Игровые технологии и проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе


Я считаю, что тема, касающаяся вопроса применения игровых технологий и проектной деятельности в практической профессиональной деятельности, является важной и актуальной в настоящее время.

Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира, направленного на индивидуальное развитие личности.

А цель использования игровых технологий и технологии проектной деятельности – именно создание условий для реализации личностного потенциала учащихся, для развития их креативности.

Ориентация на личность учащегося определяет и современную концепцию языкового образования.

Игровые технологии — это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, в которой ребенок познает окружающий его мир. В шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности. При этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой – игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет, и игра продолжает занимать важное место в их жизни, являясь средством познания действительности.

С помощью игровых технологий на уроке английского языка можно достичь сразу нескольких целей:



  • расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал;
  • развить речевые умения учащихся;
  • развить память, внимание, сообразительность, воображение учащихся;
  • создать атмосферу поиска и творчества на уроке;
  • развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся;
  • научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;
  • снять эмоциональное напряжение, монотонность.

Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение в области изучения иностранного языка и культуры, как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая принцип обучения в сотрудничестве.

Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов (технология проектов)это одна из технологий в обучении, которая представляет собой совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов.

Данная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения (со-operative learning), при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик — учитель — группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности.

В ходе выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.

С помощью проектной методики на уроке английского языка можно достичь сразу нескольких целей:

  • расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал, используя его в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • развить творческую активность, инициативу, креативность учащихся;
  • создать атмосферу поиска и творчества на уроке;
  • развить навыки самостоятельной работы учащихся при планировании проекта;
  • развить у учащихся исследовательские умения: искать пути решения проблемы, находить источники информации, извлекать ту информацию, которая относится к теме, пользуясь справочной литературой;
  • научить эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах;
  • научить наглядно представлять результат своей работы.

В данной статье я объединила две образовательные технологии, потому что считаю, что именно они являются наиболее интересными и эффективными в обучении английскому языку в начальной школе и лучше всего подходят для этой возрастной группы. Кроме того, опыт работы показывает, что эти технологии тесно связаны друг с другом. Их использование наилучшим образом помогает раскрыть творческий потенциал младших школьников.

Анализируя и сравнивая эти две технологии, я выделила следующие положения, объединяющие их:

  1. Как видно из вышеизложенного, у этих технологий есть общие цели. Их, по крайней мере, четыре: расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал, развить творческую активность учащихся, научить сотрудничать в разнообразных по составу группах, создать атмосферу поиска и творчества на уроке.
  2. Обе технологии призваны реализовать потенциал личности, их можно рассматривать, как личностно-ориентированные.
    Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
    В области иностранного языка эти технологии являются средством развития творческих способностей учащихся, которые заложены в детях самой природой.
    Использование этих технологий также способствует повышению личной уверенности учащихся.
  3. Мотивация.
    Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Младший школьный возраст – возраст, когда дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. У школьников младших классов наблюдается большой интерес к изучению иностранного языка. Предмет английского языка в начальной школе часто один из самых любимых. Поэтому на раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым, а учебный процесс увлекательным и запоминающимся, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.
    Основной характеристикой деятельности являются мотивы, которой она побуждается. Этап мотивации является важнейшим при организации обучения детей иностранному языку. Развитие личности младшего школьника предполагает формирование мотивов учения. Исследуя мотивы, побуждающие детей учиться, психологи выяснили, что одним из них являются игровые мотивы.
    Полноценное развитие учебной деятельности происходит, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.
    Игровая мотивация позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.
    Игровые технологии, а вместе с ними и проектная технология поддерживают интерес к иностранному языку. Они способствуют овладению языком в занимательной форме.
    Проекты сначала привлекают учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомится с алгоритмом игры и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
  4. Обе технология сочетаются с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами. Одним из основных принципов современных учебных курсов является соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку. Это означает, что в организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального обучения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
  5. Кроме того, можно выделить проекты как особый вид организации игр. В начальной школе мы готовим много разнообразных проектов по различной тематике: «Создание книги-азбуки», «Изготовление необычной закладки-загадки о любимом животном», «Изготовление Новогоднего чулка», «Создание книги-раскладушки о своем друге», «Оформление поздравительной открытки с днем рождения», «Сочинение собственной сказки на английском языке», «Создание журнала мод» и других. И, конечно, без игры здесь не обойтись. Дети с удовольствием сочиняют, фантазируют, изображают на уроках английского языка в начальной школе.

Конечно, игровые технологии можно использовать при изучении английского языка во всех классах на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого возраста и уровня развития, подготовленности и информированности учащихся. Только характер материала и задачи меняются от класса к классу.

Далее я приведу примеры игр, которые бы рекомендовала для проведения на уроках английского языка в начальной школе. Эти игры интересные и эффективные для реализации вышеперечисленных целей.

Как мне кажется, удобно оформить таблицу игр, чтобы всегда иметь под рукой это наглядное руководство. Таблицы игровых приемов можно составить по классам в соответствии с программой и содержанием учебника.

Группы (категории) игр Цель игры Название игры

Фонетические

- формирование фонетических навыков

  1. Сказка о язычке.
  2. Игра «Эхо».
  3. Игра «Испорченный телефон».
  4. Разучивание рифмовок.

Орфографические



- формирование навыков правописания

  1. Анаграммы.
  2. Сканворды.
  3. Кроссворды.
  4. Ребусы.

Лексические

- семантизация новой лексики;

- формирование лексических навыков

  1. Игра «Бинго» (по типу русского лото).
  2. Игра «Счастливые семейки».
  3. Игра «Чайнворд» (цепочка слов, «змейка» из слов).
  4. Игра «Чего не хватает»?
  5. Игры в рифмы.
  6. Игра «Теремок».
  7. Игра «Переводчик».
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Игра «Отгадай загадку».
  10. Игра «Паук».
  11. Игра «Поле чудес».

Грамматические

- презентация нового грамматического материала;

- формирование грамматических навыков

  1. Игра «Змейка из глаголов».
  2. Игра «Лабиринт».
  3. Игра «Аукцион глаголов».
  4. Игра «Крестики-нолики».
  5. Игра «Домино».

Ролевые/

Сюжетно-ролевые

- формирование навыков аудирования и говорения (монологическая и диалогическая речь)

  1. Сюжетные ролевые игры сказочного содержания.
  2. Игры бытового содержания.
  3. Игры обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения).
  4. Игра «Репортер».

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что:



  1. Наибольший эффект имеют командные игры.
  2. Наиболее интересными и занимательными для младших школьников являются подвижные игры на английском языке. Их можно использовать и во время физкультурных пауз.

Мои наблюдения подтверждаются и выводами ученых. В последнее десятилетие оформился подход к обучению младших школьников, основанный на теории Multiple Intelligences («множественный интеллект») американского психолога Ховарда Гарднера. Разработанная Гарднером теория повернула педагогику лицом к конкретному учащемуся.

В преподавании иностранных языков идеи «множественного интеллекта» нашли свое воплощение в так называемом многосенсорном подходе (multisensory approach). Одним из его положений является то, что необходимо обращать внимание и на кинестетические каналы памяти и стараться развивать кинестетические способности, проявляющиеся в том, что дети многое запоминают через движение и прикосновение к окружающим предметам.

Далее я привожу таблицу подвижных игр, которую всегда можно иметь под рукой как    наглядное руководство.

Цели Описание игры

Семантизация новой лексики (счет)

Игра «Отгадай число» (двое учеников изображают число с помощью своих тел, а другие отгадывают это число).

Формирование фонетических, лексических и грамматических навыков

Игры с мячом: учитель бросает учащимся по очереди мяч (или мягкую игрушку), называя неправильный глагол по-русски, учащиеся возвращают мяч, называя три формы этого глагола. Можно называть слова с определенным звуком, прилагательные, обозначающие цвет и другое.

Формирование лексических навыков

Игры с водящими: дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: “Stop!” После этого он пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: “Have you got a dog?” Если он угадал, ученик отвечает: “Yes, I have.” и становится водящим.

Формирование фонетических навыков

Хоровод: дети водят хоровод и проговаривают считалочку.

Как только считалочка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась, кто не успел или неправильно назвал, садится на место.

Семантизация новой лексики (названия цветов)

Игра «Дотронься до красного». Нужно найди все предметы красного (или другого) цвета и дотронуться до них.

Семантизация новой лексики (названия животных)

Игры с игрушками.

Итак, игровые технологии в сочетании с проектной деятельностью позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.

Использование этих технологий на уроках гарантирует позитивное эмоциональное состояние и атмосферу ощущения посильности заданий.

Их применение способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитанию ответственности и взаимопомощи учащихся, развитию самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит поиску согласия, выработки общего мнения о том, что и как надо делать, учит работать в команде. Практика использования этих технологий показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Использование игровых технологий и технологии проектной деятельности способствует созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными. Каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Список литературы

  1. Городецкая Л.А., Гуляева Г.В. «Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку». Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2008
  2. Коряковцева Н.Ф. «Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык». Пособие для учителей. Москва, Издательство «Аркти», 2002
  3. Никитенко З.Н. «Специфика обучения английскому языку в начальной школе». Газета «Английский язык», № 21, 2009, Издательский дом «Первое сентября»
  4. Павлова Е.А. «Королевство простого прошедшего времени». Москва, Издательство «Чистые пруды», 2009
  5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей». Москва, Издательство «Росмэн», 2001



Следующий: