Игра Страницы истории


Цели игры:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся попериоду истории России XVI — начала XVII в., обусилении централизованной власти в эпоху Ивана IVи событиях Смуты.
  2. Продолжить формировать умения анализировать,обобщать и сопоставлять факты, развиватьэлементы творчества у учащихся.
  3. Способствовать формированию патриотических инравственных качеств у ребят.

План игры.

1. Вступительное слово ведущего. Деление классана команды, объявление правил игры.

2. Командные конкурсы

Iтур – Викторина (1 ответ – 1 балл)

II тур – Знания + внимание (1 ответ – 1 балл, 5минут)

III тур – Кто это? (1 ответ – 1 балл)

IV тур – Криптограммы (1 ответ – 1 балл, 5 минут)

V тур – Афоризмы (1 ответ – 1 балл)

VI тур – Неожиданный конкурс (до 5 баллов)

3. Подведение итогов, выставление оценок.

Правила игры.

  1. Игра проводится в каждом 7 классе, участвуют 4команды, в среднем по 6 человек.
  2. На подготовку отводится определенное время.
  3. Каждой команде задается свой вопрос. Есликоманда не ответила, опрашиваются другиекоманды. Если команды не могут ответить, ответдает учитель.
  4. В случае нарушения дисциплины членами команды снеё снимаются 2 балла.
  5. Побеждает команда, набравшая наибольшееколичество баллов.

I тур



Викторина

Ведущий:

  1. Кем приходилась Ивану Грозному Елена Глинская? (Мать)
  2. Как звали князя, бежавшего в Литву от царскогогнева, автора “ Истории о великом князеМосковском”? (Андрей Курбский)
  3. Как звали первого русского царя из династииРомановых? (Михаил)
  4. Кого прозвали “тушинским вором”? (ЛжедмитрияII)
  5. В каком году состоялось венчание Ивана IV нацарствование? (1547 г.)
  6. Сколько лет длилась Ливонская война? (25 лет)
  7. С какого года началось покорение Сибири? (1581 г.)
  8. В каком году прервалась династия Рюриковичей? (1598г.)
  9. Назовите храм , построенный в честь взятияКазани? (храм В. Блаженного)
  10. Как звали живописца, расписавшего Феропонтовмонастырь? (Дионисий)
  11. Как название первой русской печатной книги? (“Апостол”)
  12. В какой книге содержались полезные советы вдухе христианской морали? (Домострой)

II тур

Знания + внимание

Ведущий : Команды получают карточки соследующим заданием



Соотнесите название приказа с его функциями

1. Посольский а. Разбирал жалобы
2. Разрядный б. Назначал воевод в города
3. Поместный в. ведал полурегулярным войском
4. Стрелецкий г. судил “лихих людей”
5. Разбойный д. следил за охраной порядка в Москве
6. Большой казны е. наделял землёй служилых людей
7. Ямской ж. ведал внешними делами
8. Земский з. собирал налоги
9. Челобитный и. ведал почтовой службой

(1 – ж; 2 – б; 3 – е; 4 – в; 5 – г; 6 – з; — 7 – и; 8 – д; 9– а).

III тур

Кто это?

Ведущий: По описанию команды должны узнать оком идет речь

  1. В его царствование был сделан новый крупный шагпо пути развития поместного землевладения изакрепощения крестьян. Важным результатом этогостало ослабление княжеско-боярской знати иукрепление самодержавной власти. Современникиэтого человека – Иван Пересветов, Иван Федоров,Ермак. (Иван Грозный)
  2. Молодой человек, роста ниже среднего,некрасивый, рыжеватый, неловкий, сгрустно-задумчивым выражением лица; наружностьвовсе не выражала его духовной природы. Богатоодаренный, с бойким умом, легко разрешавший вБоярской думы самые трудные вопросы, с живымтемпераментом, мастер говорить, он обнаружил идовольно разнообразные познания. Заняв престол,он нарушал заветные обычаи священной московскойстарины: не спал после обеда, не ходил в баню, совсеми общался просто. Его современниками были –Борис Годунов, Сигизмунд III, Иван Болотников.(Лжедмитрий I)
  3. Способный солгать под присягой , он легко менялсвои убеждения ради корыстных целей. Мелочный,лживый и подозрительный, он не внушал любви своимподданным. Худой, низкорослый, сгорбленный, сморщинистым лицом, длинным носом и редкимиволосами – сама его наружность отталкивала.Однако правление этого несимпатичного человека ,продержись он на престоле подольше, могло быоткрыть новую страницу в российской истории. Егосовременниками были Иван Болотников, патриархФиларет, Прокопий Ляпунов, Сигизмунд III (ВасилийШуйский)
  4. Правительница п
    ри малолетнем сыне. С её именемсвязывают две основные реформы периодацентрализации – денежную и губную. Умерламолодой. При анализе её останков нашли большуюдозу мышьяка, что, по мнению ряда историков,подтверждает версию о насильственной смерти. (ЕленаГлинская)

IV тур

Криптограммы

Ведущий: Выполните следующее задание

1. Прочитайте название народно-патриотическойповести XVII века

Ключ

(“Повесть об Азовском осадном сидении”)

2. Пользуясь ключом, прочитайте имя человека,который продолжил дело печатника И. Федорова

Ключ

(Андроник Невежа)

V тур

Афоризмы

Ведущий: По описанию вы должны узнать, о какомкрылатом выражении идёт речь

  1. Эти слова имеют близкий смысл: обмануть,обжулить, перехитрить, хотя и связаны они сименами святых и с праздниками, в их честьустраиваемыми. В дни этих святых – 23 апреля , 26ноября и 1 ноября крестьяне до введениякрепостного права на Руси могли переходить отодного барина к другому. Во время расчета междухозяином и работником каждая сторона стараласьзащитить свои интересы, а потому пускалась навсякие ухищрения, а порой и обман. Отсюда ивозникли эти слова. (Объегорить и подкузьмить)
  2. Этим словом в Московской Руси называлсярасшитый воротник боярской одежды. В дни ИванаГрозного подвергшегося опале и гневу бояринанередко сажали на тощую клячу, спиной вперёд,надев на него одежду наизнанку. В таком видеопального возили по всему городу под свист иулюлюканье толпы. Сейчас это выражение означает“ поступить вопреки общепринятому иестественному ”. (Шиворот-навыворот)
  3. На торжественных церемониях бояре должны былизанимать места строго по чину и знатности. Междуними всегда шли споры о том, кто знатнее. Отсюда ипошло это выражение. (Поставить на место)
  4. Автором этого выражения считают Ивана Грозного.Митрополит Московский Филипп, в своихмногочисленных грамотах к царю стремилсяубедить его отказаться от проводимой практикитеррора, отменить опричнину. Грозный строптивогомитрополита презрительно называл Филькой, а егопослания… это выражение означает документ, неимеющий юридической силы (Филькина грамота)

VI тур

Неожиданное задание

Ведущий: Это творческий конкурс. Команды должныразыграть следующие сценки:

1 команда - И. Грозный убивает сына.

2Покорение Ермаком Сибири



3 - Взятие Казани

4 — Избрание М. Романова царем

Подведение итогов

Ведущий подсчитывает баллы, объявляет команду– победительницу.

Выставляются оценки




Следующий: