Игра Силы в природе. Тепловые явления


Игровые технологии можно использовать на любом
этапе урока при изучении любой темы. Опыт
показывает, что такие методы действительно
эффективны и повышают качество знаний. Учащиеся,
даже слабые, с удовольствием работают на таких
уроках. Можно придумать интересные вопросы,
познавательные задачи, необычные конкурсы и
задания любой сложности. Предлагаемый урок можно
взять за основу, но при необходимости вносить
свою корректировку изменяя задания в
зависимости от способностей и интересов
аудитории.

На этапе подготовки к уроку

необходимо
определить помощников преподавателя и дать
задание учащимся, за две недели:

1) подготовить презентации по темам: «Силы в
природе», «Сила тяжести», «Сила упругости»,
«Сила трения»;

2) придумать стихотворение, песню или частушку о
физике;

3) повторить пройденные темы;

4) разделить группу на две (или четыре) команды.

Цели урока

:

д и д а к т и ч е с к а я — осуществить
повторение, обобщение и закрепление основных
формул и понятий по данным разделам; обеспечить
применение знаний и способов действий по темам;
организовать деятельность по самостоятельному
применению знаний в разнообразных ситуациях.

  • р а з в и в а ю щ а я — развивать познавательную
    деятельность, интеллектуальные способности,
    творческий потенциал учащихся ; содействовать
    развитию диалогической и монологической речи,
    умений использовать такие методы познания, как
    наблюдение, гипотеза, эксперимент; осуществлять
    взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку
    учебной деятельности.
  • в о с п и т а т е л ь н а я — прививать интерес к
    предмету, окружающему миру, воспитывать
    коммуникабельность, чувство прекрасного.
  • Тип урока: урок-игра

    Оборудование:



    компьютер, мультимедийный
    проектор, презентации: «Силы в природе» (Презентация 1), «Сила тяжести» (Презентация 2), «Сила
    упругости» (Презентация 3),
    «Сила трения» (Презентация 4),
    «Гимнастика для глаз» (Презентация
    5)
    , «Тепловые явления» (Презентация
    6)
    , «бочонки» с формулами, бумага, черный
    ящик, спиртовка, зажигалка, железный стержень,
    карточки — задания в виде кроссвордов (два
    варианта), конверты с буквами для конкурса
    «Назови команду», жетоны- «смайлы» (Приложение
    6).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Преподаватель:

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня у нас открытый урок!

    Мы давайте повернемся

    И улыбкой своей поприветствуем гостей!

    Тема урока: «СИЛЫ В ПРИРОДЕ. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
    (см. Приложение 1)

    2. Актуализация знаний

    (см. Приложение
    1
    )

    В одно мгновенье видеть вечность,
    Огромный мир — в зерне песка,
    В единой горсти — бесконечность,
    И небо — в чашечке цветка!
    И.А.Бунин

    В стихотворении говорится о вечности познания
    мира. Приступим и мы к познанию.

    Проверка домашнего задания:

    Опрос по карточкам — заданиям в виде
    кроссвордов (два варианта по 10 вопросов).

    Выполняем в течение 5 минут.

    Обмениваемся кроссвордами с рядом сидящим
    товарищем. Проверяем работы, используя метод
    взаимопроверки и ответы на кроссворды (см.
    Презентация 1).

    3. Закрепление материала

    Преподаватель:


    Мы продолжаем наш урок
    И всем конечно невдомек,
    Что здесь сейчас произойдет!
    Интрига есть? Ну что ж, вперед!
    Сегодня надо повторить, то, что успели изучить,
    Чтоб на экзамене, весной, всем нам пятерки
    получить!

    Есть у меня приятель — Стас,
    Дочурка у него — Катюша.
    Звонит он мне: «Никак она,
    Природу сил не разберет!»
    Поможем ей, ребята?
    Вот и она! Здравствуй, как дела?

    Входит Катя.


    Я знаю, силы есть в природе
    Запомнить их, никак невмочь!
    Прошу скорее мне помочь!

    Преподаватель:


    Сегодня у нас необычный урок:
    Законы механики мы изучили,
    Настала пора подвести нам итог
    О том, что узнали мы три важных силы.

    Ребята, расскажите о силах в природе.

    - Выходит студент и делает сообщение по
    презентации «Силы в природе» (Презентация
    1
    )

    - Выходит студент и делает сообщение по
    презентации «Сила тяжести» (Презентация
    2)

    - Выходит студент и делает сообщение по
    презентации «Сила упругости»
    (Презентация 3)

    - Выходит студент и делает сообщение по
    презентации «Сила трения» (Презентация
    4)

    Девочка Катя:


    Суть вещей теперь понятна,
    Смысл вещей известен всем
    Ведь без сил природы,
    Нам жилось куда сложней!

    - Спасибо. Я разобралась.



    Преподаватель:


    Мы учились, мы читали,
    Глазки наши подустали.
    Сделаем гимнастику для глаз!



    Делаем гимнастику

    по презентации
    «Гимнастика для глаз» (Презентация
    5)

    Преподаватель:


    А теперь, давайте перенесемся с вами
    С помощью машины времени
    В другое измерение…
    Про теплоту начнем рассказ,
    Все вспомним, обобщим сейчас.

    Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме »
    Тепловые явления».

    Разделимся на две команды.

    1-й конкурс. «Назови свою команду».

    Выберите капитана и соберите название команды
    из букв, лежащих в конвертах (ТЕМПЕРАТУРА,
    ДЕФОРМАЦИЯ). Команда, раньше справившаяся с
    заданием, получает первый балл. Напоминаю, что
    наши задания требуют знания и смекалки. Итоги
    конкурсов фиксируем в специальной ведомости (см. Приложение №1).

    2-й конкурс. «Интеллектуал».

    Отвечаем на вопросы. Получаем жетоны -
    «смайлы». Количество жетонов соответствует
    количеству полученных баллов.

    А. Решим кроссворд «наоборот»

    и повторим
    основные понятия темы.

    См. презентацию «Тепловые явления» (Презентация
    6).

    Б. А теперь поищем физические явления в
    художественных произведениях.

    В. Найдите физическую ошибку в тексте.

    Г. Фокус «несгораемая бумага».

    Д. Дидактическая игра. В «черном ящике».

    1) Он бывает спиртовой, электронный, комнатный,
    ртутный.

    2) Из горячего колодца через нос водица льётся.
    (чайник)

    Хоть и задрал он к верху нос,
    Но это вовсе не всерьёз.
    Ни перед кем он не гордится,
    Кто пить захочет — убедится. (чайник)

    3-й конкурс. » Заморочки из бочки».

    Учащиеся поочередно вытягивают «бочонки» на
    которых написаны формулы (Приложение
    2)
    , но пропущена одна физическая величина.
    Необходимо правильно назвать пропущенную
    физическую величину.

    4-й конкурс. «Конкурс капитанов».

    Капитаны команд решают задачи (см. Презентацию
    6), вытянув их по жребию.

    Параллельно остальные члены команд участвуют в
    пятом конкурсе.

    5-й конкурс. «Отгадалки».

    Преподаватель поочередно зачитывает загадки (Приложение 3) для каждой команды.
    Если первая команда не ответила то отвечает
    вторая. За каждый верный ответ ответивший
    получает жетон — «смайл», а команда — 1 балл.
    Наиболее активные участники в конце урока
    поощряются оценками и конфетами.

    6-й конкурс. «Мистер Икс».

    Преподаватель поочередно зачитывает
    высказывания о знаменитых ученых, физиках (Приложение 4). Учащимся
    необходимо отгадать о ком идет речь. За верный
    ответ ответивший получает жетон — «смайл», а
    команда — 1 балл.

    7-й конкурс. «Агрегатные состояния».

    Преподаватель поочередно зачитывает
    четверостишья и отгадавшие верный ответ
    получают жетон — «смайл», а команда — 1 балл (Презентация 7).

    8-й конкурс. «Творческий».

    Учащиеся зачитывают подготовленные заранее
    стихотворение, песню или частушку о физике,
    физиках, физических явлениях (Приложение
    5).

    4. Подведение итогов урока. Выставление оценок
    учащимся.

    5. Домашнее задание в трех уровнях:

    • Повторить основные формулы и определения
      стр.22-234. Готовиться к экзамену.
    • Упр.14(6)
    • Упр.14(6), Упр.15(3)
    • Придумать задачу по теме «Количество теплоты.
      Первый закон термодинамики».

    6. Рефлексия.

    Закончите предложения:

    - на занятии для меня самым важным было …

    - в нашем общении для меня самым главным было …

    - на месте преподавателя я бы …




    Следующий: