Игры на уроках Введения в учебное исследование


Цель игры


– показать “исторические картинки”,
иллюстрирующие роль науки в жизни обществ
разных эпох: Древней Греции, Древнего Рима,
России XVIII – XIX вв, США XX в.

Подготовительная работа: индивидуальные домашние задания.

  • повторить по
    учебникам истории и другим источникам
    характеристику определенной эпохи и постараться
    представить реалии того времени в костюме,
    антураже обстановки, стиле поведения;
  • изучить
    соответствующую литературу по истории науки
    определенного периода, выбрать одну из ярких
    фигур – ученых, мыслителей того времени,
    составить о нем и его научной деятельности
    монолог (5-7 минут) и подготовиться к исполнению
    этого монолога от имени современника данной
    личности, пытаясь воссоздать образ того времени
    (грим, костюм, стиль речевого поведения, предметы
    обихода).

Ход игры

Выступление
каждого “современника выдающегося ученого”
разных эпох является иллюстрацией к рассказу
учителя о разных периодах в развитии науки.

Остальные
ученики делятся на три группы, цель каждой из них
– организовать наблюдение и дать анализ
деятельности выступавших по следующим вопросам:

  • Насколько каждый из
    выступавших “вошел в свою роль” (костюм, грим,
    антураж, детали, воссоздающие или подчеркивающие
    определенную эпоху, исторический колорит
    времени и др.)?
  • Что в монологе было
    “важно”, а что “интересно”?
  • В какой степени
    выступающему удалось представить своего
    “героя” как личность, как ученого, как человека?

Кто должен заниматься наукой?

Цель игры


– создать проблемную ситуацию, подготовить
учащихся к восприятию и пониманию лекции
“Особенности научной работы и этика научного
труда”.

Эпиграф к теме:



“Кто на себя глядит,
Свой видит лик.
Кто видит лик свой,
Цену себе знает.
Кто знает цену –
Строг к себе бывает.
Кто строг к себе,
Тот истинно велик”.

(В. Шекспир).



Ход игры

Среди
множества качеств, характеризующих человека во
всех его проявлениях, есть такие, которые относятся
к качествам, крайне необходимым и важным для
занятий учебно-исследовательской, поисковой,
опытно-экспериментальной, научной работой.

На первом
этапе (15 минут) вы должны самостоятельно
составить список качеств, важных для человека,
занимающегося научной работой. Чем больше вы
включите в этот список качеств, тем интереснее
вам будет работать на втором этапе.

На втором
этапе проведем дискуссию, основная цель которой
– выработать общий список качеств, важных для
занятий наукой. При этом каждый может высказать
свое мнение, разумеется, аргументируя его,
приводя примеры, иллюстрирующие, как, когда и
кому это качество помогало преодолеть то или
иное обстоятельство, привести к открытию.

“Пресс-клуб”

Цель игры


– научить просмотровому (поисковому),
реферативному и выборочному чтению.

Ход игры

Весь класс
делится на четыре группы, каждая из которых
получает одинаковый пакет свежих газет самого
различного направления (“Аргументы и факты”,
“Комсомольская правда”, “Семья”, “Труд”), а
так же выбирает одну из проблем, наиболее часто
освещаемую в прессе: политическая жизнь, научная
жизнь, деловой мир, культура, правосудие и т.п.)

Задание: за 20
минут выбрать информацию по интересующей группу
проблеме, обработать ее (распределить в группе
материал, обязанности, роли, выстроить
композицию своего выступления в эфире) и выйти с
передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы,
остальные – анализируют выступления по
следующим критериям:

  • умение отыскивать в тексте материал по теме;
  • актуальность и новизна содержания выбранного материала;
  • качество сценических находок в подаче материала.

“Найди свою тему”

Цель игры


– умение найти тему, выстроив в голове стратегию
и тактику деятельности, конечный продукт работы.

Ход игры

На доске написаны слова “наука”, “знание”, “любознательность”,
“исследование” и т.д., каждый ученик выбирает
одно из слов и придумывает тему для монолога.

Выбор темы должен отвечать следующим условиям:

  • характеризуется наличием проблем;
  • решается на базе личного опыта и в короткое время;
  • всеобщность (интересна для всех).

Через 5 минут
образуются группы (по выбранному ключевому
слову), каждый в группе предлагает свою тему, ее
раскрытие, группа коллективно обсуждает каждое
мнение, останавливается на одном из них, по
которому и готовится выступление.

Например,
группа с ключевым словом “исследование”
выбрала тему “Ценное исследование”.

Ведущий:
Открытие может быть разным. Может быть научным,
теоретическим, экспериментальным, детальным,
подробным, актуальным, серьезным, сложным, ценным
и т.д.

Далее, каждый
из группы рассказывает свою историю про ценное
исследование, которое он провел в своей жизни
(исследование своего поступка, что привело к
новому пониманию себя, своего поведения,
исследование жизни известного бизнесмена, что
привело к пониманию того, как складывается
бизнес, и т.д.)

“Семь
полочек”

Цель игры


– познакомить учащихся с одной из технологий
аналитического чтения.

Утверждают,
что любой материал может быть легко усвоен путем
разложения его на семь полочек, на семь единиц.
Этими полочками, единицами могут служить
философские категории:

  • общее,
  • особенное,
  • единичное,
  • сущность,
  • содержание,
  • форма,
  • явление.

Например.
Письмо академика Д.С. Лихачева. “Быть
специалистами, профессионалами – гуманитариями
я не призываю. Но… не должно быть слепых к
красоте, глухих к слову и настоящей музыке,
черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для
всего этого нужны знания, нужна
интеллигентность, дающаяся гуманитарными
науками. Читайте художественную литературу и
понимайте ее, читайте книги по истории и любите
прошлое человечества, читайте литературу
путешествий, мемуары, читайте литературу по
искусству, посещайте музеи, путешествуйте со
смыслом и будьте душевно богаты”.

Образец анализа

Общее: всех
уникальных людей, которых мы именуем
интеллигентами, роднит то, что их духовные
ценности неотделимы от “способа существования
этих людей”.

Особенное:
все, о чем пишет Д.С. Лихачев, идет от убеждений
человека, выстрадавшего свою правду на
протяжении долгой жизни, человека, у которого
мысль и поступок не расходились.

Единичное:
особенности индивидуального стиля Д.С. Лихачева.
Лексика – ключевые слова: интеллигентность,
прошлое, культура, красота… развертывание мысли
в однородных членах предложения, каждый из
которых уточняет, конкретизирует мысль.

Сущность: духовность.

Содержание:
раскрывается понимание духовности, называются
признаки этого понятия.



Форма: письмо–обращение к своим современникам.

Явление: духовное
завещание.

(Христос в заповедях,
Владимир Мономах в “Поучении” и т.д.)

Задание
учащимся:

Сейчас мы
прочитаем любой учебный текст (можно
использовать любой текст из любого учебника).

Вам надо дать
свое видение данного материала с точки зрения
этих понятий (30 минут на обдумывание и запись).

Теперь
послушаем каждого и попробуем определить, кому
удалось сделать это точнее.

Игра
“Позиция”

Цель игры


– научиться держать определенную позицию в
общении.

Ход игры

Класс
делится на три подгруппы:

  • участники дискуссии;
  • контролеры;
  • эксперты.

Каждая из
групп получает одинаковые наборы карточек
следующего содержания:

  1. – Ты должен
    внимательно слушать других.
    • Выступить не менее
      трех раз.
    • Каждую реплику
      начинать с того, что говорил предыдущий
      выступающий.
    • После реплики
      спрашивать: “Правильно ли я тебя понял?”
    • Повторять текст, внося
      поправки в свои слова.
  2. – Ты должен
    высказаться во время дискуссии.
  3. - Ты слушаешь
    других только затем, чтобы под любым предлогом
    сменить направление разговора и подменить его
    обсуждением твоего вопроса.

  4. – Ты активный
    участник разговора, выступишь три раза.
  5. - У всех
    должно сложиться впечатление, что ты очень много
    знаешь по обсуждаемому вопросу и очень много
    пережил.

  6. – Ты – ярый спорщик.
  7. Ни в чем, ни с
    кем, никогда не соглашаешься.

    Упорно
    отстаиваешь свои взгляды во время дискуссии.

  8. – Тебе не дается
    никакого задания. Веди себя так, как ты обычно
    ведешь себя на уроке.
  9. – Ты должен три раза
    высказаться и всякий раз твои слова должны быть
    абсолютно не связанны с тем, что говорили другие.
    Веди себя так, словно совершенно не слышал того,
    что говорили до тебя.
  10. – Ты должен во всем со
    всеми соглашаться, очень быстро и просто меняя
    свое мнение.
  11. – Ты помогаешь другим
    как можно полнее выразить свои мысли, добавляешь,
    уточняешь.
  12. – Твое участие в
    разговоре должно быть направлено на то, чтобы
    сплотить группу, способствовать взаимопониманию
    между членами группы.
  13. – Постарайся пять раз
    вступить в разговор, чтобы вынести какие-то
    оценки участникам дискуссии, т.е. всех должен
    оценить.
  14. – Ты – очень деловой
    человек. Разговор тебе кажется бесполезным,
    поэтому ты периодически предлагаешь “закрыть
    тему”, “сделать выводы”, “подвести итог”.
  15. – Тебе очень скучно
    при этом разговоре, т.к. тема тебя абсолютно не
    волнует.

Первая
группа учеников ведет дискуссию на любую тему.
Ученики второй группы, зная, какое задание у
учеников первой группы, контролируют, верно ли
выполняется задание (удержание позиции).
Эксперты, наблюдая за ходом дискуссии,
определяют, какая из карточек была у каждого,
насколько точно выполнялось задание, оценивают
ход игры.

Понятийно-терминологическая
игра

Цель игры


– совершенствование умения пользоваться
понятиями.

Ход игры

Класс
делится на дискуссионные группы по 5-6 человек в
каждой. Группам предлагается устно дать
определение понятий:

  • 1 группа –
    “достоинство”, “порядочность”,
    “тактичность”;
  • 2 группа –
    “честность”, “доброжелательность”,
    “общительность”;
  • 3 группа –
    “терпимость”, “мужество”, “общение”.

В течение 10
минут внутри групп обсуждаются содержательные
признаки данных понятий. После обсуждения один
из группы “озвучивает” результаты работы,
представители других групп могут вносить свои
дополнения, коррективы, выражать
аргументированное несогласие.

“Хранитель
информации”, работавший до этого с толковыми,
энциклопедическими словарями, комментирует
итоги работы каждой группы.

На втором
этапе каждая группа получает терминокарту
следующего содержания:

  1. Анализ – расчленение
    целостного предмета на составляющие части
    (стороны, признаки, свойства) с целью их
    всестороннего изучения.
  2. Актуальность темы –
    степень ее важности в данный момент и в данной
    ситуации для решения данной проблемы (задачи,
    вопроса).
  3. Гипотеза – научное
    предположение, выдвигаемое для объяснения
    каких-либо явлений.
  4. Изобретение – решение
    технической задачи, отличающейся существенной
    новизной и дающей положительный эффект.
  5. Научное исследование
    – процесс выработки новых научных знаний, один
    из видов познавательной деятельности.
    Характеризуется объективностью,
    воспроизводимостью, доказательностью и
    точностью.
  6. Методика исследования
    – система конкретных приемов или способов
    осуществления какого-либо исследования.
  7. Принцип – основное,
    исходное положение какой-либо теории, учения,
    науки.
  8. Синтез – соединение
    ранее выделенных частей (сторон, признаков,
    свойств) предмета в единое целое.
  9. Эксперимент –
    испытание изучаемых явлений в контролируемых и
    управляемых условиях.
  10. Концепция –
    определенный способ понимания, трактовки
    какого-либо явления; основная точка зрения.
  • Задача каждой группы
    – за 10 минут усвоить эти новые понятия, выделив в
    них основные отличительные признаки.
  • Участники игры
    поочередно устраивают друг другу экзамен:
    воспроизводят своими словами определение того
    или иного понятия, отвечают на вопросы, включают
    то или иное понятие в связный текст (время работы
    – 15 минут).
  • Каждая группа
    составляет текст (лекция, сообщение, сказка,
    телепередача), который будет оцениваться по
    пятибалльной системе по критериям:
  • количество
    использованных понятий из термина карты;
  • точность в
    употреблении понятий;
  • занимательность
    текста.



Следующий: