Игра Умники и умницы Петр I и его время


Цель игры: проверить уровень усвоения
учащимися пройденного материала, привить
интерес к предмету.

Оборудование: плакаты. Портреты,
высказывания о Петре I, шляпа (для Петра I), жетоны.

Условия игры:

  1. Во время отборочного тура участники
    зарабатывают жетоны. 3 участника выбирают
    дорожку.
  2. На зеленой дорожке можно ошибаться 3 раза, на
    желтой – 2 раза, на красной – 1 раз
  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то
    право на ответ передаётся зрителям, отвечает тот,
    кто первым поднимет руку.

Отборочный тур (ордена умников)

  1. Что такое ревизские сказки? (Cписки жителей
    страны, составленные в 1722 г. после проверки
    результатов переписи населения)
  2. Что отражал Указ о единонаследии 1714 г.
    (Уравнение статуса поместья и статуса вотчины.)
  3. Петр I в конце 17 века создавал “кумпанства”. Что
    это такое? (Организации, в которые включились
    дворяне, духовенства, горожане, для постройки
    кораблей будущего флота.)
  4. В 1999 г. Петром 1 была учреждена Главная
    Бурмистерская палата. Чем она занималась? (Ведала
    всеми выборными людьми и сбором налогов в
    городах России.)
  5. По указу Петра 1 с 1718 г. в России проводились
    ассамблеи. Что это было такое? (Светские вечера,
    в которых мог участвовать царь.)

Предварительное задание (см. Приложение)

Отборочный тур

По краткой характеристике узнать личность:

А – Петр Андреевич Толстой.
В – Александр Данилович Меньшиков.
Г – Федор Юрьевич Ромодановский.

Кто первый и правильный ответ – выбирает
дорожку.

Первый тур

№1 Этот монолит был
найден на берегу залива. Понадобилось четыреста
работников чтобы в течение нескольких месяцев
вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на
огромную площадку и откатили к воде на медных
шарах. После этого построили специальный плот,
так как ни одно судно не могло взять такой груз на
борт и отбуксировали камень к месту назначения.
Куда был привезен камень?

(Огромный монолит был отбуксирован в
Санкт-Петербург чтобы стать постаментом для
памятника Петру 1 работы скульптора Фальконе.)

№1

XVIII–XIX веках в России широкое распространение
получила так называемая “служба без жалования”.
Это означало, что дворяне только числились на
государственной службе, не выполняя никаких
служебных обязанностей. А как по вашему А.
Меньшиков объяснил отмену жалованья всем мелким
чиновникам, которые, тем не менее, продолжали
свою служебную деятельность?

(Меньшиков отменил чиновникам жалование,
заявив, что они и так берут много взяток.)

№1 Письмо в М. князю-кесарю
Ромодановскому:

“Мин Хер Кених! Известно вам, государь, буде,
что благословил Господь Бог оружия ваше
государское, понеже вчерашнего дня, молитвою и
счастием вашим государским, . . . они, видя
конечную тесноту, сдались. А каким поведением и
что чего взято – буду писать в следующем письме.
Изменника Якушку отдали живо”.

С галеры “Принципиум” июля 20 дня

О каком событии пишется в письме к
Ромодановскому, кто автор?

(20.07.1696 Азов. Голландский матрос Яков Янсен,
находящийся на русской службе. Во время штурма он
перебежал к неприятелю и сообщил туркам, что
русские имеют обыкновение почивать после обеда.
В один из таких тихих часов турки организовали
вылазку, стоившую русским много крови. Вот такой
был гад.)

№2

К осени 1708 г. шведская армия, вторгшаяся в
Россию, оказалась в трудном положении: она несла
потери в боях с войсками противника и от действий
партизан, страдала от простуд и массовых
заболеваний. Шведы лечились от простуды водкой,
от цинги – чесноком, но это помогало мало “У нас
три доктора – иронизировали они над собой –
водка, чеснок и …” (смерть).

№2

1718 г. вышел документ, в котором определялось
новое классовое деление городского населения.
Верхними классами стали две так называемые
гильдии, к первой из которых принадлежали
банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари,
мастера высших ремесел. Ко второй – мелочные
торговцы и простые ремесленники. Все прочие были
отнесены к третьему, низшему классу, который
получил название подлых людей. Почему же подлые?

(“Подлый” означало всего лишь, что эти люди
находились под высшими классами.)

№ 2

По какому случаю была выбита медаль (Карлом
XII)? На одной стороне был изображен Петр рядом со
своими пушками и надписью “Бей же Петр стоя и
греяса”, а на другой – бегущие русский царь и его
солдаты. С Петра падает шапка, он плачет, утирает
платком слезы, а надпись гласит: “Исшед вон,
плакася горько”

(Поражение под Нарвой)



№ 3

О каком событии прошлого идет речь?

“Указ, что по отбытии нашем делать…

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судий
    наказывать отнятием чести и всего имения, то же и
    ябедникам да последует.
  2. Смотреть во всем государстве расходов и
    ненужные, а особенно, напрасные отставить.
  3. Денег как возможно собирать, понеже деньги суть
    артериею войны”.

“Всем места иметь по списку, кто после кого
написан в определительном указе. Голоса иметь
ровные и у всяких указов подписывать всем своими
руками. И что хотя один не подпишет,….. то и прочие
недейственны суть….”

№ 3



О каком событии прошлого идет речь.

“Когда король услышал, что несколько калмыков
перешли реку, то, захватив с собой несколько
драбантов, пошел и навстречу, убил несколько
неприятелей и остальных обратил в бегство. И
когда он уже возвращался в свой лагерь,
неожиданный выстрел из московского ружья ранил
его в ногу….Когда он вернулся в свою палатку и
пожелал ступить на землю, то пал навзничь,
потеряв сознание”.



№ 3

В прошлые века ордена и награды в России носили
девизы. Например “За доблесть”, “за отвагу”,
“За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие
человеческие качества увековечивал данный
орден. Какую заслугу перед Россией прославил
Петр I, учредив орден, девизом которого стали
слова “За любовь и Отечество”?

(Орден Святой Екатерины был учрежден в честь
жены Петра, которая во время Прутского похода в
1711 году подкупила турецких послов и тем самым
спасла Петра и Россию от турецких войск.)

Отборочный тур

Что здесь лишнее?

  1. Помещичьи крестьяне, государственные
    крестьяне, экономические крестьяне,
    монастырские крестьяне.
  2. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.
  3. Берг-коллегия, юстиц-коллегия, Вотчинная
    коллегия, Судебная коллегия, Резизион коллегия.
  4. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
  5. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон.
  1. Кто первым в России получил первый русский
    орден? (Первым орденом святого Апостола Андрея
    Первозванного в 1699 году был награжден Ф. А.
    Головин.)
  2. Когда в России была учреждена должность
    канцлера и кто был первым канцлером государства?
    1709 г. Г. И. Головкин.)
  3. Когда и где открылась первая в России биржа?
    1703 г. в Петербурге.)
  4. Как известно, первый в истории России салют был
    дан в Черкасске. За что и в каком году это
    произошло? (В 1696 г. за доблесть, проявленную при
    взятии Азова.)
  5. Где и когда был открыт первый в России
    Ботанический сад? (Обычно первым Ботаническим
    садом называют “аптекарский огород” Петра 1,
    основанный в Петербурге в 1714 г.)

По итогам отборочного тура – 3 участника
получают задание.

Представьте, что вы Петр I. Вы побывали в Европе
и понимаете необходимость преобразований.
Произнесите речь, перед собравшимися боярами, о
необходимости реформ. (По результатам – выбор
дорожек.)

Второй тур

№ 1

Долго готовил Петр I генеральное сражение
против Карла XII, пока не настал решительный
момент у Полтавы. Перед сражением шесть своих
полков Петр вдруг отправил в резерв. Когда
командиры этих полков стали просить царя, чтоб он
им разрешил тоже “быть с баталии”, Петр вынужден
был открыть им такую хитрость…. Что задумал Петр?

(Петр вынужден был открыть им такую хитрость:
“У нас сил больше, чем у Карла, и, ежели вывесть
все полки, то неприятель увидит наше излишество и
в бой не вступит, пойдет на убег”. Не догадавшись
о запасе русских полков, Карл от баталии не
отвернул.)

№1

Однажды Петр I спросил у своего шута
Балакирева, что, мол, говорят в народе.
– Царь-государь! – отвечал Балакирев, – Народ
говорит: с одной стороны море, с другой – горе, с
третьей – мох, а с четвертой – ох! О чем
рассказывал Балакирев Петру?

(О строительстве Санкт-Петербурга. За свои
слова был бит дубинкой)

№1

Петр I, заседая однажды в сенате и слушая дела о
различных воровствах, за несколько дней до того
случившихся, в гневе своем клялся пресечь оные и
тотчас сказал тогдашнему генерал-прокурору
Павлу Ивановичу Ягужинскому: “Сейчас напиши от
моего имени указ во все государство такого
содержания: что если кто и на столько украдет, что
можно купить веревку, тот, без дальнейшего
следствия, повешен будет”.
Генерал-прокурор, выслушав строгое повеление,
взялся было уже за перо, но несколько
поудержавшись, отвечал монарху: “Подумайте, Ваше
величество, какие следствия будет иметь такой
указ? ”

Так какие последствия, по мнению Ягужинского,
мог иметь такой приказ?

(Ягужинский все еще не писал и, наконец, с
улыбкой сказал монарху: “Всемилостивейший
государь! Неужели ты хочешь остаться императором
один, без служителей и подданных? Все мы воруем с
тем только различием, что один более и приметнее,
нежели другой”. Государь, погруженный в свои
мысли, услышав такой забавный ответ, рассмеялся и
замолчал.)

№ 2

… бравые скандинавы стройными рядами
вышагивали в сторону русских позиций. Впереди,
как и положено, король на носилках.
И вдруг в пути выясняется, что шведы, торопясь
побыстрее начать битву, забыли помолиться, и
пришлось шведским генералам останавливать
огромную армию и строить ее в четыре колонны.
Генералы провозились невесть сколько времени, да
еще и переругались между собой вдрызг. Начало
какого сражения описывается?

(Перед сражением у Полтавы 1709 г. 08.07.)

№ 2

В Полтавской битве на стороне шведов был отряд
Мазепы. Один из шведских офицеров, участвовавших
в сражении, так отозвался о поведении мазепинцев:
“Что касается до казаков гетмана Мазепы, то из
них полегло за все время боя не более трех, ибо,
пока мы сражались, они находились в тылу, а когда
довелось бежать, то они оказались далеко впереди.
Впрочем, тут они оказали на услугу” Какую именно?

(А именно – показали путь к обозу.)

№ 2 Когда в 1705 г. в Астрахани
вспыхнуло восстание стрельцов, Петр I призвал
восставших повиниться. Уже арестованных
бунтовщиков он приказал отправить в Астрахань
“не как колодников, но как свободных” Почему
Петр I, всегда решительный, суровый до жестокости,
непреклонный вдруг стал таким гуманным?

(Россия в эти годы находилась в состоянии
войны со Швецией. Петр I, готовясь к решающим
сражениям с Карлом XII, стремился обеспечить
надежный тыл. Он полагал, что решить эту задачу
можно быстрее мирным путем, чем с применением
вооруженных действий, то есть – без физического
уничтожения восставших.)

№ 3

У шведов было целых 116 пушек против 23 у русских.
Сражение началось в середине дня по сигналу
адмирала Апраксина, формально руководившего
русской эскадрой. На русском флагмане был поднят
синий флаг, и раздался пушечный выстрел. Авангард
эскадры под командой контрадмирала Петра
Михайлова устремился вперед и через два часа
взял шведский флагман на абордаж. Шведский
контрадмирал Эреншильд пытался бежать на шлюпке,
но был пойман и препровожден в плен.

(7 августа 1714 г. мыс Гангут).

№ 3

После Полтавы Петр I направил в Москву
следующее повеление: “По получении сего
сделайте тотчас монету серебряную весом в десять
фунтов, а на ней велите вырезать Иуду, на осине
повесившегося, и внизу тридесят Серебренников,
лежащих, и при них мешочек, а назади надпись
против сего: “Треклят сын погибельный Иуда, еже
за сребролюбие давится” И к той монете, сделав
цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте
немедленно”.
Что за орден и для кого?

(Это был орден Иуды, специально сделанный для
предателя – гетмана Мазепы.)

№ 3

Петр I в свое царствование при назначении на
высшие церковные посты в России осознанно
отдавал предпочтение малоросса.

(Дело в том, что Петр I мало доверял
великороссийским архиереям, т.к. они проявили
себя как приверженцы старины, противники всего
нового, особенно идущего с Запада. Малороссы же,
будучи ближе к Европе (Украина длительное время
находилась под властью Литвы и Польши), были
терпимее к западному образу жизни, что и
устраивало царя.)

Литература:

Мерцалов С. А. День за днем. 2000 лет. Золотые
страницы истории человечества. Школьная
энциклопедия История России XVIII век.




Следующий: