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать». Еще в начале XX века
специалисты в области исследовательского
обучения отводили экскурсии особое место. Она
рассматривалась как постоянный спутник
исследовательского метода обучения. Некоторыми
педагогами даже утверждалось, что существует
особый экскурсионно-исследовательский метод
обучения. Вряд ли с этим можно согласиться,
скорее об экскурсии следует говорить как об
одной из форм организации учебной деятельности,
которая может и должна использоваться при
проведении детьми собственных исследований.
Экскурсия позволяет изучать самые разные
объекты в их реальном окружении, в действии, дает
бесконечно большой материал для собственных
наблюдений, анализа и осмысления.

В ходе работы над проектом активно
использовалась эта форма организации внеурочной
деятельности учащихся. Часто экскурсия
служила стартовой площадкой для детских
исследований, давала мощный импульс детскому
мышлению, позволяла увидеть множество
интересных тем для собственных изысканий,
продуцировать большое количество самых разных
гипотез. Бесконечно большое количество
источников для получения новых сведений
создавало прекрасную базу для аналитической
работы мысли, выработки суждений, умозаключений
и выводов.

На втором этапе происходит процесс анализа,
обобщения, осмысления увиденного и услышанного.
Главным условием проекта является использование
собственных материалов: фотографий, впечатлений
и др. Ребята делятся информацией, снимками.
Отбирают необходимый материал. Пишут статью,
заметку.

На третьем этапе создается бюллетень с
использованием программы Microsoft Publisher, назначение
которой – дизайн и верстка офисных документов.
Использование данной программы дает
возможность создавать множество самых разных
публикаций: от визиток до каталогов и брошюр.
В Publisher существует немало готовых образцов
публикаций. Первые работы данного проекта не
выходили за рамки выбранного шаблона. В уже
имеющиеся рамки вставлялась собственная
информация и фотографии. Но по мере овладения
данной программой учащиеся научились
самостоятельно создавать бюллетени, не
используя шаблоны программы Microsoft Publisher. От
первоначального шаблона сохранился лишь
заголовок.



На заключительном этапе бюллетень
вывешивается на информационном стенде. С
содержанием знакомятся все учащиеся лицея.
Каждый участник проекта получает свой экземпляр,
как на бумажном, так и на электронном носителях.
Использование информационно-коммуникационных
технологий для реализации данного проекта
позволили сформировать у учащихся ряд ключевых
компетентностей:

– Коммуникативную (языковую) компетентность,
т.е. умение общения, умение быть понятым. Ребята
излагают свои впечатления об экскурсии, выражают
свои мысли, стараются донести их до читателей.

– Продуктивную компетентность, т.е. умение
принимать решения, способность к созданию
собственного продукта. Участники данного
проекта пишут свои статьи, делают и отбирают
фотографии, создают информационный
бюллетень. Ребята осознают значимость своей
работы.

– Социальную компетентность, т.е. умение жить и
работать вместе с другими людьми, умение
работать в команде. В работе над данным проектом
принимает группа учащихся, которые выезжали на
экскурсию. Как правило, происходит
распределение ролей: одни пишут статьи, другие
занимаются фотоматериалом, третьи редактируют
бюллетень.

– Информационную компетентность, т.е. владение
информационными технологиями, умение работать
со всеми видами информации. Ребята учатся
использовать устную информацию, услышанную на
экскурсии. В случае необходимости при написании
статьи пользуются справочниками, дополнительной
литературой, используют Интернет-ресурсы.
Участники данного проекта хорошо освоили
программу Microsoft Publisher, и используют все ее
возможности.

Работа над данным проектом продолжается. В
ближайшее время планируется создание
одноименного Web-сайта.

Список использованной литературы:

1. Антипина Т.Г., Кононов В.М., Чемоданов В.А. Опыт
создания АРМ учителя
обществознания//Преподавание истории в школе. 2008.
№3. С.9-12.
2. Ваисова Л.М. Информационные технологии в
проектной деятельности по истории и
обществознанию//Преподавание истории в школе. 2007.
№5. С.22-24.
3. Огоновская И.С. Азбука исследователя.
Методические рекомендации по организации и
содержанию научно-исследовательской, проектной
деятельности учащихся (социально-гуманитарное
направление). – Екатеринбург, 2008. – С.58-77.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных
технологий. – М., 2006.– Т.1. – С.21-24.
5. Чернобай Е.В. Мультимедийные средства
обучения историческим дисциплинам в условиях
информатизации образования//Преподавание
истории в школе. 2007. №7. С.43-46.
6. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft.
– М., 2002. – С.135-176.
7. Microsoft Office XP. Шаг за шагом. – М., 2002. – С. 537-553

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: