Информационно-коммуникационные технологии как фактор формирования ключевых компетенций


Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
  2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
  3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
  4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В деятельности учителя должны создаваться условия для формирования следующих ключевых компетенций:

  • Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  • Информационных – владение информационными технологиями.
  • Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.
  • Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, необходимо применять новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Данная технология способствует:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Развитию вариативности мышления, математической логики.
  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются в практической деятельности.

По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.



Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • Использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
  • Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Использование возможностей компьютера в предметном обучении по следующим вариантам:

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Ключевые компетенции.



В области учебных компетенций:

Уметь:

  • организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
  • решать учебные и самообразовательные проблемы;
  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

  • получать и использовать информацию;
  • обращаться к различным источникам данных и их использование;

Знать: способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

В области коммуникативных компетенций:



Уметь:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • выступать на публике;
  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;
  • сотрудничать и работать в команде.

В области информационных компетенций:

Уметь: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) формируются у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст; звук; фотографии; анимацию и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия: учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Роль учителя, как проводника знаний не снижается, а наоборот от него требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается.

При попытке анализа компьютерных программ были выявлены следующие характеристики:

  • способность управлять процессом формирования различных навыков за счет быстродействия и обратной связи;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет обеспечения индивидуального темпа работы, индивидуализированной помощи, многократного повторения материала требуемое количество раз;
  • повышать мотивацию за счет занимательности, яркой наглядности, компьютерного поощрения, своевременной помощи, наличия элемента соревновательности;
  • вырабатывать самостоятельность и самоконтроль школьников за счет интерактивности компьютера.

Кроме того, учитель имеет возможность тратить меньше времени на подготовку учебных материалов к уроку, на проверку письменных работ.

Информационные технологии повысили:

  • информативность урока,
  • эффективность обучения,
  • придают уроку динамизм и выразительность.

При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.

Также происходит формирование ключевые компетенции через применение метода учебного проекта — это один из личностно — ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, является дополнительным мотивирующим фактором в процессе обучения.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.

Приложение.




Следующий: