Информационная культура как обязательная составляющая развития школьников

Современное общество справедливо
называют информационным. Мы живем в такой момент
истории цивилизации, когда неизмеримо
возрастает значение информации. “В условиях
быстроизменяющегося мира и увеличения потоков
информации фундаментальные предметные знания
являются обязательной, но недостаточной целью
образования. Обучающиеся должны не просто
овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что
направлена система казахстанского образования
(знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее
привить обучающимся умение самостоятельно
добывать, анализировать, структурировать и
эффективно использовать информацию для
максимальной самореализации и полезного участия
в жизни общества (компетентность)”, – эта цитата
из Государственной Программы развития
образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
подтверждает актуальность темы, выбранной для
экспериментальной работы по формированию
информационной культуры учащихся Лицея.

Что входит в понятие “информационная
культура”? Это комплексное обучение учителей и
учащихся методам и способам добычи информации,
ее переработки и использования этой информации
по назначению. Результативность деятельности по
повышению уровня информационной культуры
личности, отдельных категорий потребителей
информации, общества в целом зависит от целого
ряда факторов:

  • теоретическая неразработанность
    данного научного направления, обусловленная
    новизной, сложностью самого объекта изучения -
    феномена информационной культуры. Сложность
    проблемы породила множество исследовательских
    подходов, отличающихся понятийным аппаратом,
    значительной разницей в трактовке данного
    явления. Многозначность, отсутствие четкого
    определения понятия “информационная культура”
    привели к отождествлению либо с
    библиотечно-библиографическими знаниями, либо с
    компьютерной грамотностью;

  • методическая неразработанность,
    полное отсутствие научно аргументированных,
    дидактически обоснованных методик обучения
    основам информационной культуры.

На первом этапе в 2002–2003 учебном году
была разработана модель “Формирования
информационной культуры”. (Рисунок
1
)
Суть модели сводится к утверждению
тезиса о том, что повышение уровня
информационной культуры учащихся возможно лишь
при организации специального обучения
современных потребителей информации, т.е. при
организации информационного образования.

Лицеисты начальной школы получают
общеучебные навыки работы с информацией в
процессе учебной деятельности. На уроках чтения
и внеклассного чтения происходит знакомство с
библиотекой, с книгой и получение навыков поиска
нужной книги. Дети получают сведения о структуре
книги, принципах организации словарей,
справочников, энциклопедий. На уроках познания
мира ученики получают представление, как
определять направление поиска информации на
заданную тему, выбрать из предложенной
информации самое главное и оформлять результаты
своей работы в виде сообщений. На уроках
информатики дети знакомятся с техническими
средствами приема и передачи информации,
получают навыки ввода текста в компьютер и
создания компьютерных изображений.
Приобретенные знания и навыки позволяют ребятам
создавать собственный информационный продукт.
Например, учащимся четвертого класса было
предложено провести самостоятельный поиск
информации по интересующей теме, оформить
результаты поисков и защитить свои работы. Формы
представления проделанной работы оказались
разнообразными: макеты (Египетские пирамиды,
Динозавры), книжки-малышки (Пингвины, Попугаи),
таблицы и схемы (Дикие звери, Самый большой и
самый маленький) и плакаты (Ураган, Этажи моря) и
другие. Презентация работ происходила на Малой
конференции в торжественной обстановке. Данный
вид деятельности учеников рассматривается как
подготовка к научно-исследовательской работе в
среднем и старшем звене.

Для реализации Модели на втором этапе
была разработана программа “Основы
информационной культуры” для учащихся 5-9
классов. (Приложение 1)
Эта программа предназначена для более глубокого
овладения навыками информационной культуры
учащимися, которые активно участвуют в научном
лицейском обществе, выполняют учебные или
исследовательские проекты, являются членами
Олимпийской команды Лицея. Программа курса
“Основы информационной культуры” предполагает
85 учебных часов в три этапа (5 кл. – 17 часов, 6–7 кл.
– 34 часа, 8–9 кл. – 34 часа). Первый этап (5 класс) –
“Информация вокруг нас”. Цель данного этапа –
формирование понятийного аппарата. На данном
этапе учащиеся должны знать основные понятия и
определения, относящиеся к теме “Информация”,
знать основные принципы организации информации
(каталоги, словари, указатели, справочники), знать
основные источники информации и их
направленность. Второй этап (6–7 классы) – “На
пороге чтения-изучения”. Цель – формирование
базовых умений и навыков информационной
культуры. Ожидаемый результат – знание
традиционных и нетрадиционных источников
информации, самостоятельный поиск информации,
первоначальные навыки анализа и оценки
информации, соблюдение правил организации
информации, применение информации и выбор формы
ее представления. Третий этап (8–9 классы) –
“Культура умственного труда”. Цель этапа –
развитие навыков целенаправленного применения
элементов информационной культуры в учебной
деятельности. Итогом изучения на данном этапе
является знание учащимися структуры построения
информационно-поисковых систем, как
традиционных, так и нетрадиционных, овладение
навыками систематизации информации по заданным
признакам, извлечение данных и представление их
в табличной форме, составление плана
информационного сообщения, выбор формы его
изложения в зависимости от содержания,
видоизменение объема, формы, знаковой системы,
носителя информации исходя из целей ее создания,
установление ассоциативных и практически
целесообразных связей между информационными
сообщениями. Содержание курса носит
интегративный характер. Цели, задачи, структура и
содержание курса четко дифференцированы в
зависимости от категории обучаемых. Обучение
имеет практическую направленность и строится на
активном использовании новых информационных
технологий.



В этом учебном году экспериментальная
работа подошла к завершающему третьему этапу –
апробации Программы в условиях учебного
процесса Лицея. И здесь необходимо отметить, что
деятельность научного общества построена таким
образом, чтобы как можно большее число лицеистов
смогли проявить себя, выполняя разнообразные
проектные работы. Предварительно были проведены
обучающие семинары для учителей Лицея по
применению метода проектов в учебной
деятельности, о возможных формах проектной
деятельности учащихся, о принципах привлечения
учащихся к исследовательской деятельности и
роли учителя в процессе руководства учащимися.
На сегодняшний день каждый учитель Лицея имеет
четкое представление о требованиях,
предъявляемых к подготовке информационных
сообщений, рефератов, проектов, придерживается
этих требований на уроках и осуществляет научное
руководство двух-трех ученических проектов. Так
как в Программе изначально заложен
межпредметный принцип, то занятия по курсу
“Основы информационной культуры” тесно
переплетаются с учебными предметами и сами
занятия носят интегративный характер. При
проведении занятий используются разнообразные
формы, методы и средства обучения. Выбираются
такие сочетания, которые стимулируют активность
и самостоятельность лицеистов. (Уроки-сказки;
библио-ревю; путешествия по страницам газет и
журналов; урок-конференция; …)

Так как в Лицее информатика введена в
учебную программу с первого класса, то
практически все лицеисты среднего и старшего
звена могут оформить свои работы на компьютере.
Старшеклассники под руководством учителя
создают презентации на самые разнообразные темы
(“Лицей и Пушкин”, “Мой город”, “Природа
Сары-Арки”, “Египет”, “Врубель” и другие).
Выполнение таких работ является хорошей
демонстрацией взаимосвязи учебного процесса с
результатом деятельности. Ведь для того, чтобы
создать презентацию, ученик должен подобрать
необходимый материал по выбранной теме из
различных источников, пользуясь навыками работы
с информацией, затем выстроить логику подачи
этого материала, опираясь на знание предмета и
воплотить эту информацию в конечный продукт,
используя навыки работы на компьютере,
полученные на уроках информатики. Компьютерные
презентации, созданные нашими лицеистами, не раз
занимали призовые места в конкурсах
слайд-фильмов городского и областного уровня, а
также на научных конференциях учащихся. Теперь
лицеисты осваивают технологию создания учебных
продуктов. В прошлом году, используя средства HTML,
ученики десятого класса создали электронный
альбом по страноведению “Австралия” и
электронное учебное пособие по черчению
“Сечения”. Эти проекты стали победителями
городской научной конференции школьников. Таким
материалом может воспользоваться любой ученик
при подготовке дополнительного материала к
уроку, мероприятию, для расширения кругозора.
Специально для курса “Основы информационной
культуры” в компьютер введены некоторые
материалы (“Как оформить реферат”, “Требования
к оформлению научной работы”, “Этапы работы с
научной литературой”), созданы презентации
“Каталоги”, “На пороге чтения-изучения”. Эти
материалы можно использовать как при проведении
занятий, так и индивидуально.

Таким образом, организация особой
информационной среды и включение специального
обучения основам информационной культуры в
учебную деятельность поможет лицеистам стать
информационно культурными (компетентными),
обеспечит их необходимыми навыками работы с
информацией и умениями использовать эту
информацию в собственных интересах.




Следующий: