Информационно-библиографическая деятельность учащихся при изучении ОБЖ

Информативная база предмета “Основы
безопасности жизнедеятельности” отличается
высокой мобильностью. Новые сведения по мерам и
правилам поведения в условиях предупреждения
чрезвычайных ситуаций (ЧС) видоизменяются и
дополняются вариативно при анализе ( разборе )
причин возникновения и последствий
конкретной ЧС.

В СМИ (газеты, журналы, электронные средства)
публикуются регулярные отчеты, хроники
региональных, территориальных органов РСЧС,
деятельности МЧС по предупреждению и ликвидации
ЧС как природного, так и техногенного характеров.

Отслеживание текущей и свежей информации,
связанной с различными аспектами безопасности
жизнедеятельности, под силу самим учащимся,
изучающим курс ОБЖ.

  1. Печатные источники для
    информационно-библиографической деятельности:
  1. Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности”.
  2. Журнал “ОБЖ”.
  3. Журнал “Гражданская защита”.
  4. Журнал “Военные знания”.
  5. Центральные, региональные, местные газеты.
  6. Учебные, научно-популярные книги, связанные с
    данной областью знаний.
  • Электронные источники для
    информационно-библиографической деятельности:
    1. Теле- и радиовыпуски новостей.
    2. Тематические телевизионные передачи ( например,
      “Вести. Дежурная часть”, “Служба спасения” и
      др. ).
    3. Электронные адреса, Web-страницы
      специализированных служб и журналов.

    Информационно-библиографическая деятельность учащихся включает в себя:

    • подготовку обзора источника информации ( 1
      этап
      );
    • собственно библиографическую работу ( 2 этап
      );
    • подбор библиографических источников
      информации для подготовки сообщения, реферата,
      доклада ( 3 этап ).

    1 этап – обзор источника
    информации

    – не менее
    важный и ответственный, чем последующие два
    этапа информационно-библиографической
    деятельности. От грамотного и тщательного
    исполнения данного этапа зависит успешность
    всей информационно-библиографической
    деятельности по предмету. Учитель объясняет
    цель, задачи, ход и процесс работы; ученик четко
    следует инструкциям учителя.

    1. Подготовка обзора номера журнала “Военные
      знания”. Ученик просматривает номер журнала,
      бегло прочитывает статьи, помещенные в нем. В
      итоге должен быть подготовлен отчет по форме:

      Название: Военные знания

      Исходные данные: 2001 год, № 10

      Статья 1: “Новая эра для Т-72” — о
      тактико-технических характеристиках танка Т-72 М
      1.

      Статья 2: “От “Копья” до “Грома” — об истории
      создания ручного противотанкового
      гранатометного комплекса РПГ-7.

      Статья 3: “Слава и трагедия первого
      “Декабриста” — о подводной лодке “Декабрист”.

      Статья 4: “Преодоление полосы препятствий” -
      комплекс упражнений на полосе препятствий”.

      Статья 5: “Воинская дисциплина” — конспект
      урока по данной теме.

      Рубрика “Библиотека “ВЗ”: Памятка по
      действиям населения и должностных лиц при угрозе
      террористического акта.

      Обзор подготовил:

      Александр Смирнов,

      преподаватель-организатор ОБЖ

      гимназии № 7.

      Дата 29.09.2003г.

      Подпись_______

    1. Ежедневный обзор новостей. Ученик анализирует
      выпуски новостей и те сообщения, которые могут
      быть использованы на уроках ОБЖ, оформляет
      следующим образом:

    Дата

    26.10.2003г.

    Место

    Россия, Ростовская область

    Тема

    Авария на шахте
    “Западная-Центральная”

    Краткое содержание

    : …………………………….

    ……………………………………………………..

    ……………………………………………………..

    Подготовленные обзоры заслушиваются в виде
    кратких сообщений ( не более 3-минут ) на уроках
    ОБЖ.

    2 этап – библиографическая
    работа
    – более кропотливый вид деятельности.

    1. Все материалы, подготовленные в первом этапе,
      водятся на отдельные библиографические карточки
      размером 7,5 х 12,5 см.
    2. Пример:

      Террористический акт

      // Основы Безопасности Жизнедеятельности. –

      2003. — №№ 8-9. – с.82-84.

    3. Библиографические карточки расставляются по
      соответствующим разделам картотеки “Основы
      безопасности жизнедеятельности”. Разделы
      соответствуют параграфам учебников ОБЖ для 5-11
      классов общеобразовательных учреждений.

    Пример разделов картотеки 10
    класса ( фрагмент ):

    1. РСЧС
    2. План действий в ЧС
    3. Ядерное оружие
    4. Химическое оружие
    5. Бактериологическое ( биологическое ) оружие
    6. Обычные средства поражения
    7. Единая система оповещения о ЧС
    8. СИЗ

    3 этап – подбор библиографических источников
    для системной работы.

    Составленная и постоянно
    обновляемая картотека курса ОБЖ активизирует
    познавательную деятельность учащихся по
    предмету и позволяет им самостоятельно легко
    и быстро находить источники дополнительной
    информации для подготовки сообщений, докладов,
    рефератов.

    Предлагаемая информационно-библиографическая
    работа учащихся способствует формированию и
    развитию у них:

    • самостоятельной поисковой деятельности;
    • навыков учебно-исследовательской и
      научно-исследовательской работы;
    • дополнительного интереса к предмету ОБЖ;
    • профориентационных навыков в выборе дальнейшей
      профессиональной деятельности;
    • навыков последующей студенческой жизни.

    Следующий: