Игра Знаешь ли ты?.. по Международному гуманитарному праву и деятельности Международного Комитета Красного Креста

Цели:

  • заинтересовать школьников информацией о
    международном гуманитарном праве и принципах
    деятельности Международного Комитета Красного
    Креста;
  • расширить кругозор учащихся и привлечь их
    внимание к проблеме вооружённых конфликтов;
  • в игровой форме способствовать развитию
    творческих способностей школьников, проявлению
    их гражданской позиции;
  • помочь учащимся формулировать собственную
    точку зрения на ситуации правового характера и
    овладевать в них навыками поведения,
    регулируемыми нормами и принципами МГП и
    деятельности МККК.

Участники: учащиеся 8-10 классов, 2
команды по 7-8 человек.

Оборудование и материалы: игровой
стол, в центре юла-волчок, вокруг цветные
таблички с названиями конкурсов-этапов (см. ниже),
экран игры-соревнования,
иллюстративно-демонстрационный материал по ходу
игры, места для команд-участниц и зрителей, стол
для жюри.

Подведение итогов и награждение: жюри
в составе 3 человек (это могут быть
старшеклассники, библиотекарь, родители,
учителя) подводит итог каждого конкурса и
выставляет результаты на экране
игры-соревнования; по итогам
команда-победительница награждается (каждый
участник в отдельности) Сертификатом (Грамотой),
а команда, занявшая II место (каждый участник в
отдельности) – Дипломом за активное участие в
игре и хорошее знание МГП и деятельности МККК.

Ход игры-соревнования

Звучит музыкальная заставка
телевизионной игры “Счастливый случай”.

I. Слово ведущего.

Дорогие ребята, участники игры, уважаемые гости
и болельщики! Сегодня у нас необычный классный
час, который мы проводим в форме популярной
телевизионной игры “Счастливый случай” по
международному гуманитарному праву и
деятельности Международного Комитета Красного
Креста.

Каждой команде предстоит преодолеть несколько
этапов и ответить на вопросы по МГП и МККК.

Вами, уважаемые участники, проделана большая
предварительная работа. Вы побывали в
библиотеке, прочитали немало книг, посмотрели
фильмы, вспомнили необходимые правовые и
исторические документы, и я думаю, что каждый из
вас сумеет достойно представить свою команду в
игре-соревновании.

Оценивать ваши ответы будет жюри, которое я вам
представляю (ведущий представляет всех членов
жюри).

Вы видите перед собой экран игры-соревнования,
на котором помещены названия этапов.

Игровое поле даст возможность выбрать один из
этапов и проверить свои знания по международному
гуманитарному праву. Вы видите красивые таблички
с названиями конкурсов.

Итак, мы начинаем!

Капитан одной из команд крутит юлу-волчок, и
стрелка её указывает на один из конкурсов.

II. Конкурс 1. “Верно — неверно”

Этот конкурс можно провести с помощью
сигнальных карточек двух цветов, например,
красного и зелёного. Ведущий читает утверждения
МГП, а все участники поднимают карточки красного
цвета в случае неверного утверждения и зелёного,
если с эти утверждением можно согласиться.

  1. Международное гуманитарное право запрещает
    ведение войны, так как война является
    неприкрытой формой варварства.
  2. I Дополнительный протокол к Женевским
    конвенциям от 12 августа 1949 года касается защиты
    жертв международных конфликтов.
  3. Международное гуманитарное право, которое
    называется также правом вооружённых конфликтов,
    а ранее было известно под названием право войны
    – является особым разделом права, действующим в
    условиях вооруженных конфликтов.
  4. Вторая Женевская конвенция 1949 года содержит
    нормы, направленные на защиту военнопленных.
  5. В соответствии с нормами МГП для обеспечения
    уважения и защиты гражданского населения и
    гражданских объектов стороны, находящиеся в
    конфликте, должны всегда проводить различие
    между гражданским населением и комбатантами, а
    также между гражданскими объектами и военными
    объектами, и, соответственно, направлять свои
    действия только против военных объектов.
  6. Международное гуманитарное право стремится
    смягчить последствия вооружённых конфликтов,
    во-первых, ограничивая выбор средств и методов
    ведения военных действий, и, во-вторых, обязывая
    воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или
    переставших принимать участие в военных
    действиях.
  7. Международное гуманитарное право не может
    применяться на территории того государства,
    которое первым развязало вооружённый конфликт.

Красные карточки: №№ 1,4,7.

Зеленые карточки: №№ 2,3,5,6

III. Конкурс 2. “Спешите видеть…”

На классной доске вывешиваются репродукции
картин В.М. Васнецова “После побоища Игоря
Святославовича с половцами” (1880) и Сальвадора
Дали “Предчувствие гражданской войны” (1916).

Задание командам: прокомментируйте
изображенное на картинах с точки зрения норм и
принципов международного гуманитарного права.

В.М. Васнецов

“После побоища Игоря Святославовича с
половцами” (1880 г.)

Наиболее ранний эскиз этой картины относится к
концу 70-х годов. Это позволяет предположить, что
мысль о создании произведения, прославляющего
бранный подвиг русского народа, была навеяна
художнику событиями русско-турецкой войны 1877—1878
гг. другое предположение: сюжет навеян чтением в
Абрамцеве “Слова о полку Игореве”. В.Васнецов
стремится воссоздать народный дух через
лирическо-эмоциональное постижение народной
поэзии, через усвоение и переработку характерных
мотивов и образов народного изобразительного
творчества, воскресить историю,
романтически-былинную Русь и волшебную русскую
сказку. На картине изображена степь с полегшими
на ней русскими витязями и половцами. На первом
плане изображена фигура могучего витязя,
лежащего на спине, с широко раскинутыми руками.
Благодаря тому, что голова его чуть приподнята,
создается впечатление, будто он пытается
подняться. Учитель Васнецова Чистяков говорил об
этом витязе: “Он, и умирая-то, встать хотел”. Эти
слова правильно раскрывают идею произведения —
показать непоколебимую стойкость русского
человека в защите родной земли. В картине сделана
попытка найти живописный эквивалент поэтике
былинного сказа: никнущие травы и цветы, схватка
диких орлов над мертвым полем — символ
отшумевшей битвы.

Сальвадор Дали

“Предчувствие гражданской войны” (1916 г.)

Картина написана в жанре сюрреализма.
Сюрреализм означает “надреализм” или
“сверхнатурализм”. Это направление возникло в
1924 г. на почве дадаизма (1916 г., сознательное
стремление к вызывающей абсурдности, явная
антиэстетическая направленность, вплоть до
отрицания искусства вообще), сначала в области
литературы. Его эстетическая и творческая
практика складывалась под влиянием психоанализа
Зигмунда Фрейда, его концепции подсознания как
фундамента всей психической и практической
деятельности.

По словам художника Бретона, сюррреализм —
“это диктовка мысли, свободной от всякого
контроля разума и независимой от эстетических
или моральных соображений”. С. Дали использует
казалось бы традиционные приемы,
натуралистические изображения, отдельные детали
реальности, но воплощенное в картине
подсознательное делает даже узнаваемые предметы
непонимаемыми. Кредо сюрреализма — утвердить
реальность подсознания в противовес логике
разума. Это достигается путем фотографической
точности и выписанности элементов предметного
мира, взятых в абсурдных сочетаниях,
экстравагантностью замысла.



IV. Конкурс 3. “Ты – мне, я – тебе”.

Команды-участницы поочерёдно задают друг другу
вопросы на знание МГП и деятельности МККК.
Количество вопросов может быть ограничено
временем, предусмотрено определённой тематикой
и т.д.

Например:

1. Как звали основателя Международного Комитета
Красного Креста?
(Анри Дюнан)

2 . Гражданином какой страны был основатель
МККК? (Швейцарии)

3. Лауреатом какой престижной премии был
основатель МККК?
(Нобелевской)

4. Свидетелем какой битвы невольно оказался
основатель МККК?
(Битвы при Сольферино)

5. Сколько конвенций было принято на Женевской
конференции? (4)

6. Как называют участников вооружённых
конфликтов?
(Комбатанты)

7. Что такое МГП?
(Право войны, право вооружённых конфликтов)

8. Что является эмблемой МККК?
(Красный крест)

9. Сколько человек вошло в первый состав МККК? (5)

10. Что лежит в основе правил, по которым должны
строиться взаимоотношения между людьми?
(Уважительное отношение друг к другу)

11. Что такое уважение?
(Почтительное отношение, основанное на
признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств)

12. Что такое сострадание?
(Жалость, вызываемая чьим-либо страданием,
несчастьем)

V. Конкурс 4. “Тёмная лошадка”

Этот конкурс содержит в себе вопросы, по
которым можно угадать фамилию, имя, отчество
человека, жизнь и деятельность которого так или
иначе связана с МГП и МККК.

1 вариант.

1. Он родился 13 ноября 1730 года в Москве и умер 6
мая 1800 года в Санкт-Петербурге.
2. Родился в семье дворянина.
3. В начале военной карьеры был капралом и
дослужился до звания генералиссимуса.
4. Создал оригинальную систему взглядов на
способы ведения войны и боя, воспитания и
обучения войск.
5. Самым любимым предметом была история, владел
семью языками.
6. Обладая сравнительно слабым здоровьем.
Постоянно закалял себя физически.
7. Боевое крещение получил во время Семилетней
войны.
8. Особенно яркой победой стал стремительный
штурм считавшейся неприступной турецкой
крепости Измаил в 1790.
9. Опережая свое время, тем не менее, смог развить
и обогатить лучшие традиции русского военного
искусства. Они были воплощены в знаменитом
наставлении — книге “Наука побеждать”.
10. Не проиграл ни одного сражения.
11. Более 50 лет своей жизни он посвятил военной
деятельности, участвовал в семи войнах, провел 60
сражений, с его именем связаны самые блестящие
страницы русского оружия.
12. Похоронен в Александро-Невской лавре.
13. Этому знаменитому человеку принадлежит
известный афоризм: “Пуля – дура, штык –
молодец”.

Это Александр Васильевич
Суворов.

2 вариант.

1. Родился 8 мая 1828 г. в Женеве.
2. Мать воспитала его в духе “сострадания по
отношению к несчастным, обездоленным, униженным,
угнетенным”.
3. Его отец учит мальчика быть расчетливым, но в то
же время стремиться к добру.
4. И вот 24 июня 1859 г. из своего экипажа, несущегося
по дорогам Ломбардии, он отчетливо слышит звуки
канонады. Всего через несколько минут ему
суждено увидеть то, что в корне изменит всю его
жизнь.
5. У него нет никаких медицинских знаний.
6. В Женеве нужно организует небольшой комитет,
который займется претворением в жизнь его идей.
7. Впоследствии расскажет, какую нищету довелось
ему испытать: он спит на скамейках в городских
парках и в залах ожидания на вокзалах. Когда он
проходит мимо булочных, желудок сводит от голода.
Его носки протерлись до дыр, и он красит пятки
тушью.
8. Еще одна дата — и его общественная жизнь
завершится. 1 февраля 1875 г. в Лондоне собирается
международный конгресс, цель которого — “полное
и окончательное запрещение торговли неграми и
работорговли”.
9. Умирает 30 октября 1910 г.
10. Написал книгу “Воспоминание о битве при
Сольферино”.
11. Основал Международный Комитет Красного
Креста.
12. Лауреат Нобелевской премии.

Это Анри Дюнан

3 вариант

1. Годы его жизни 1810-1881.
2. Основоположник военно-полевой хирургии,
анатом, педагог, общественный деятель.
3. Принимал активное участие в подготовке сестёр
милосердия Крестовоздвиженской общины в России
в период военных действий в Крыму.
4. Первым применил наркоз в условиях полевого
госпиталя.
5. Участник Севастопольской обороны 1854-1855 гг.,
франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78)
войн.
6. Ввел неподвижную гипсовую повязку.
7. Предложил ряд хирургических операций.
8. Член-корреспондент Петербургской АН (1846).
9. Основал анатомо-экспериментальное направление
в хирургии.
10. Вел борьбу с сословными предрассудками в
области образования, выступал за автономию
университетов, всеобщее начальное образование.
11. Мировую известность получил его атлас
“Топографическая анатомия”.
12. Основал Российское общество Красного Креста.

Это Николай Иванович Пирогов.

VI. Конкурс 5. “Хронология событий”.

Ведущий раздаёт на отдельных карточках каждой
команде два комплекта названий исторических
событий и годов, когда эти события произошли. За
определённое время надо выложить названия
исторических событий в хронологической
последовательности, сопроводив их карточками с
указанием года. (Другой вариант: заполнить
таблицу, соотнеся название исторического
события и года.).


Название события Год
1. Битва при Сольферино
2. Принятие статута Международного
уголовного суда
3. Принятие Женевской конвенции о защите
гражданского населения.
4. Принятие I Дополнительного протокола к
четырём Женевским конвенциям
5. Начало работы Нюрнбергского трибунала.
6. Вступление в действие Кодекса Либера
7. Вторая Гаагская конференция мира

Правильные ответы.
1859, 1998, 1949, 1977, 1946, 1863, 1907.

Хронологическая цепочка:
1 – 6 – 7 – 5 – 3 – 4 – 2

VII. Конкурс 6. “Дальше, дальше, дальше…”

Конкурс состоит из вопросов, которые задаются в
быстром темпе и стоят 1 балл за каждый правильный
ответ.

VIII. Конкурс 7. “Гонка за лидером”.

Этот конкурс можно провести после нескольких
испытаний, когда у команд уже есть определённое
количество набранных очков. Первыми начинают
отвечать участники игры, набравшие меньшее
количество очков.

Командам предлагаются пословицы и поговорки,
которые так или иначе имеют или не имеют
отношения к МГП или его отдельным нормам.
Прокомментируйте их содержание с точки зрения
норм и принципов МГП.

  1. На войне как на войне.
  2. Кому война, а кому мать родна.
  3. Солдат — не разбойник.
  4. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не
    безоружных поражать.
  5. Лежачего не бьют.
  6. Палить из всех пушек.

IX. Подведение итогов. Награждение
победителей и участников.




Следующий: