Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Современное состояние окружающей среды заставляет активизировать работу по осуществлению непрерывного экологического образования, начиная с дошкольных учреждений разных типов.

И на этот раз я убеждена, что учить деток увидеть удивительное, красивое и неповторимое в природе и бережно ко всему живому относиться необходимо уже с раннего возраста. Работать в этом направлении помогают игровые моменты, игры на занятиях, на экскурсиях, в походах, в экспедициях. С особой увлеченностью в играх принимают участие дети всех возрастов, независимо от эмоционального настроя, подготовленности, интеллекта.

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников).

Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также или на прогулке, или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

Если я провожу экскурсию с детьми 5 – 6 лет “Природные явления осенью”, я реализую цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения. Здесь возможно провести игру “C какого дерева упал лист?”.

Детки, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению принадлежит этот лист. За правильный ответ я награждаю ребенка зеленым бумажным яблочком. Кто больше набрал “зеленых яблочек” (вешаю детям в виде медальки) – тот и выиграл. Пройдя по отделенной территории дошкольного учреждения, мы отметили с детками все признаки осени (за исключением дождя), увидели вдалеке даже птиц, которые собирались в стаи. Здесь возможно (если позволяет время) провести игру “Кто больше назовет перелетных птиц?” Дети могут назвать до 7 – 10 перелетных птиц.

В заключение экскурсии можно провести подвижную игру “Воробышки и кошка”. Выбрать водящего – «кошку», а «воробышки» — все остальные детки бегают – «летают» по участку. После слов: «Кошка, кошка – не спеши, воробья ты не лови». «Кошечка» — ребенок стремится поймать любого ребенка – «воробышка». Если в группе в данный момент детей более 23 – 25 человек, всех детей разбить на две группы: одна группа играем, другая является болельщиком данной игры (стоят сбоку участка). Очень нравится игра детям того же возраста “Осенний урожай”. В корзине лежат овощи и фрукты.

Задача игры: разложить на 1 поднос – овощи, на другой поднос – фрукты, по два человека за игру 2 мин. Кто больше и правильно наберет на 1 поднос – только овощи, на 2 – только фрукты – тот и побеждает. Можно в качестве награды угостить победителя, каким – то фруктом. В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

  • Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;
  • Совершенствует коммуникативные способности;
  • Расширяет кругозор детей;
  • Способствует сплочению детского коллектива.

Игровые обучающие ситуации на природоведческих занятиях, наблюдениях с помощью:

  • Игрушек-аналогов. (сопоставление живого объекта с игрушечным)
  • Кукол (животные, Буратино, Незнайка Петрушка, герои мультфильмов Чипполино)
  • Путешествия (по реке, в зоопарк, в теплые страны, в Антарктиду)

вызывают особые внимание, эмоции активизируется умственная деятельность.

Обучение с использованием ИОС может выходить за рамки положенного времени в зависимости от эмоционального настроя у детей и от степени развивающего эффекта.

Итак, практика показывает, что игра является наиболее свободной, эмоциональной, желаемой деятельностью ребенка. Более того, игры разного рода мотивируют дошкольника к познанию творчеству, формированию позитивного образа в процессе экологического воспитания.

В среднем звене общеобразовательной школе, как по биологии, экологии так и по географии много тем, которые возможно реализовать в форме урока – игры. Например, в 6 классе по географии увлеченно воспринимают тему “Ориентирование на местности” в виде экскурсии с игровыми технологиями.

Цель данной экскурсии:

  • формировать навыки ориентирования на местности: учить определять стороны горизонта разными способами;
  • научить работать с компасом;
  • измерять расстояние на местности;
  • определять азимут;
  • интегрировать знания географии, биологии, экологии, формируя основы эко – культуры поведения в природе.

I. Блок экскурсии: объяснения учителя с элементами беседы о методах ориентирования на местности “работа с компасом”.

II. Блок: закрепление полученных знаний в виде игровых ситуаций “Разбить” класс на 4 группы. Каждой группе раздают задания:

  • определить азимут направления;
  • отмерить определенное расстояние;
  • в данном пункте получит экобиологическое задание – конверт, в котором листья и семена.
  • определить с какого они растения.

Кто первый выполнит, тот выиграл коллекцию орехов (знать названия этих орехов: фундук, грецкие, кедровые).



По ходу экскурсии необходимо обратить внимание на состояние газонов пришкольной и дворовой территорий, отметить их эстетическое и экологическое значение.

С большим успехом и интересом проводим обобщающие уроки в форме уроков – игры.

Итак, обобщающий урок по теме: “Царство грибы” провожу в форме игры: “Знаешь ли ты грибы”. Если класс большой можно его “разбить” на 5 команд (по 5 человек). В каждой команде назначаю “лесовичка”, который контролирует и оценивает выполнение задания.

Цель урока-игры:

  • повторить и уточнить о грибах, сборе грибов;
  • учиться доброжелательному общению, здоровому соперничеству, взаимной помощи;
  • формировать основы экологической культуры поведения в лесных экосистемах.

Накануне этого урока рекомендовать детям посмотреть энциклопедии, другую литературу о грибах или побывать в лесу.

1-е задание игры:

  • “Грибное лото” ответить на вопросы за 1 минуту.
  • как называется “дружба гриба с корнем дерева?”
  • могут ли плесневые грибы улучшить качество продуктов?
  • какие животные “дружат с грибами”?
  • за какими собаками идут либо с собаками, любо с дрессированным поросенком?

В течение 5 минут. 2-е задание: Собрать в корзину только съедобные грибы (рисованные грибы в корзину).

За одну минуту кто больше соберет и назовет грибов. А с лесовичком перечислить несъедобные грибы. Лесовичок, чьей команды перечислит за минуту несъедобные грибы, той команде прибавляется еще по баллу.

3-е задание: каждой команде за 10 минут написать правила сбора грибов.

В результате:

  • 1-е задание: каждый ответил по баллу;
  • 2-е задание: 1 балл – команде, 1 балл – лесовичку;
  • 3-е задание: если выполнение его состоит из 5 – 6 пунктов, то оно оценивается в 5 баллов.

В оставшееся время (5 — 7 минут) подведение итогов (выставление оценок и лучшую команду угощаю яблоками).

На уроке используем таблицы: “Плесневые грибы”, “грибы паразиты”, “Шляпочные грибы”.

Более сложные уроки – игры провожу в11–9-х классах. На каждом 2, 3 – ем уроке можно использовать игровые технологии. Например, темы “Экосистемы”, начинаю с объяснения – беседы о понятиях экосистема и функциональных группах организмов в экосистеме. Объясняю понятия “продукты”, консументы и редуценты. Строим схему пищевых и энергетических связей в экосистеме:

Затем использую различные игровые технологии разноуровнего плана с учетом индивидуальных способностей старшеклассников. Допустим, I уровень 2 группы по 3 ученика играющих выполняет следующее: дописывает конкретные представителей органического мира по всем трем функциональным остальным группам экосистемы.

Кто больше и правильнее подберет представителей каждой функциональной группе за 3 минуты. Затем обмениваются обе группы своими результатами, проверяют правильность и оценивают объективно свои результаты.

Задание II уровня: отбираем несколько групп по 3, 4 человека подбирают соответствующих представителей органического мира для:

  • экосистеме болото
  • экосистеме реки
  • экосистемы луга
  • экосистемы хвойного леса.

Все эти живые организмы в виде картинок разложены на столах играющих и чем полнее будет представлена живыми организмами каждая экосистема, тем лучше результат у учащихся. И для закрепления новых понятий темы: один из учащихся называет любой организм, а другой называет функциональную группу экосистемы, которую представляет этот организм: например, плесневые грибы – редуценты, береза, осина – продуценты; майский жук – консумент.

А для учащихся I уровня: вопросы прикладного характера: перечислить мероприятия по сохранению экосистем:

  • река
  • поле зерновых
  • смешанный лес.

Подводим результаты работы на уроке.

Современное воспитательно-образовательное пространство любого образовательного учреждения требует, по моему мнению, активное использование игровых технологий буквально в каждом учебном предмете. Хорошо продуманная игра, интегрирующая в себе знания многих предметов (биология – химия экология, или география – экология – изобразительное искусство) реально увлечет учащихся и даже может сыграть роль в профессиональной ориентации отдельных учащихся.

Игровые моменты на уроке и во внеурочное время формируют активную жизненную позицию учащихся, учат доброжелательному общению между собой, активизирует познавательную деятельность детей.

Пропагандируя активные методы работы, игровые технологии в экологическом образовании и воспитании, я продемонстрировала отдельные игровые ситуации в средней, старшей и подготовительной группах на районном методическом объединении для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Люберецкого района на базе детского сада общеразвивающего вида № 76.




Следующий: