Игровые технологии на уроках как средство активизации познавательного интереса обучающихся из опыта работы


Каждый учитель хочет, чтобы его уроки
были интересными, увлекательными и
запоминающимися. Молодым учителям часто кажется,
что достаточно хорошо знать предмет и уметь
рассказывать. Однако преподавание в школе очень
скоро развеивает такое представление. Особенно в
сегодняшней школе, которая, конечно же, не
остаётся в стороне от перемен, происходящих в
нашей стране. Как удивить современного
школьника, который проводит массу времени не за
книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в
позиции активного игрока?

Именно поэтому в настоящее время
особое внимание стали уделять развитию
творческой активности и интереса у школьников к
предметам. Для этого проводятся различные
конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип
активности ребёнка в процессе обучения был и
остаётся одним из основных в дидактике. Под этим
понятием подразумевается такое качество
деятельности, которое характеризуется высоким
уровнем мотивации, осознанной потребностью в
усвоении знаний и умений, результативностью и
соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе
возникает нечасто, она является следствием
целенаправленных управленческих педагогических
воздействий и организации педагогической среды,
т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами,
активизирующими и интенсифицирующими
деятельность учащихся, в некоторых же
технологиях эти средства составляют главную
идею и основу эффективности результатов. К таким
технологиям можно отнести игровые технологии.
Именно их я использую на уроках.Игру как метод
обучения, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике, в
современной школе, делающей ставку на активацию
и интенсификацию учебного процесса

На уроках я провожу много различных
игр, привожу примеры некоторых из них.

Игра «Три предложения»:
внимательно прослушать и передать содержание
рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру
можно использовать при работе с текстом
параграфа, записать три предложения в тетрадь.
Правила игры: кому удастся точнее и короче
уложить содержание прочитанного, услышанного.

Когда на уроке остается немного
времени, провожу несложную игру, которая
способствует закреплению материала и выявлению
знаний обучающихся, вносит занимательность на
урок, оживляет его.



С ребятами средних классов проводим
викторины, разгадываем исторические шарады и на
переменах. Различными занимательными играми,
чаще всего массового характера, неизменно
сопровождаются исторические вечера, праздники.

Во всех случаях применяются обычно
игры несложные, рассчитанные на работу с большой
группой учащихся или с целым классом, то есть
массовые игры. Наиболее частые из них: «Узнай
героя», «какое событие?», «Знаешь ли ты
крылатые слова и выражения?», «четвертый
лишний», а также различные исторические
кроссворды и шарады.

Вариантов игры «Узнай героя»
может быть несколько. Один из них состоит в
следующем: по тексту учебника составляется
рассказ об историческом герое без имени и
сведений, указывающих конкретно на его личность.
Ведущий или учитель знакомит участников игры с
рассказом, они же должны отгадать героя.
Например. Рассказ о Перикле, составленный по
учебнику пятого класса выглядит так:» Он
происходил из знатного рода и владел крупным
имением, в котором работали десятки
принадлежавших ему рабов. Он был образованным и
талантливым человеком, славился своим
красноречием. Держался спокойно и величественно,
но, когда произносил гневную речь, говорили, что
он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и
молнии».При составлении текста к игре «Узнай
героя» использую исторический документ и
рассказы современников. Например:

«Не было такого труда, при котором он
уставал бы телом или падал духом. И зной, и мороз
он переносил с равным терпением. Он не
пользовался мягкой постелью; завернувшись в
военный плащ, спал среди воинов, стоявших на
карауле. Он первым устремлялся в бой, последним
после сражения оставлял поле». (Тит Ливий о
Ганнибале)

Этой цели может служить и
художественная литература. Благодаря подобной
игре обучающиеся знакомятся с яркими
характеристиками, данными историческим героям
авторами художественных произведений.

Подобно играм «Кто он?», «Чей
портрет?» с целью выявления знаний об
историческом деятеле может быть проведена такая
игра: один из учащихся выходит за дверь. Все
остальные сговариваются и задумывают какое-либо
историческое лицо.

Ведущий должен отгадать, кто задуман.
Он имеет право задавать вопросы. Но ответы на них
могут быть только «да», «нет»,
«близко». Например, задуман Суворов.

Ведущий:

Он был царем?

Участники:

Нет.

Ведущий:

Он был реформатором?

Участники:

Нет.

Ведущий:

Он был полководцем?

Участники:

Да.

Ведущий:

Он прославился при
Екатерине II?

Участники:

Близко.

Ведущий:

Он совершил переход через
Альпы?

Участники:

Да.

Ведущий:

Это Суворов.

Сопоставление ответов о задуманном
лице дает возможность ученику сделать
правильный вывод.

Постепенно усложняя подобные игры и,
кроме закрепления характеристик исторических
личностей, стремлюсь, чтобы в памяти обучащихся
запечатлелись исторические события. С этой целью
применяю игру «Какое это событие?», «Какое
это произведение?», например:

«Весной 1503 года написал он портрет.
Кто бы помнил о существовании этой женщины, если
бы не кисть великого мастера?

Вот она сидит в кресле, с величавой
небрежностью, опершись руками на подлокотники.
Что же это за лицо, почему о нем так много пишут,
спорят уже столько лет? Многое выражает это лицо,
загадочность этой улыбки вошла в поговорку».
(Леонардо да Винчи. Джоконда).

Ребята очень любят викторины типа
«Крылатые слова и выражения». Их можно
провести в разной форме, например, «Кому
принадлежат эти слова?»

: Лучше смерть от железа, чем от голода.
(Спартак).

:Дикие звери, рыскающие по Италии,
имеют норы и логовища для ночлега, те же люди,
которые сражаются и умирают за Италию, имеют
только воздух и свет: (Тиберий Гракх).

: Много на свете дивных сил, но сильнее
человека нет в природе ничего. (Софокл).

: Осел, нагруженный золотом, возьмет
любой город. (Ф. Македонский).

или «Что означают эти выражения?»

«Ганнибал у ворот!»
«Деньги не пахнут»
«Разделяй и властвуй»
«Перейти Рубикон»

Провожу игру в форме: «Из какого
художественного произведения эти слова?»

«Муж великанского роста в пещере той
жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не
водился». (Гомер, «Одиссея»).

Сказал брат брату:
«Это – мое, а то – мое же»
И начали князья про малое
«Это великое» молвить,
И сами себе крамолу ковать. (Слово о полку
Игореве).

Для развития внимания при
самостоятельной работе с текстом, умения
соотносить факты использую игры типа «Найди
отличия», «Историческая фальшивка». Эта
игра используется при закреплении и обобщении
материала.

Постепенно перехожу к играм, где
требуется уже персональная ответственность
каждого из участников, где каждый выступает один
на один перед поставленным вопросом и должен
показать свои знания окружающим.

Такой игрой является «Поймал –
ответил»: подвижная, требующая быстрой
сообразительности, умения точно и четко отвечать
на предложенный вопрос. Кто ошибается, тот
выходил из игры. Эту игру можно проводить по
вопросам, касающимся исторических личностей,
исторических событий, дат. Ее можно проводить уже
в 7-8 классах.

Обычно живой интерес у обучающихся
вызывает игра «Четвертый лишний». Она ценна
для закрепления хронологического материала,
причем закрепления сознательного, а не
механического, не отдельных дат, а небольших
хронологических комплексов. Этот тип игры
применяю для закрепления и проверки знаний
исторических деятелей, историко-географических
названий, связанных с одним событием: А) Пуатье,
Креси, Лион, Компьен. Б) 1381, 1066, 1358, 1525.

Большой популярностью у детей
пользуются «Неотправленнные депеши».

Кто, когда, в связи, с чем мог послать
каждое из этих донесений? Ничего, что они, может
быть, и не были отправлены в свое время:

«Москва пылает. Людей не видно.
Холодно. Голодно.

Неприступная крепость взята.
Противник повержен. Россия – черноморская
держава.

Огромные полчища стянуты к городу. От
скрипа колес и ржания коней не слышно
человеческого голоса».

«Вышел к Неве с дружиной. Ополчению
поспешать следом.

Крепостная стена подорвана, город пал,
низовья Камы и Волги наши.

Основали на Воронеже верфь добрую,
строим галеры ладные. Будет Азов взят.

Миновали Ярославль. Подошло
пополнение. Идем освобождать Москву.

Привести войска в полную готовность.
Обнародовать Манифест».

Для работы с терминами использую игру
с правилами «Переводчик». Некоторые
определения усваиваются с трудом из-за сложности
научного языка. Школьники

зазубривают, не понимая их смысла. В
данной игре детям предлагается сказать
историческую фразу другими словами, перевести с
«научного» языка на «доступный».

В 7-8-х классах средней школы необходимо
формировать у обучающихся умение составлять
конспект и работать с ним. Как известно, конспект
– это краткое письменное изложение материала.
Чтобы составлять конспект, необходимо, во-первых,
научиться сокращать слова, а также выделять
главное и опускать второстепенное; во-вторых,
важно научиться расшифровывать конспект, то есть
краткую запись развернуть в полный текст,
максимально приближенный к исходному материалу.

В связи с этим предлагается игра
«Реставрация», в которой сочетается
методический прием конспективного изложения с
подготовкой обучающихся к умению создавать
конспект и работать с ним. Для игры на доске или
на карточке пишется краткий конспект с
сокращениями (возможно, без точек и с пропусками
для общеупотребительных слов). Школьникам
необходимо восстановить текст и увеличить его.
Учитель предваряет игру примерно следующим
образом:»Представьте себе, что вы – работники
архива и нашли древние листы, местами
почерневшие от сырости; чернила во многих местах
размылись или выцвели. Вам надо восстановить
текст».

Данная игра была проведена при
изучении темы: «Россия на рубеже XVIII-XIX
веков». Материал о населении страны зашифрован
в нижеприведённой записи:

Население (XVIII в.): в 4 раза=44 млн. чел., 3
млн. – за Уралом. Нац. состав – неоднородный.
Основа – русские, юг, запад европ. части –
украинцы, белорусы. На севере Европ. Р., Поволжье
> S заселена финно-угорскими, тюркскими
народами. Сибирь – народности: якуты, эвены,
юкагиры, буряты и др. Исповедовали религии: гос. –
православие (87%), католич., ислам, буддизм.
Сословия: дворянство, духовенство, купечество –
(по 1%), крестьяне (90%), мещане (4%), казачество.

Когда игра проходит в первый раз,
необходимо на первом предложении показать, что
значит расшифровать его. У каждого получается
свой вариант. При проверке учителю целесообразно
познакомить с интересными вариантами разных
«расшифровок». Проведение этой игры готовит
обучающихся к игре с противоположным значением
«Зашифруй текст».

Я использую в своей работе и такую
форму обучения и деятельности, как
театрализованная игра. Словосочетание «театр
на уроке » зачастую пугает учителей, так как
ассоциируется с массой декораций, костюмов,
различных театральных атрибутов, длительными
репетициями. Нужно отметить, что, во-первых, речь
идет не об историческом спектакле, а об игре,
во-вторых, работа над сценарием, изготовлением
элементов костюма, является коллективной
деятельностью обучающихся и учителя, в-третьих,
эффект от уроков настолько велик, что учитель
просто не может использовать эти колоссальные
возможности.

Приемы использования элементов
театрализации на уроке (любой тип урока):
1.Персонификация – реально живший исторический
персонаж участвует в уроке как помощник учителя
(консультант, экскурсовод и др.) Урок
«Александрия Египетская», экскурсовод –
Александр Македонский.



2.»Кто я?» Ученик в костюме
какого-то персонажа рассказывает о нем.
Обучающиеся угадывают, кто он. Урок «Религия
древних греков». «Благодаря мне жилища людей
стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им
побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так
жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок
«Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой
поединок с вождем троянцев Гектором.

Я готов сражаться. Только бы стрела или
копье моего врага не попали мне в пятку»
(Ахиллес).

3.Урок – интервью или игра в
«журналистов». Придумать и сформулировать
вопросы для интервью – дело непростое. Интервью
помогает раскрыть некоторые стороны личности
исторического деятеля, дать ему возможность
оправдаться перед судом истории. Ученики брали
интервью у императрицы Екатерины II, у Наполеона
Бонапарта, у Никиты Хрущева и т.д. Несомненно, что
журналисты, готовящие интервью, должны хорошо
знать своего героя. Таким урокам всегда
предшествует тщательная подготовка. Вопросы
ребята придумывают оригинальные, злободневные, с
долей хорошего юмора. На таких уроках ребята
учатся формулировать и отстаивать свою точку
зрения, рассматривать проблемы с разных сторон.
Иногда используется прием «Позвольте мне
ответить за него». Интервьюирование – хороший
способ связать изученное на уроках с реальной
жизнью, расширить социальные представления
обучающихся, развить у них навыки общения с
различными людьми. В 9 классе при изучении темы
«СССР в 1953-1964 годах» во время подготовки
круглого стола, посвященного деятельности
Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью
у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это
десятилетие после смерти Сталина. И это уже не
просто игра в журналистов, а серьезная работа и
большая ответственность. История глазами
очевидцев всегда вызывает особый интерес, так
как эпоха предстает перед нами наиболее
отчетливо и зримо, ученики получают возможность
прикоснуться к прошлому.

4.Историческая сценка – небольшое
представление – способ передачи учащимся
исторической информации посредством ролевого
исполнения по заранее составленному сценарию с
применением театральных атрибутов.



Очень важно, используя игровые
методики, «не заиграться». Чтобы избежать
такой опасности, необходимо всегда проводить
черту между игрой и жизнью.

Заключение

Занимаясь проблемой использования игр
на уроках истории, я пришла к следующим выводам:

  1. Игра – это мощный стимул в обучении,
    это разнообразная и сильная мотивация.
    Посредством игры гораздо активнее и быстрее
    происходит возбуждение познавательного
    интереса потому, что человеку по своей природе
    нравится играть. Другой причиной является то, что
    мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной
    учебной деятельности.

  2. В игре активизируются психические
    процессы участников игровой деятельности:
    внимание, запоминание, интерес, восприятие,
    мышление.

  3. Игра эмоциональна по своей природе и
    потому способна даже самую сухую информацию
    оживить и сделать яркой, запоминающейся.

  4. В игре возможно вовлечение каждого
    ученика в активную работу, это форма, которая
    противостоит пассивному слушанию или чтению. В
    процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок
    способен выполнять такой объём работы, какой ему
    совершенно недоступен в обычной учебной
    ситуации.

  5. Игра создаёт особые условия, при
    которых может развиваться творчество. Суть этих
    условий заключается в общении «на равных»,
    где исчезает робость, возникает ощущение – «я
    тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее
    раскрепощение. Для обучения важно, что игра
    является классическим способом обучения
    действием. В игре органично заложена
    познавательная задача. В игре ребёнок может
    осуществлять самостоятельный поиск знаний.

  6. В игре также происходит
    воспитательная работа, что неоднократно
    рассматривалось в трудах многих ведущих
    педагогов. В игре же «именно овладение
    знаниями становится новым уникальным условием
    сплачиванием сверстников, условием приобретения
    интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и
    «обретения себя» (В.М.Букатов)




Следующий: