Игра Счастливый случай о символике Российского государства


Введение:



Игра составлена для учащихся
среднего звена 7–9-х классов. Участвовать могут 2-3
команды по 5-7 человек, как из одного, так и из
параллельных классов.

Цель игры: возродить утраченный
интерес к государственной символике. Изучение
важнейших символов государства, формирование к
ним уважительного отношения будет
способствовать укреплению чувства патриотизма,
гражданственности, национально – нравственных
устоев в среде учащихся, окажет благотворное
влияние на процесс становления социально –
активной личности, патриота – гражданина

В процессе игры реализуются следующие
задачи:
учащиеся не только получают
знания по истории возникновения государственных
символов России, но и знакомятся с гербом, флагом
и гимном современной России; учатся логически
мыслить, сопоставляя факты, события, явления;
развивают навыки работы с научной и справочной
литературой; проникаются уважением к своей
стране, к ее истории. Обращение к этой теме имеет
громадное воспитательное значение, ведь через
накопление знаний о государственной символике, о
значении ее важнейших элементов происходит
приобщение к богатейшему наследию и уникальному
опыту предков, утверждается понимание
неповторимости родной страны.

Методические рекомендации по проведению
мероприятия.



  • Подготовительный этап. Подготовку к игре
    желательно начать заранее. С помощью опережающих
    заданий следует повторить, актуализировать
    ранее изученный материал на уроках истории и
    классных часах, тематика которых в течение
    примерно месяца была посвящена изучению
    символики государства. На этом этапе учащиеся и
    классные руководители работали с книгой Н.
    Романовского, видеокассетой по символике
    государства, СД «История России». Клио Софт .
    2001., СД «Энциклопедия России». Интерактивный
    мир. 2001.
  • Учащиеся подбирали документальные и
    изобразительные материалы, конкретные
    исторические примеры. Работали и самостоятельно,
    и в группах. Поэтому первый этап игры был как
    бы организационным. Классным руководителем
    сообщалась тема игры, мотивировался выбор ее
    формулировки, выдвигалась учебная проблема и
    пути ее разрешения, оглашался список литературы.
  • Второй этап — это самостоятельная работа с
    учебными текстами в соответствии с требованиями.
    Учитель истории здесь выступает в роли
    консультанта.
  • Третий этап — коллективная работа по
    обсуждению результатов полученных знаний по
    вопросам пособия Романовского В.К. Итогом этого
    обсуждения должен стать выбор команды для
    общешкольной игры.
  • Четвертый этап-подготовка команд. В ходе
    подготовки оформляется красочное объявление о
    времени и месте игры в необычной форме
    исторической грамоты или закона о законах. Также
    готовится оформительской группой яркий
    заголовок с эпиграфом и высказываниями
    знаменитых людей. Заголовок приучает к
    осмысленному восприятию информации и
    сознательной работе с ней. Недописанные слова
    побуждают к активной познавательной работе,
    эмоциональному, образному восприятию
    способствует заголовок, заимствованный из
    известной песни “С чего начинается Родина…”

Непосредственно перед игрой совместно с
библиотекарем организована тематическая
выставка книг и публикаций.

Оформление зала:

Используются
исторические картины, подобранные учащимися
иллюстративные материалы, гербы городов, гербы,
выполненные на уроках истории, рисунки учащихся.
На доске записаны незнакомые слова, понятия,
имена, даты, географические названия. На листе
ватмана оформлена таблица результатов команд
при подсчете голосов на разных этапах игры.

Сценарий игры:

  1. Звучит музыка песни «С чего начинается
    Родина…» Участники и болельщики занимают свои
    места в актовом зале.
  2. Исполняется начало гимна Российской Федерации.
    Учащиеся слушают стоя.
  3. Стихотворение читает победитель конкурса
    чтецов.
  4. Вступление учителя истории (цели игры, порядок
    проведения, условия, оценка команд,
    представление команд и капитанов, представление
    жюри).
  5. Игра.
  6. Подведение итогов. Выступление представителей
    жюри с оценкой команд.
  7. Заключительное слово учителя (итоги, вручение
    призов и грамот).

Вводное слово.

У каждой страны есть свои геральдические
символы: герб, флаг, гимн. О том, что есть – знают
все, а вот что означают, откуда пришли – далеко не
каждый. Россия – наша Родина, мы – россияне и
обязаны знать ее символы, ведь уважение к
государственным символам – это уважение к своей
стране.

Откуда наши геральдические знаки и символы, как
они изменялись в течение многовековой истории
государства, когда утверждены современные герб,
гимн и флаг – на эти и многие другие вопросы мы
попытаемся сегодня дать ответ.

Условия игры следующие: игра состоит из 6
периодов – геймов; каждый вопрос в гейме
оценивается по пятибалльной системе,
дополнительные вопросы оцениваются в один балл,
во время игры со зрителями болельщики каждой
команды могут принести своей команде 1 балл за
правильный ответ на вопрос. Каждая команда из
трех выбирает своего капитана.

Первый гейм “Знаете ли вы их имена?”

Вам предлагаются задания, содержащие
характеристику исторических деятелей:
императоров, президентов, поэтов, музыкантов и
других знаменитых людей, имеющих отношение к
государственной символике России. Максимальный
балл за каждый правильный ответ на вопрос 5.
Первой отвечает та команда, чей капитан первым
поднимет руку.

  1. При этом императоре появился первый
    официальный гимн России на мелодию английского
    гимна “Боже, храни короля!” на слова В.
    Жуковского в 1815 году. (Император Александр 1).
  2. Этот император был инициатором создания
    собственного национального гимна России на
    музыку Львова и слова Жуковского в 1833 году. (Император
    Николай 1).
  3. Этот человек был инициатором утверждения
    “Интернационала” в качестве Государственного
    гимна РСФСР. (В.И. Ленин).
  4. Генеральный секретарь РКП б) – ВКП б) – КПСС в
    1922-1953 г.г., при котором был утвержден
    Государственный гимн СССР, его первый текст. (И.В.Сталин).
  5. Президент Российской Федерации с 2000 года,
    утвердивший современный гимн. (В.В. Путин).
  6. Этот поэт был автором первого текста
    официального гимна Российской империи.
    (Г.Державин)
    .
  7. Этот поэт является автором слов современного
    гимна Российской Федерации. (С.Михалков).
  8. При этом императоре окончательно определяется
    расположение горизонтальных цветных полос
    флага, которых официально становится
    государственным флагом, но чаще используется как
    флаг торгового флота. (Петр 1).
  9. В годы правления этого царя утверждается
    военно-морской флаг белого, синего и красного
    цветов, получивший статус государственного. (Алексей
    Михайлович Романов).
  10. 24 июля 1882 года этот император утвердил большой
    герб Российской империи. (Александр 3).

Второй гейм “Заморочки из бочки”

На столе находится бочонок, в котором
хранятся карточки лото под номерами, их всего 9.
На другом столе под этими же номерами находятся
фотографии, репродукции, рисунки предметов,
имеющих отношение к нашей теме.

Ваша задача: капитанам по очереди (начинает
капитан лидирующей команды)
вытащить номерок,
взять изображение предмета и в течение 1 минуты,
обсудив с командой, дать наиболее полное
объяснение предмету, назвав его, сказав, для чего
он предназначен, к какой эпохе относится и т.д. Каждой
команде по жребию достается по 3 номерка и
максимальное количество баллов в этом гейме 15.

  1. Шапка Мономаха. (Золотой филигранный
    остроконечный головной убор с 8 золотыми
    пластинами, яблоком-вершиной, с 4 камнями рубина,
    синего и желтого яхонта, вверху -крест с
    жемчугами на концах средне -азиатской работы с
    собольей опушкой, украшенный драгоценными
    камнями и крестом. Регалия русских великих
    князей и царей, символ самодержавия в России. В
    конце 15 века получила известность легенда о
    якобы византийском происхождении Ш.М.,
    присланной императором Константином Мономахом
    Великому князю киевскому Владимиру 2
    Мономаху-внуку. Она не противоречит политической
    теории — Москва- третий Рим.)
  2. Государственная печать Ивана 3. (Орел,
    изображенный на печати, являлся символом власти,
    силы, мудрости. Попал в Европу, благодаря
    крестоносцам. В Священной Римской империи
    правители помещали двуглавого орла на печати.
    Примерно в 12-14 веках Русь знакомится с этой
    эмблемой. Великий князь Владимирский и
    Московский Государь всея Руси Иван 3 взял это
    изображение на государственную печать. Она
    двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной
    стороне — всадник, поражающий копьем дракона, на
    другой -двуглавый орел. Карамзин считает, что
    двуглавый орел заимствован из Византии, т.к. Иван
    3 в 1472 году женился на племяннице последнего
    византийского императора Софье Палеолог.)
  3. Знаки царской власти (регалии)- венец, скипетр и
    держава Михаила Романова. (Скипетр — жезл с
    драгоценными камнями и резьбой, символ монаршей
    власти. Торжественное вручение царю было как
    знак верховной власти. Скипетр держали в правой
    руке, при большом выходе несли перед царем особые
    стряпчие. Хранится в Оружейной палате.
    Держава-“яблоко” — шар, увенчанный короной или
    крестом, (символ власти), заимствован из
    Польши (венчался на престол Лжедмитрий 1 в 1606
    году). Регалии выполнены искусными мастерами, их
    украшают драгоценные камни.)
  4. Герб Молодой Советской Республики. (Золотой
    венок из колосьев пшеницы, внутри которого, на
    фоне лучей восходящего солнца — перекрещенные
    серп и молот. В 1918 году 5 Всероссийский съезд
    Советов утвердил этот герб, его описание дано в
    первой Конституции РСФСР 1918 года. Неизменным он
    оставался до 1923 года.)
  5. Держава. (Смотри вопрос 3. Эта держава Павла 1-
    шар, осыпанный бриллиантами из синего яхонта.)
  6. Герб Петра 1. (При Петре1 герб дополняется.
    Меняется раскраска, он становится черным, фон –
    желтым — это императорские цвета). Вокруг щита с
    образом Георгия Победоносца- цепь со знаком
    ордена Святого Андрея Первозванного. Орел
    увенчивается императорскими коронами. На груди
    орла — Андреевский крест, а на крыльях- гербы
    губерний России.)
  7. Ботик Петра 1. (На этом суденышке юный Петр
    плавал по Яузе и Переяславскому озеру. Спустя
    много лет, когда Россия победоносно закончила
    Северную войну, царь назвал ботик “дедушкой
    русского флота” и приказал доставить его в
    Петербург.)
  8. Георгиевский крест. (Знак и звезда ордена св.
    Георгия. Учрежден в 1769 году. Имел четыре степени.
    Давался исключительно за военные заслуги, за
    личное мужество или выдающиеся подвиги. Орденами
    св. Георгия награждались по усмотрению
    императора. Имена орденоносцев помещались с 1849
    года на мраморных досках в Георгиевском зале
    Большого Кремлевского дворца.)
  9. Звезда ордена св. Владимира. (Знак и звезда
    ордена св. Владимира учреждена в 1782 году. Имел 4
    степени. Награждались им за военные и
    гражданские заслуги, за отличия на
    государственной службе. Девиз: “Польза, честь и
    слава”.)

Третий гейм “Геральдический”.

Герольдов мы знаем по романам и фильмам из
средневековой жизни. Закованные в латы, рыцари в
шлемах с опущенными забралами были неузнаваемы
во время сражений. И тогда на щитах появились
опознавательные знаки. Со временем они сделались
родовыми и начали передаваться по наследству.
Назвали их гербами. Появились люди, умевшие
составлять их и истолковывать. Так возникла
наука гербоведение.

Первый русский гербовник назывался Титулярник
- был создан в 17 веке. Там были помещены гербы
земель, государств, всех, с кем Россия была в
контакте. При Петре 1 в 1722 году была создана
специальная геральдическая служба.

Итак, изначально назначение геральдических
знаков — помочь отличить один род от другого, один
вид службы от других, одно государство от
другого, один город от другого. Отличить…и все.

Задача командам: в течение 5 минут нарисовать
наиболее точно и правильно герб своего районного
города — Вельск. Высшая оценка в этом гейме 5
баллов. Пока команды рисуют герб, болельщики
отвечают на вопросы по теме “Наш край” и
приносят победные очки своей команде. Каждый
правильный ответ оценивается 1 баллом.

  1. Какие племена в древности проживали на Вельской
    земле? (Чудь белоглазая, чудь заволочская).
  2. Когда возникло поселение Вельск? (1137 год).
  3. Назовите имена князей-покорителей земли
    Вельской. (При Василии 1 Вельская земля в 14 веке
    вошла в состав Новгородской).
  4. Какова общая площадь Архангельской области?
    (589,9 тыс. кв. км.)
  5. Какова численность населения Вельского района? (65500
    чел.)
  6. Какой наш великий земляк основал первую в
    России химическую лабораторию? (М В. Ломоносов).
  7. Название какой деревни дало название росписи по
    дереву в окрестностях деревень Заручевье,
    Озерская, Хорошевская, что ныне в Вельском
    районе? (Глубоковка, глубоковская роспись).
  8. В 1682 году противник церковной реформы протопоп
    Аввакум был сожжен в деревянном срубе одного
    северного городка. Каково его название? (Пустозерск,
    ныне не существует.)
  9. Как называется древний музей-заповедник
    северного народного зодчества? (Малые Корелы).
  10. Как называется в Вельске клуб народных ремесел,
    занимающийся возрождением плетения из бересты? (Берендей).

Четвертый гейм “Темная лошадка”.

Перед вами на столе 4 ряда карточек.

  • Первый ряд — портреты исторических деятелей
    России.
  • Второй ряд — даты их жизни или правления.
  • Третий ряд — современники этого человека.
  • Четвертый ряд — события, происшедшие в годы их
    правления или характеристика этой личности, или
    предметы, имеющие к нему какое-либо отношение.

Ваша задача — составить правильный квартет.



Команда выбирает по 2 участника. Максимальное
количество баллов не ограничено, а вот время — 2
минуты. Кто раньше, правильнее и больше за это
время соберет правильных квартетов, тот и
победит. А остальные участники команд и зрители
разгадывают кроссворд. Каждое верно отгаданное
слово-1 балл

Первый ряд.

  • Иван 3.
  • Петр 1.
  • Павел 1.
  • Александр 3.
  • Дмитрий Донской .
  • Алексей Михайлович.

Второй ряд.

  • 1462-1505 г.г.
  • 1672-1725 г.г.
  • 1796-1801 г.г.
  • 1881-1894 г.г.
  • 1363-1389 г.г.
  • 1629-1676 г.г.

Третий ряд.

  • Афанасий Никитин, Софья Палеолог, Митрополит
    Макарий, Марфа Борецкая.
  • А.Меньшиков, Карл 12, Никита Зотов, царевна Софья.
  • Екатерина 2, А.Радищев, Ф.Ушаков, Т.Костюшко.
  • И.Гриневицкий, Ю.Азеф, С.Ю.Витте, Лорис-Меликов.
  • Сергий Радонежский, митрополит Алексий, Феофан
    Грек, Андрей Рублев.
  • Богдан Хмельницкий, патриарх Никон, Степан
    Разин, Петр 1.

Четвертый ряд.

  • Женился в 1472 году на племяннице последнего
    византийского императора и позаимствовал в
    качестве герба образ двуглавого орла из
    Византии.
  • Появление корон на российском гербе было
    связано с провозглашением России империей.
  • На груди орла появляется восьмиконечный белый
    мальтийский крест.
  • Окончательно утвердил проект Большого герба
    царской России.
  • На его великокняжеском стяге красного цвета был
    изображен Иисус Христос.
  • Ввел нынешний трехцветный государственный флаг
    России. А орел на гербе был увенчан 3 коронами.

Пятый гейм “Поймай дату”.

История опирается на факты, иначе она перестала
бы быть наукой. Но история – не набор фактов, а
выражение закономерности развития человечества.
За сухими цифрами дат можно увидеть
взаимоотношения событий и явлений, живые и
реальные образы людей, их борьбу и мечты,
поражения и победы. И тогда перед нами возникает
яркая картина жизни прошлых и настоящих
поколений. Каждой команде дается 5 дат из
истории России и 5 карточек с текстами событий.
Ваша
задача — как можно быстрее и правильно подобрать
к текстам даты. Будьте внимательней, в каждом
тексте есть намек на дату. Максимальное
количество баллов в этом гейме -5.

Первая команда.

  1. ”Боже, царя храни!
    Сильный державный,
    Царствуй на славу,
    На славу нам!” (1833-1917 г.г.)
  2. ”Молодых теперь настало время
    Славить нам.
    …Здрав будь, князь,
    И вся дружина здрава!
    Слава князьям
    И дружине — слава!” (12 век).
  3. “Совет решил: — Мы на земле живем
    И нашу землю сделаем гербом.
    Пусть на гербе, как на небе, навсегда
    Сияет солнце и горит звезда!”. (1918 год).
  4. “Вам не видать таких сражений!
    Носились знамена, как тени
    В дыму огонь блестел.
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала”. (1812 год.)
  5. Французский рабочий поэт был активным
    участником Парижской Коммуны, написал гимн
    “Интернационал”, полный несокрушимой веры в
    победу рабочего класса. (1871 год.)

Вторая команда.

  1. “Вставай, проклятьем заклейменный,
    Весь мир голодных и рабов!
    Кипит наш разум возмущенный
    И смертный бой вести готов”. (1918-1943 г.г.)
  2. “Великий князь сменил княжеские одежды на
    доспехи простого воина и сражался в общей массе.
    У великокняжеского стяга находился его любимый
    боярин Бренко. С особой яростью рвались враги к
    русскому знамени, предполагая там присутствие
    князя”. (1380 год.)
  3. “В связи с утверждением нового
    государственного гимна Советского Союза
    Центральный Комитет Коммунистической партии
    постановил сохранить “Интернационал” как гимн
    нашей партии”. (1944 год.)
  4. ”По Ленину сверяя свой маршрут,
    Октябрьский красный флаг, как эстафету,
    В мир коммунизма внуки понесут!” (1918 год.)
  5. “Не будет недругом расколот
    Союз народов никогда,
    Неразделимы серп и молот,
    Земля и колос, и звезда” . (1922год)

Третья команда.

  1. “Славься, Отечество наше свободное,
    Дружбы народов надежный оплот!
    Партия Ленина – сила народная
    Нас к торжеству коммунизма ведет!” (1977-1991 г.г.)
  2. “На поле боя царила страшная теснота, люди
    рубились, держась за руки, падали под копыта
    лошадей, задыхались от обилия сбившихся в кучу
    тел. Пытались подрубить стяг, но он вновь взмывал
    над русской ратью”. (1380 год).
  3. “Москва! Шесть букв. Короткое названье,
    Но в это слово краткое легли
    Все долгие людские упованья,
    Все лучшие надежды всей земли”. (1147 год).
  4. При создании союзного государства
    провозглашались принципы добровольности,
    равноправия суверенных республик. За
    республиками сохранялось право выхода из СССР,
    их территория не могла изменяться без их
    согласия.” 1922 год.
  5. Отсутствие конкретной экономической программы,
    половинчатость и непоследовательность реформ,
    ошибки теоретиков и конкретных исполнителей
    экономических реформ привели к росту социальной
    напряженности в стране, падения рейтинга первого
    российского президента и в итоге к его
    добровольной отставке. 1999 год.

Шестой гейм “Дальше – дальше”.

Каждой команде дается время – 1 минута. Вы
должны дать как можно больше правильных ответов
на вопросы. Если вы не знаете ответа, говорите
слово “дальше”. Сколько дадите правильных
ответов, столько баллов и заработаете.

Первая команда.

  • Что означает слово гимн? (торжественная
    песня).
  • Кто автор слов гимна “Боже, царя храни”?
    (В.Жуковский).
  • Кто автор музыки современного гимна? (А.Александров).
  • Когда официально был утвержден государственный
    флаг России? (1993 год).
  • Сколько раз С.Михалков переписывал гимн России? (2
    раза).
  • Когда произошел распад СССР? (1991 год).
  • Что означает на гербе эмблема двуглавого орла?
    (символ объединения народов России).
  • Что на гербе означает единство и защиту
    государства? (держава).
  • Какой цвет на флаге означает слово правда? (белый).
  • Из какой страны была позаимствована музыка
    первого официального гимна России “Молитва
    русских”? (Англия).

Вторая команда.

  • Как дословно переводится слово “герб”?
    немецкого — наследство).
  • Кто автор слов современного гимна?
    (С.Михалков)
  • Какое музыкальное произведение стало гимном
    Советской России после Октябрьской революции?
    (“Интернационал”).
  • Когда в России на гербе появился двуглавый орел?
    (в 15 веке).
  • Когда был написан первый текст современного
    гимна России? (в 1944 году).
  • Когда была принята последняя Конституция
    Российской Федерации? (12 декабря 1993 года).
  • Что означают три короны над головами орлов? (союз
    трех ветвей власти).
  • Что на гербе является символом победы добра над
    злом? (Георгий Победоносец).
  • Какой цвет на флаге означает верность
    Отечеству? (синий).
  • Кто был автором музыки “Боже, царя храни”
    (Львов).

Третья команда.

  • Как назывались флаги в эпоху Древней Руси? (стяги).
  • Кто был соавтором С.Михалкова в создании
    государственного гимна в 1944 году? (Эль –
    Регистан).
  • Как называлась мелодия русского композитора,
    ставшая музыкальной основой государственного
    гимна в 1993 году? (“Патриотическая песня”).
  • Когда был утвержден новый государственный гимн
    России? (25 декабря 2000 года).
  • Кто был инициатором утверждения в России
    трехцветного бело-сине-красного
    государственного флага? (Алексей Михайлович
    Романов).
  • Когда отмечается День независимости России?
    (12 июня).
  • Что на гербе означает сильную власть?
    (скипетр).
  • Какой цвет на флаге означает честность,
    смелость? (красный)
  • Какого цвета флаг пришел на смену царскому
    трехцветному? (красный).
  • Кто был автором слов последнего царского гимна?
    (В.Жуковский)

Заключительный этап. Подведение
итогов.




Следующий: