Игровые технологии на уроках химии

Цель урока: актуализация и рубежный
контроль знаний, умений и навыков по теме
“Важнейшие классы кислородсодержащих
органических соединений”.

Девиз урока: “У пространства нет размера,
а у знаний нет предела!”

Формат игры:

  1. Класс делится на 4 экипажа
    химиков-исследователей (по 5-7 учащихся):
  2. “ЭФИРИАНЦЫ”, “АЛЬДЕГИДОИДЫ”, “КИСЛАНТРОПЫ”,
    “АЛКАНАВТЫ”.

  3. Учитель моделирует игровую ситуацию: полёт к
    далёкой таинственной
  4. планете КАСП (Кислоты, Альдегиды, СПирты),
    необходимость исследования этой планеты,
    изучение образа жизни её обитателей — КАСПиритян
    и т. п.

    СОВЕТ! Учитель может сам воплотиться в
    образ посланца инопланетного разума -
    КАСПиритянина или руководителя Центра
    управления полётов, в зависимости от настроения!

  5. На доске открывается карта космического
    маршрута, лист тайм — кипера (Приложение1)
    и оценочная шкала (Приложение
    2).

    СОВЕТ! В оформлении рекомендуется
    использовать космологическую символику: звёзды,
    кометы, метеориты, системы галактик и т. п.

  6. Тайм-кипер озвучивает временной режим игры:
    • вступительное слово учителя, объяснение правил
      игры(120 с);
    • преодоление этапов полёта (1680 с);
    • определение рейтинга экипажей после каждого
      этапа (480 с),

      ВНИМАНИЕ! Рейтинг
      определяется экипажами друг у друга после
      каждого этапа в течение 60 секунд при помощи
      открываемого учителем кода правильных ответов!

    • подведение итогов игры (120 с);
  7. Каждый экипаж получает набор для моделирования
    молекул, набор реактивов и вопросительный кейс,
    включающий задания к каждому этапу полёта;
  8. СОВЕТ! Оптимальный вариант: представить
    однотипные задания на листах одинакового цвета,
    чтобы не потеряться во Вселенной вещества!

Игра начинается! Счастливого полёта и мягкой
посадки!

Вам желает автор идеи: Лана Пашкевич

ОБРАЗЕЦ ВОПРОСИТЕЛЬНОГО КЕЙСА

для исследовательского экипажа
“АЛЬДЕГИДОИДЫ”

Лист 1 (красный)

НАЗВАНИЕ ЗВЕЗДОЛЁТА

Ум — хорошо, а два — лучше!

Классифицируй вещество по химической формуле
состава.

формулы алканолы многоат

омные

спирты

фенолы простые

эфиры

альдегиды кетоны карбоновые

кислоты

сложные

эфиры

1

сн2он — сн2он

к

а

р

л

ж

ю

р

з

2

сн3сон

и

о

ю

р

л

ш

о

д

3

сн3ососн3

р

ю

т

п

е

к

ц

ь

4

с2н5он

д

ю

э

х

г

щ

р

л

5

с6н5он

в

д

е

ы

ф

й

т

м

6

сн3соон

м

ж

л

о

к

щ

г

ы

7

сн3сосн3

я

м

с

ч

о

и

ю

ж

8

сн3осн3

а

о

л

д

ю

б

ъ

н

9

сн3он

о

б

т

р

щ

з

х

к

10

с6н4(он)2

р

и

ю

б

п

в

н

е

11

нсоон

ч

я

ф

д

л

т

д

ж

12

с2н5ос2н5

в

т

о

ы

ж

р

ф

к

Ответ ———————————————-

РЕЙТИНГ :)

Лист 2 (оранжевый)

IUPAC — КОНТРОЛЬ

Не будь тороплив, будь памятлив!

Составь структурную формулу органического
соединения по названию.

  1. метаналь ——————————-
  2. метанол ———————————
  3. этаналь ———————————
  4. уксусная кислота ———————-
  5. формальдегид —————————
  6. этановая кислота ———————-
  7. муравьиный альдегид ——————
  8. метановая кислота ———————
  9. ацетальдегид —————————
  10. муравьиная кислота ——————-

РЕЙТИНГ :)

Лист 3 (жёлтый)

КОД ГАЛАКТИКИ

Не обдумав, не решай, а, решив, не
передумай!

Определи наличие функциональных групп в
составе соединения.

Название

Одна

-он

Две и более -он

-сон

-со-

- соон

-о-

-о-со-

1



этанол

г

м

ю

ш

д

а

к

2

формальдегид

р

а

и

н

ж

м

х

3

уксусная

кислота

ё

к

п

у

д

р

т

4

глицерин

л

р

с

т

ф

я

ш

5

метанол

и

л

о

м

ж

э

г

6

ацетальдегид

я

ю

р

б

а

е

г

7

стеариновая

кислота

е

н

ю

л

о

ж

я

8

этилацетат

м

ё

х

в

р

п

в

9

фенол

а

б

ю

д

ж

э

ъ

10

этиленгликоль

о

н

р

я

ю

ж

э

11

ацетон

т

е

м

и

к

ё

л

12

диметиловый

эфир

б

я

к

о

р

е

ж

Ответ ——————————————————

(поясни термин)

РЕЙТИНГ :)

Лист 4 (зелёный)

ВСТРЕЧА С ИНОПЛАНЕТЯНИНОМ

Мало хотеть, надо уметь!

Выведи молекулярную формулу органического
вещества данного состава, составь структурную
формулу и назови.

С — 40%

Н — 6,67%

О — 53,33%

ПЛОТНОСТЬ ПО ВОЗДУХУ (н.у.) — 1,035

ВНИМАНИЕ! ОН — “АЛЬДЕГИДОИД”!

РЕЙТИНГ :)

Лист 5 (голубой)

ГОЛОГРАММА КАСПиритянина

Всякое дело красит мера!

Смоделируй молекулу органического вещества,
формула которого получена в предыдущем задании.

РЕЙТИНГ :)

Лист 6 (синий)

STAR TREK

Мудрым никто не родился, а научился!

Составь уравнения по “цепочке превращений”,
укажи условия реакции и назови органические
вещества.

  • ———————————————
  • ———————————————
  • ———————————————
  • ———————————————
  • ———————————————
  • РЕЙТИНГ :)

    Лист 7 (фиолетовый)

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

    Умелые руки — помощники науке!

    Проведи качественную реакцию для обнаружения
    каждого органического вещества, укажи на
    “облачке” реактив, условия и признак реакции.

    Глицерин

    Ацетальдегид


    Этанол

    Уксусная кислота

    Фенол

    РЕЙТИНГ :)

    Лист 8 (лиловый)

    МЕЖЗВЁЗДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

    Сравнение — основа мышления!

    1. Исключи лишнее слово: зонелб, панопорл,
    дамигельдорф, лефон

    2. Найди общее окончание

    колок —

    фен -

    прок -

    этан

    3. Найди слово, соответствующее формуле, по
    образцу:

    сн3сн2сон ———— крохаль

    сн3сн2сн2он ——— вол

    сн3сосн3 —————— ? (Крокодил,
    скорпион, павлин).

    4. Составь уравнение реакции по схеме:

    павлИН + ВОДА > АЛЬбинос

    5. Вставь нужную формулу:

    А

    сн3сон

    В

    ?

    нсон

    Б

    с2н5сон

    И

    6. Определи название вещества в скобках

    сн3сн2он (пентанол) сн3сн2сн2он

    сн3он (————-) сн3он

    ВНИМАНИЕ! Можно варьировать количество
    вопросов в тесте в зависимости от уровня
    подготовки класса.

    РЕЙТИНГ :)

    Лист Тайм-кипера

    Оценочная шкала

    При составлении вопросительного кейса
    использована литература:

    1. Абросимов А., Абросимова М. Проверь себя, юный
    химик! Тесты для учащихся 8 -11 классов. “Первое
    сентября”. Химия. : №5 — 38, 1998.

    2. Вивюрский В. Учись приобретать и применять
    знания по химии. Пособие для школьников. М.:
    ВЛАДОС, 1999.




    Следующий: