Игра Страны Древнего Востока

Введение.

Важными тенденциями современного этапа развития образования являются его гуманизация и гуманитаризация. История является одной из важнейших наук, формирующих личность человека, овладение её аспектами необходимо начинать в детском возрасте, используя для этого соответствующие формы и методы.

Игра является важнейшей формой деятельности не только в начальной школе, но и в среднем звене, в частности, в пятом классе. Использование игровых приёмов позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, сформировать положительное отношение к школе и предмету, развить способности ребёнка. Игра позволяет соединить интересную для школьников деятельность с решением серьёзных учебных задач. Учащимся предлагаются различные виды заданий – работа с терминами, картой, знание личностей, основных событий, они пробуют себя в решении теста и кроссворда, определении хронологической последовательности – всё это способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития.

Игра предполагает деятельность в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработки единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды.

В игре могут участвовать школьники разного возраста – пятиклассники в составе команд, и старшеклассники – в качестве ассистентов на станциях и разработчиков заданий, что позволяет приобрести навыки межвозрастного взаимодействия. Задания игры могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки учащихся, интереса, профиля классов.

Оборудование.

1. Таблички с названиями станций.

2. На каждой станции – лист с заданиями, лист с ответами на задания для ассистентов, чистые листы для записи ответов (по количеству команд).

3. Маршрутные листы с указанием последовательности станций, их местонахождением и количеством баллов (по количеству команд).

4. Плакат «Итоги игры».

Правила игры.

В игре участвуют команды пятых классов после изучения соответствующего раздела по истории. В свободных кабинетах школы организуются «станции», ассистентами на которых могут быть учителя или старшеклассники. Команды, участвующие в игре, собираются в зале, где их знакомят с правилами игры и выдают «маршрутные листы». Участники последовательно выполняют задания на «станциях», в  «маршрутные листы» записывается количество полученных баллов. После прохождения всех «станций» команды собираются в зале, где жюри подсчитывает общую сумму баллов. Результаты записываются на плакат «Итоги игры». Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов; могут быть определены команды, отличившиеся на отдельных станциях.  

Ход игры

Станция «Словарь».

1. Вера в одного Бога. (Ответ: Единобожие).

2. Служитель Бога. (Ответ: Жрец).

3. Большое и сильное государство. (Ответ: Держава).

4. Островок зелени в пустыне вокруг водного источника. (Ответ: Оазис).

5.  Выпуклое изображение на камне. (Ответ: Рельеф).

6. Сплав меди и олова. (Ответ: Бронза).

7. Сказание о богах. (Ответ: Миф).

8. Специально обработанное, забальзамированное тело умершего человека. (Ответ: Мумия).

9. Правила, данные Богом. (Ответ: Заповеди).

10. Наука, изучающая прошлое человечества. (Ответ: История).

Станция «Угадай-ка».

(Выбрать правильный ответ.)

1. Власть в Египте принадлежала:

а) совету старейшин

б) фараону

в) вождю.

2. Пирамиды служили фараонам:

а) местом захоронения

б) крепостью

в) тюрьмой.

3. Знаки египетской письменности:

а) буквы

б) иероглифы

в) клинопись.

4. Население Индии делилось на:

а) классы

б) сословия

в) касты.

5. Морское путешествие вокруг Африки в 600 г. до н. э. совершили:

а) ассирийцы

б) китайцы

в) финикийцы.

6. Священное животное Индии:

а) тигр

б) змея

в) корова.

7. Гробница правителя, которую охраняли несколько тысяч глиняных воинов, была открыта археологами :

а) в Китае

б) в Индии

в) в Сирии.

8. Жизнь в Месопотамии зависит от двух рек:

а) Хуанхэ и Янцзы

б) Тигр и Евфрат

в) Инд и Ганг.

9. Отряд «бессмертных» воинов охранял правителя6

а) Индии

б) Финикии

в) Персии.

10. Жители этого города мечтали построить башню до неба:



а) Мемфис

б) Вавилон

в) Карфаген.

Ответы:

1-б, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-б.

Станция «Кто первый?»

(В какой стране впервые начали…)

1. Стали строить пирамиды? (Ответ: Египет.)

2. Основывали колонии? (Ответ: Финикия.)

3. Использовали таран? (Ответ: Ассирия.)

4. Построили «царскую» дорогу? (Ответ: Персия.)

5. Изобрели компас? (Ответ: Китай.)

6. Выращивали хлопчатник? (Ответ: Индия.)

7. Писали на папирусе? (Ответ: Египет.)

8. Красили ткани в пурпурный цвет? (Ответ: Финикия.)

9. Делали шёлковые ткани? (Ответ: Китай.)

10. Использовали конницу? (Ответ: Ассирия.)

Станция «Знаменитые люди».

1. Гробница этого египетского фараона была найдена неразграбленной. (Ответ: Тутанхамон.)

2. Этот ассирийский царь собрал библиотеку глиняных книг. (Ответ: Ашшурбанапал.)

3. Этот фараон известен как великий завоеватель. (Ответ: Тутмос.)

4. Первый персидский царь. (Ответ: Кир.)

5. Великий китайский мудрец. (Ответ: Конфуций.)

Станция «Древний свиток».

(Восстановите пропущенные слова)

В северо-восточной  …  простираются огромные …. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несёт свой воды одна из самых больших рек в мире – … . Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые …, душистые акации и высокий тростник … . В водах … обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей. Где вода – там и ….

Течение … встречало на своём пути … – опасные каменистые преграды. Впадая в … море, река разделялась на несколько …, образуя огромный треугольник – …. Среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – …. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

… – так называется страна, которая располагалась на берегах … от первого … до …моря.

Ответы: Африка, пустыня, Нил, пальма, папирус, Нил, жизнь, Нил, порог, Средиземное, рукав, дельта, оазис, Египет, Нил, порог, Средиземное.

Cтанция «Архитектурная мозаика».

Изображение разделить (разрезать) на отдельные фрагменты, из которых необходимо составить полную картину, и назвать архитектурное сооружение.

Ответ: Вавилонская башня. Великая китайская стена.

Станция «Библейская»

(О каких героях Ветхого Завета идет речь?)

1. Простер он руку свою, и расступились воды. Прошел народ по дну моря как посуху. (Ответ: Моисей).

2. Отец любил его больше других сыновей. Завидовали ему братья и сговорились погубить его. Они продали мальчика в рабство к купцу, шедшему с караваном в Египет. (Ответ: Иосиф).

3. Слава о его богатстве и мудрости распространилась и в других странах. Из разных земель приезжали купцы, послы и даже цари, чтобы взглянуть на великолепный храм, построенный им в Иерусалиме. (Ответ: Соломон).

4. Он сразился с силачом и великаном Голиафом и одержал победу. (Ответ: Давид).

5. Этот герой вступил в схватку со львом и голыми руками одолел его. Сила была в его волосах. (Ответ: Самсон).

Станция «Хронология»

(Определить последовательность событий)

1. Строительство «царской дороги».

2. Восстание персов против мидийского царя.

3. Захват персами Вавилона.

4. Захват персами Египта.

5. Греко-персидские войны.

Ответ: 2 – 3 – 4 – 1 – 5.

Станция «Кроссворд»

  1. Царь, установивший древнейшие законы в Междуречье. (Ответ: Хаммурапи).
  2. Столица Ассирии. (Ответ: Ниневия).
  3. Буквенная система письма (Ответ: алфавит).
  4. Письменность Междуречья. (Ответ: клинопись).
  5. Река в Междуречье. (Ответ: Евфрат)

Станция «Географическая»

(Впишите названия географических объектов)

Индия расположена на юге материка ____1___ , на полуострове ____2_____. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире ______3_____.Берега Индии омывает _____4_____ океан. Самые крупные , многоводные реки Индии – _______5_______.

Ответы: 1 – Евразия, 2 – Индостан, 3 – Гималаи, 4 – Индийский, 5 – Инд и Ганг.




Следующий: