ИКТ урок Электронное строение молекулы бензола. Химические и физические свойства бензола. Получение и применение

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (108,84 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока:

изучение нового материала

Продолжительность:

2 урока по 40 минут

Класс:

11 (химико-биологический профиль)

Технологии:

  • Технология личностно ориентированного
    обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Информационно- коммуникационная технология
  • Здоровьесберегающие технология

Использовались ИКТ:

  • иллюстративные материалы Интернет-ресурсов:
    Федерального центра
    информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) и
    Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР)
  • «Органическая химия» электронные уроки, серия
    TeachPro CD ‘Magnamedia» 2005 год.
  • Образовательная коллекция 1С «Органическая
    химия» МарГТУ 2005 год.

Аннотация

Роль и место данной темы в курсе

С понятием «арены или ароматические
углеводороды» учащиеся впервые встречаются в 9
классе при изучении органических соединений. В 10
классе этот класс органических веществ
изучается более подробно. Как правило,
органические вещества изучаются по
определенному плану: строение, свойства,
получение, применение. Считаю, что какую бы
методику не использовал учитель, сохранение этой
логики изучения предмета позволяет учащимся
лучше понять предлагаемый материал и установить
причинно-следственные связи между строением и
свойствами веществ. На изучение данной темы
отводится 8 часов. Химическая составляющая
данной темы увязана с курсом физики (электронное
строение атомов) и экологии (ядохимикаты и их
использование в сельском хозяйстве на основе
требований охраны природы). К моменту изучения
данного материала учащиеся владеют знаниями о
строении органических соединений ранее
изученных классов, свойствах двойной и одинарной
связи, изомерии, номенклатуре, типах химических
реакций, поэтому на данном уроке формируются и
совершенствуются знания. Тема «Арены»
завершает изучение курса углеводородов.

Перечень уроков по данной теме:

Урок 1,2.

Электронное строение молекулы
бензола. Химические и физические свойства
бензола. Получение и применение.

Урок 3,4.

Гомологи бензола, строение,
номенклатура, химические свойства, получение
гомологов и применение. Взаимное влияние атомов
в молекуле толуола.

Урок 5,6.

Сравнение строения и свойства
предельных, непредельных и ароматических
углеводородов. Взаимосвязь гомологических
рядов.

Урок 7,8.

Обобщение и систематизация знаний по
теме углеводороды. Контрольная работа №2.
«Углеводороды»

Использование компьютера при подготовке
учителя к уроку:

  • средства программ Microsoft Power Point и Microsoft Word для
    демонстрации механизма образования
    ароматической связи и иллюстрации химических
    свойств и физических свойств бензола;
  • программы Microsoft Excel для составления
    проверочного теста;
  • ресурсы Интернет и компакт-дисков для
    подготовки иллюстративных материалов.
  • готовит вопросы и методику использования
    учащимися средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point,
    Microsoft Office при работе в группах и в домашних
    заданиях.

Основные особенности использования цифровых
образовательных ресурсов:

В процессе изучения данной темы использованы
иллюстративные материалы Интернет-ресурсов,
содержащие модели молекул бензола; ресурсы
компакт-дисков, содержащих информацию и
иллюстративный материал по данной теме;
компьютерные программные средства — Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft Power Point и другие для подготовки
материалов к уроку. Использовались ресурсы
Федерального центра
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu..ru и Цифровые
Образовательные Ресурсы (ЦОР ). http://school-collection.edu.ru/

Методы обучения —

словесные: беседа,
постановка и решение учебных проблем, сравнение,
объяснение, рассказ.

Средства обучения —

мультимедийный
проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент с актуализацией,
изучаемой на уроке темы.

2. Этап повторения знаний. Опрос беседа.
Организация повторения по ранее изученной теме
алкены, алкины, состав, общая формула, строение,
тип гибридизации атомных орбиталей,
физико-химические свойства. Выявить взаимосвязь
между строением и химическими свойствами
углеводородов.

3. Этап формирования новых знаний.

Формирование новых знаний успешно
осуществляется с использованием ЦОРов и ФЦОР,
презентации выполненной с помощью программы
Microsoft Word Рower Point.

В своей работе использую электронные
мультимедийные пособия:

  • «Химия ХХI век», «1C» образовательная
    коллекция «Органическая химия» МарГТУ;
  • «Виртуальная лаборатория» НФПК;
  • «Органическая химия» электронные уроки, серия
    TeachPro CD ‘Magnamedia» 2005 год.

Учитель показывает презентацию, на слайдах
название урока, цель урока и задачи. Формирование
новых знаний начинается с решения задачи на
вывод молекулярной формулы вещества. Получив
формулу, возникает проблемная ситуация: «Какое
строение может иметь молекула бензола»?
Опираясь на знания, о непредельных углеводородах
учащимся предлагается сконструировать
структурные формулы этого вещества, используя модуль
744р
на сайте ФЦИОР www.fcior.edu.ru.
На основе полученных формул учащиеся выдвигают
гипотезу о непредельности бензола. Проверка
гипотезы осуществляется при просмотре видео
опытов
с применением ЦОРов ( N 33721, N33649).

Прежде чем ответить на вопрос, каково же
строение бензола, знакомлю учеников с историей
открытия бензола и доказательством цикличности
молекулы, используя электронное
мультимедийное пособие «Органическая химия»
МарГТУ.



Электронное строение бензола изучается с
применением
ЦОРов — sp2-гибридизация
атомных орбиталей углерода (N 132025), единая
электронная система в молекуле бензола (N132066).

Физические свойства бензола — видеофрагмент
изучение физических свойств бензола (N33720)

Интерактивное задание на закрепление
физических свойств бензола — физические свойства
бензола ( N132070)

Химические свойства бензола — видеофрагменты:
бромирование бензола (N 33651), нитрование
бензола (N 33651), хлорирование бензола
(получение гексахлорана) (N 33723).

Интерактивные задания на закрепление
химических свойств бензола: уравнения
реакций, иллюстрирующие химические свойства
бензола. (N 132072).

Получение бензола: электронное
мультимедийное пособие
«Органическая
химия» МарГТУ 2005 год.

Применение бензола — применение бензола (N
132074).

4. Этап закрепления полученных знаний,
отработка сформированных умений и навыков.

Закрепление материала можно осуществлять
сразу после изучения конкретного вопроса,
выполняя интерактивные задания или после
изучения всей темы (номера ЦОРов указаны ранее).

При закреплении также можно использовать
следующие ЦОРы: структура молекулы бензола
(№375973), ароматическая пи-система бензола (№97654),
ароматическая пи-система бензола (№97677), (все
номера ЦОР представлены в презентации). При
закреплении используются ЦОРы с учетом учебных
возможностей учащихся и времени.

5. Этап самоконтроля и коррекции знаний.

Обучающимся предлагается по выбору два
небольших теста на выбор: модуль 748k на сайте ФЦИОР
www.fcior.edu.ru или тест
составленный Microsoft Excel

6. Этап информации о домашнем задании.

Учебник

по редакцией Л.С.Гузея 34.6 .
Интернет http://school-collection.edu.ru/
Решить задачи: (№97391),(№67983).
Подготовить и
сделать сообщение о вреде курения, используя
средства Microsoft Word, Microsoft Office и ресурсы Интернет в
связи с тем, что в состав табачного дыма входит
ароматический углеводород бензпирен.

7. Этап подведения итогов.

Обучающиеся составляют генетические цепочки,
которые показывают взаимосвязь между
углеводородами изученных классов.

Урок «Электронное строение молекулы бензола.
Химические и физические свойства бензола.
Получение и применение»,
вызвал интерес среди
МО учителей естественного цикла, использование
ИКТ на уроке было направлено на поиск активных
форм познавательной деятельности школьников.

Учащиеся показали свои умения и навыки
самостоятельно моделировать молекулы при помощи
модулей ФЦИОР, пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и
практических задач, развивать коммуникативные
умения, работая в группах.

Трудные для понимания вопросы о строении
аренов, легко воспринимались обучающимися после
просмотра слайдов о гибридизации атомов
углерода. Использование презентации позволило
экономно использовать время.

На уроке при помощи видео опытов учитель
продемонстрировал химические свойства вещества
бензола, т.к. опыты с бензолом запрещены в школе.
При помощи компьютера учитель очень быстро
проверил знания, полученные на уроке, каждый
обучающийся получил свой балл по теме. Учитель
рационально использовал время на уроке, меняя
формы и методы работы.

Использование электронных ресурсов и
применение компьютерных технологий становится
необходимым компонентом развития современной
химии, как науки и учебной дисциплины. Поэтому,
считаем, что задача школьного курса химии
состоит не только в том, чтобы дать учащимся
основные базовые понятия в системе «информация
- алгоритм — ПК», но и сформировать навыки работы
с ИКТ, научить грамотно, работать с различными
носителями информации в различных сферах ее
возникновения и обработки.

Уроки с применением ИКТ позволяют воспитывать
высокоинтеллектуальную личность, способную не
только воспринимать ранее накопленные научные
знания, но и обобщать, анализировать,
исследовать, моделировать.

Руководитель МО учителей естественного блока
Пастулова Г.Ю._________________

Эффективность использования ИКТ в процессе
приобретения знаний и умений оценена самими
учащимися ( опрошены учащиеся 8-11 классов).

Результаты отражает Схема №1.

Анкета для учащихся.

1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ
на уроках химии?

2. Изменится ли ваше отношение к предмету при
компьютеризации учебного процесса?

3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при
подготовке к урокам химии?

4. Каким образом ИКТ могут быть использованы на
уроках химии?

5. Имеете ли вы возможность работать с ПК?

Результаты опроса позволяют отметить
достаточно высокую оценку учащимися роли ИКТ в
учебном процессе.

Из общего числа опрошенных 96% отмечают
необходимость использования информационных
технологий.
Очевидным является приоритетность
этих технологий, по сравнению с традиционными
формами организации учебной деятельности.
Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том,
что происходит определенное изменение мотивации
учащихся к изучению данного предмета.

Широкий спектр возможностей, которые
предоставляют компьютерные технологии, на
взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной
«полезной» информации. Учащиеся предлагают
(ответы на вопрос №4) использовать на уроках
химии: схемы, таблицы, графики, обучающие
программы, электронные энциклопедии, карты
(атласы), Интернет — ресурсы, СД — диски
(тематические, музыкальные), видеофрагменты,
электронную почту, игровые программы,
практические работы, тестовый контроль,
материалы для рефератов.

В настоящее время уже (45%) учащихся используют
ПК для подготовки к урокам химии.

Большую роль в освоении ИКТ имеет наличие ПК у
учащихся дома или возможность доступа к его
использованию.

Схема №1

Данные результаты достаточно точно
характеризуют необходимость модернизации всей
системы учебно-воспитательного процесса в
направлении работы с новыми информационными
технологиями.

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: