Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы


Информационная компетентность – это
способность личности применять, находить,
хранить и преобразовывать различную информацию.
Это умение работать с различными
информационными системами.

Учащиеся должны уметь пользоваться:



  • Оглавлением учебника;
  • Алфавитным каталогом в библиотеке;
  • Ориентироваться в текстах учебника, книгах,
    энциклопедиях и т.д.
  • Пользоваться электронными источниками
    информации.

Информационную компетентность можно
рассматривать через призму
учебно-информационных умений и специфики
оценивания. На своих уроках учителя, пользуясь
методикой развивающего обучения, адаптационных
систем, ориентируются на основную цель
образования в рамках данного подразделения.

Сформировать способности у учащихся
нести личную ответственность за собственное
благополучие и благополучие общества через
формирование основ теоретического мышления и
освоения общих способов действия,
обеспечивающих адаптацию и мобильность молодых
людей в условиях меняющегося общества и
способность к возможной быстрой смене
социальных и экономических ролей.

Для этого мы работаем с учащимися над
учебно-информационными умениями, которые
разделяются на:

  • работа с письменным текстом;
  • работа с устным текстом;
  • работа с реальными объектами.
  • информационные системы.

За последнее десятилетие компьютер
стал не только помощником, но незаменимым
инструментом практически в любой области
человеческой деятельности. Компьютер позволяет
в считанные доли секунды точно и красиво
выполнить операции, требовавшие от человека
многих часов напряженной и кропотливой работы,
открывает новые перспективы для творчества, дает
возможность объять то, что прежде считалось
необъятным. Развитие глобальных компьютерных
сетей позволяет быстро и качественно
обмениваться информацией и добывать нужные
сведения.

В современных информационных
технологиях заключаются сведения: о системах
представления и обработки текстовой,
графической и табличной информации; системами
управления базами данных, гипертекстовой
технологии и технологии гипермедиа,
компьютерных коммуникациях, вычислительных
сетях и Internet.

Это очень важно, но нельзя переоценить
значение владения информационными умениями,
переходящими в навыки.

Рассмотрим более подробно каждый из
них.

Работа с письменным текстом

  • бегло, осознано и правильно читать;
  • пользоваться различными видами чтения:
    сплошным, выборочным, комментированным, по ролям,
    про себя, вслух;
  • переходить от одного вида чтения на другой;
  • самостоятельно подготовиться к выразительному
    чтению проанализированного на учебном занятии
    художественного, публицистического, научного и
    научно-популярного текста;
  • работать с основными компонентами учебника:
    оглавлением, вопросами и заданиями к учебному
    тексту, словарем, приложениями и образцами,
    иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;

Например: пользуясь оглавлением
учебника, составьте общий план изучения основных
классов животных. Назовите биологические науки,
изучаемые в 10-11 классе. Определите их
взаимосвязь, на ваш первый взгляд. Выскажите свою
точку зрения.

Или, пользуясь схемой, рисунком
поставьте проблемный вопрос (определите
проблему), дайте аргументированный ответ.
Сделайте вывод



Или, выполняя задание, по анатомии и
физиологии сердца, определите
причинно-следственную связь возникновения
инфаркта миокарда.

  • определять примерное содержание незнакомой
    книги по ее компонентам: титульный лист,
    оглавление, предисловие, иллюстрация, аннотация;

В научно-исследовательских,
реферативных, проектных работах определите
глубину, научность и полноту содержания по
библиографии (т.е. списку литературы).

  • Находить необходимую книгу или статью,
    пользуясь рекомендательными библиографическими
    списками, картотеками, каталогами, указателями,
    открытым доступом к книжным полкам;
  • Пользоваться библиографической карточкой;
    осуществлять библиографическое описание книги
    одного — двух авторов;
  • Различать научные, официально-деловые,
    публицистические и художественные тексты;
    подбирать и группировать материалы по определенной
    теме из научных, официально-деловых,
    публицистических и художественных текстов;
  • Составлять план письменного текста;
  • Создавать письменные тексты различных типов
    (повествование, описание, рассуждение, тезисы,
    доказательства, опровержение, вывод).


Работать с устными текстами

  • Понимать сказанное однократно в нормальном
    темпе;
  • Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие
    (закрытые) вопросы;
  • Восполняющий (открытый) вопрос – это
    вопрос, связанный с выяснением новых знаний и
    включающий в состав вопросительные слова типа
    “Где?”, “Что?”, “Когда?”, “Почему?”, “Какие?” и
    т. д. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос,
    направленный на выяснение истинности или
    ложности суждений (прямые вопросы, вопросы с
    частицей “ли”).

    • Различать различные виды устных текстов;
    • Составлять план устного ответа;
    • Создавать устные тексты разных типов;
    • Выразительно говорить.


    Умение работать с реальными объектами
    как источниками информации

  • Осуществлять наблюдение объекта в соответствии
    с целями и способами, например наблюдение – это
    метод познания, заключающийся в
    целенаправленном, преднамеренном восприятии
    реальных объектов.
  • Использовать разные виды наблюдения:
  • Структурированное

    – наблюдение,
    осуществляемое по плану;

    Неструктурированное



    – наблюдение,
    при котором определен только объект
    наблюдения;

    Полевое

    – наблюдение в естественной
    обстановке;

    Лабораторное

    – наблюдение, при
    котором объект находится в искусственно
    созданных условиях.

    • Осуществлять качественное и количественное
      описание наблюдаемого объекта. (Качественное
      описание – это фиксация свойств, указывающих,
      что собой представляет объект, какие свойства,
      процессы для него характерны; Количественное
      описание (измерение) – это определение отношения
      измеряемой величины к другой однородной
      величине, которая принята за единицу).
    • Формировать, создавать модели, т.е.
      материальные( предметные) и мысленно
      представленные (идеальные) модели объектов,
      которые в процессе изучения заменяют
      объект–оригинал, сохраняя некоторые важные для
      данного исследования свойства.

    Таким образом, информационные умения
    (компетентность) позволяют вырабатывать
    привычку внимательно читать тексты, быть
    критичным, адекватно оценивать уровень своих
    знаний и область незнания, выявлять проблемную
    ситуацию, ставить главный вопрос, устанавливать
    причинно-следственную связь и обеспечивать
    бодрствование адаптационных систем.




    Следующий: