Игровые формы обучения младших школьников

Перед современным учителем стоит сложная
задача: ввести новые преобразования,
продиктованные современным информационным
обществом, в образовательный процесс наиболее
комфортным для учащихся образом. Современная
педагогика предлагает множество технологий для
решения этой задачи. Поэтому главной
методической проблемой становится выбор
максимально соответствующей педагогической
технологии или технологий для конкретного
коллектива учащихся.

В своей работе я стараюсь комбинировать методы
нескольких педагогических технологий в
зависимости от структуры урока и его
тематического содержания. Это новые
информационные технологии, технология
проблемного обучения, коммуникативные
технологии, а также элементы КСО.

Но одной из главных сопровождающих на каждом
уроке является игровая технология. Игра — это
естественная и гуманная форма обучения для
ребенка. Понятие “игровые педагогические
технологии” включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме разнообразных
педагогических игр, которые отличаются от игр
вообще тем, что они обладают четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, характеризующимся
учебно-познавательной направленностью. Таким
образом, игровые технологии являются одной из
уникальных форм обучения, которая позволяет
сделать интересными и увлекательными будничные
шаги в обучении младшего школьника, сводя к
минимуму тревогу и беспокойство ребенка.

Эту технологию я использую в форме
соревнования. Её выбор был не случаен. Работать в
данном классе я стала, когда дети были уже
второклассниками. Большинство из них очень
подвижны, активны, некоторые нуждаются в
психологической помощи и коррекции. Сначала в
своей работе, чтобы дисциплинировать класс, я на
каждом уроке проводила простые соревнования
между рядами (например: “Самый активный ряд”,
“Самый дисциплинированный ряд” и т.д.),
проставляя по ходу урока на доске геометрические
фигурки каждому ряду: звездочка – активная
работа, кружочек – активная работа, но имеются
нарушения дисциплины или наоборот, а треугольник
– нарушение дисциплины и отсутствие активности.
В конце урока подсчитывались заработанные
фигурки, и определялся лучший ряд, а в конце смены
определялся ряд-победитель за день. Это стало
“палочкой-выручалочкой” в работе.

Затем, взяв за основу этот соревновательный
элемент, я разработала игры “Математический
снайпер”, “Конструкторы- ракетчики ”,
“Строители” — для уроков математики, “Осенний
листопад”, “Весенний букет” — для уроков
русского языка. Наиболее полюбившейся в классе
стала игра “Математический снайпер”.
(Разработка урока с использованием этой игры
прилагается ниже.)

Предлагаемые игровые технологии эффективны
тем, что не требуют большой предварительной
подготовки, а по тому можно использовать
практически каждый день на уроке любого типа,
варьируя лишь названия и изменяя средства
выявления ряда-победителя, чтобы поддерживать
интерес учащихся.

Отмечая положительные моменты, следует
обратить внимание и на то, что эта технология
охватывает всех участников учебного процесса и
позволяет осуществить дифференцированный
подход на каждом этапе урока, а также в свободную
минуту: в работе и со слабыми детьми, и сильными,
используются индивидуальные карточки и задания.
В результате выполнения этих заданий и те, и
другие могут принести дополнительные баллы
своей команде (ряду), что максимально
активизирует работу каждого ребенка. Также
свободные минутки можно заполнить, например, в
“Математическом снайпере”, составляя выражения
с использованием чисел математической мишени.
При этом дополнительно отрабатываются и
вычислительные навыки.

Таким образом, используя игру, я строю учебный
процесс не так, как взрослому удобно дать учебный
материал, а так, как детям удобно и естественно
научиться его самостоятельно добывать. Ниже я
предлагаю более подробно рассмотреть
использование игровой технологии на примере
урока математике по теме “Деление 0 ноля на любое
число” в сочетании с частично-поисковым методом,
с новыми информационными технологиями и
элементами технологии КСО.


Урок математики в 3-м классе

Тема:

Деление нуля на любое число (с
использованием игровой технологии
“Математический снайпер”).

Цель:

ознакомление учащихся с приемом
деления нуля на любое число.

Задачи:

-

познакомить с приемами деление нуля на
любое число;

-

повторить приемы умножения и деления на
число 1, а также приемы умножения нуля на любое
число;

– закрепить табличные случаи умножения и
деления;

– формировать универсальные учебные действия,
такие как синтез и декодирование;

– развивать логическое мышление, внимание.

– воспитывать доброжелательность и внимание к
одноклассникам, умение слушать и слышать
партнера.

Оборудование:

интерактивная доска.

Раздаточный материал

: сигнальные карточки 3
цветов (красный, желтый, синий) (Приложение
1, слайд 3), жетоны < Приложение 2, рисунок 2>, тренажные карточки (Приложение
3), карточки с индивидуальными заданиями.

Содержание урока


I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята.

Делить и умножать – дело не простое.
Но только лишь для тех,
Кто не верит в свой успех.
А мы ребята не простые.
Все мы в математике – снайперы крутые!

Итак, сегодня на уроке мы будем играть в
“Математического снайпера”. В результате игры
мы выясним, какой ряд заслуживает звания
“Лучшего математического снайпера”. Напоминаю
условия игры.

За каждый правильный ответ на определённом
этапе урока, ответивший получает жетон. Жетоны
каждого этапа имеют свой цвет. < Приложение 2, рисунок 2>

Ряд, набравший большее количество жетонов
получает право выстрела по “Математической
мишени” < Приложение 2, рисунок 1>. (Учащийся,
проявивший наибольшую активность, кидает мячом
по мишени. На доске или ватмане параллельно
ведется запись набранных очков. Если бросок был
мимо мишени, то записывается 5 баллов.)



Лучшие снайперы не только умны, но и
дисциплинированы. Поэтому за нарушение
дисциплины снимается 10 очков.

Свободную минутку вы можете заполнить,
составляя на листочках выражения из трех
слагаемых, используя числа мишени, сумма которых
равна числу 100. А также придумайте простые и
составные задачи, используя картинки на доске.
< Приложение 2, рисунок 3>

Желаю всем удачи и объявляю начало игры.

II. Устный счет

1. “Разминка”.

Прежде чем начнем разминку, я
хочу раздать карточки с индивидуальными
заданиями одному ученику каждого ряда. Правильно
выполнив карточки, эти ученики получают
возможность дополнительного выстрела.

Теперь задание для всех остальных. Используя
знаки умножения и деления, составьте верные
равенства с числами:8, 27, 9, 56, 2, 18, 7. (Приложение
1, cлайд 1)

- Какие знания помогут вам выполнить это
задание? (Знания таблицы умножения, а также связи
между компонентами и результатом умножения).

Жетоны выдаются за каждое верно составленное
равенство и за ответы на вопрос.

Подведение итогов и первый выстрел в мишень.
Дополнительные выстрелы за индивидуальные
задания.

2. “Математический тренаж”.

Переходим на
следующий этап.

а) Повторение правил работы в парах. (Приложение
1, слайд 2)

б) Работа по карточкам на тему “Табличное
умножение и деление” и “Умножение и деление на
1”, “Умножение 0 и на 0” в парах постоянного
состава по методике взаимотренажа. (Коллективный
способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко
).
(Приложение 3)

- Попрошу вас оценить свои знания и показать
результаты, используя сигнальные карточки
(Приложение 1, слайд 3).

- Поднимите теперь карточки только те, кто
выполнил работу без ошибок. На этом этапе лучшим
оказался … ряд, так как на этом ряду больше всего
оказалось красных карточек, поэтому им
предоставляется право сделать выстрел.

III. Повторение.

  • Минутка чистописания. Пропишите число 137,
    используя образец, данный в тетради.
  • Найди и исправь ошибку (Приложение 1, слайд 4).
    Запишите в тетради выражения, которые необходимо
    исправить.
  • - Назовите выражения, которые вы исправили, и
    получите жетон. Давайте еще раз сверим это
    задание с интерактивной доской (Приложение 1,
    слайд 5)

    - Какими правилами вы пользовались, чтобы верно
    выполнить это задание? (За каждое правильно
    названное правило выдается жетон).

    Оцените свои знания и покажите результаты,
    используя сигнальные карточки.

    А теперь подведем итоги этого этапа. (Выстрел в
    мишень и запись очков)

    IV. Актуализация новой темы

    . “Мозговой
    штурм”.

    - А теперь я попрошу вас еще раз внимательно
    посмотреть на выражения (Приложение 1, слайд 5) и
    подумать, какого выражения не хватает? (Если
    учащиеся затрудняются на него ответить, можно
    поставить дополнительный вопрос: какое
    выражение на деление можно составить, используя
    знания связи между компонентами и результатом
    умножения из данного выражения 0 х 137 = 0?) (Ответ:
    0:137)

    - Сегодня на уроке мы попытаемся самостоятельно
    найти способ решения данного выражения.

    V. Изучение нового материала.

    - Давайте вспомним, почему умножение 0 на любое
    число изучается отдельно? (Ответ: Умножение этого
    числа изучается отдельно, потому что 0 не входит в
    натуральный ряд чисел. Ноль — это число особенное)

    - Можно ли выполнить деление 0, используя те же
    способы, которыми мы пользовались при делении
    натуральных чисел?

    Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю
    вспомнить эти способы. Как мы разделить,
    например, 8 на 2?

    (Ответ учащихся:

    2 способа:

    1) Методом подбора.

    Чтобы 8:4, нужно методом подбора разделить 8
    предметов на 4 равные части.

    2) Методом, основанным на связи между
    компонентами и результатом умножения: 8:4=2, так
    как 4 x 2= 8)

    - Можно ли выполнить деление 0, используя те же
    способы? Докажите.

    - Что получили в результате?

    - А если мы 0 разделим на 6, на 36, что получим в
    результате?

    - Какой можно сделать вывод? (Вывод учащимися
    формулируется самостоятельно. Затем читают
    правило на слайде). (Приложение 1, слайд 6)

    Проводится подсчет жетонов. (Выстрел в
    мишень и запись очков)

    VI. Закрепление.

    Работа с учебником с. 75, № 1, №
    2.

    VII. Решение задач.

    1. Работа с иллюстрацией. < Приложение 2, рисунок 3>

    - Кто успел составить задачи к иллюстрации?
    Какие простые задачи у вас получились? Кто
    составил сложные задачи? (Раздаются жетоны за
    правильно составленные задачи)

    2. Решение задачи в учебнике с. 75, № 4.

    - Прочитайте задачу.

    - О чем она? О какой величине ведется речь?

    - Назовите опорные слова?

    - Как удобнее составить краткую запись? (Ответ
    учащихся: Удобнее составить краткую запись,
    используя таблицу, так как в задаче имеются слова
    “столько же”)

    - Кто первым составит таблицу и решит задачу
    получает жетон.

    Учащиеся самостоятельно составляют таблицу,
    затем сверяются с таблицей на слайде. < Приложение 1, слайд 8>. После самостоятельного решения
    взаимопроверка. < Приложение 1, слайд 9>.

    Проводится подсчет жетонов. (Выстрел в мишень и
    запись очков)

    VIII. Подведение итогов.

    - С каким правилом мы познакомились на уроке?
    (Учащиеся рассказывают правило, приводя свои
    примеры)

    - Какие правила повторили?

    - Какое задание на уроке вызвало затруднение?

    - Оцените свою работу на уроке и покажите
    результат, используя сигнальные карточки.
    (Учитель выставляет оценки за урок, комментируя
    каждую оценку)

    - А сейчас подведем итоги игры. (Проводится
    подсчет очков и объявляется победитель).

    - Поздравляю победителей!

    Домашнее задание:

    с.75, №6 (1), № 4.




    Следующий: